Статья «Тестирование на уроках истории как средство повышения качества знаний»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВ$АТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Омская область, город Исилькуль

$Статья «Тестирование на уроках истории как средство повышения качества знаний»

подготовила Пономаренко

Татьяна Анатольевна

учитель истории и обществознания

$ 2012г.

Тест (англ.) $- испытание, проверка. Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов, способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод.

$ Тестирование является одним из наиболее эффективных видов проверки знаний и поэтому пользуется широкой популярностью в образовательном процессе. Понятно, что тестирование по истории не может заменить всё многообразие приёмов и методов, форм контроля знаний учащихся. Тем не менее, тестовые задания позволяют не только провести общий текущий контроль, выявить усвоение важнейших исторических понятий, дат и фак$тов, но и выполнять обучающие и корректирующие функции. Использование тестов приносит в процесс обучения элементы состязательности, помогает учащимся снять психологическое напряжение во время занятий, самому оценить свои знания.

Активному внедрению тестов в обучении истории способствуют многочисленные публикации в методических изданиях. В настоящее время эта тема особенно актуальна. Особых педагогических усилий требует организация активной познавательной деятельности учащихся, на что направлены вопросы и задания тестов. Практический опыт показывает, что применение тестов на уроках истории позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать умение анализировать, синтезировать, систематизировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, что позволяет превратить ученика из объекта в субъект. Введен ЕГЭ, чтобы выявить уровень подготовки выпускников по истории для проведения итоговой аттестации и отбора для поступления в вузы. Первая и вторая часть заданий представлена в виде тестов.

$$Новые формы проверки ученических знаний, прежде всего, ценятся за:

- объективность оценки результатов;

- возможное использование тестов на всех этапах обучения от первичного закрепления и систематизации до итогового контроля и оценки знаний:

- возможное использование тестов во всех формах ученической работы: фронтальной, групповой, индивидуальной в зависимости от возрастных и индивидуаль$ных особенностей школьников;

- скорость проверки результатов (особенно при использовании компьютеров).

В научной литературе выделяют два вида тестов: тесты интеллекта и тесты достижений. Различие между тестами достижений и интеллекта достаточно условно. Оно состоит в том, что тесты достижений направлены на выявление степени овладения учащимися конкретными знаниями, умениями, навыками, измерения уровня которых может осуществляться на различных этапах процесс обучения. Тесты интеллекта могут использоваться при конкурсном отборе учащихся, но ведущие места в процессе обучения занимают тесты достижений.

Тесты достижений могут использоваться на различных этапах обучения: усвоение новых знаний, формирование умений и навыков, обобщение и систематизация зна$ний.

К первой группе тестов названной "тесты специальных возможностей и достижений", относятся:

$- задания с несколькими вариантами выбора ответа;

- альтернативные задания;

- задания на восстановление соответствия.

$Задания с несколькими вариантами ответа универсальны в содержательном плане, проще других в выполнении инструкции, могут применяться во всех видах проверки, а также на всех этапах комбинированного урока и других занятиях с целью первичного закрепления,

Часто на уроках истории используются тесты с заданиями на восстановление соответствия, в которых ученикам предлагается соотнести элементы двух списков. Здесь также можно проверить историческую

информированность школьников, сосредоточить проверку на конкретных элементах знаний и познавательных умений, но сделать это в более компактной форме.

$Например, тема "Великая Отечественная война"

Соотнесите историческое событие с временным периодом:

  1. восстановление государственной границы СССР а) 1945 г.;

  2. Берлинская операция б) 1941 г.;

  3. Тегеранская конференция в) 1944 г.;

  4. Напад$ение Японии на американскую базу г) 1943 г.;

Перл- Харбор д) 1942 г.

Задания этого вида эффективны при первичном пов$торении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении. В столбцах задания могут представлены все структурные компоненты учебного исторического содержания.

Начиная с пятого класса, можно применять тесты с альтернативными заданиями, обычно содержащие некие утверждения, которые ученик должен оценить как истинные или ложные, используя слова "да" и "нет" или знаками "+" и "-". Эти тесты позволяют самым кратким путем выявить знание школьником конкретного вопроса, понимание уче$бного материала. С их помощью можно организовывать очень подробную проверку знаний учащихся, включая главные исторические факты и теоретические положения, а также неглавные, второстепенные детали и подробности. Поэтому альтернативные задания эффективны как способ проверки понимания текста учебника или первоисточника, прочитанного учащимися

самостоятельно, без предварительного объяснения темы, но чаще они используются в качестве первичного повторения и закрепления нового материала.

$Например, тема "Торговля между городами Греции и колониями на берегах Черного моря"

отметьте знаком "+" что ввозили в Грецию, а знаком "-" что вывозили

1) вино;

2) пшеницу;

3) оливковое масло;

4) изделия ремесла;

5) шкуры животных;

$ 6) ткани и драгоценности.

Сфера применения альтернативных заданий в обучении довольно ограничена из-за их существенных недостатков:

  • вероятность случайного угадывания правильного ответа в них составляет 50%; выше, чем в других тестовых заданиях;

  • $трудно формулировать утверждения, на которые однозначно можно дать ответ "да" или "нет". В связи с этим не рекомендуется использовать слова "все", "каждый", "никогда", "всегда" и т. п., в которых обычно содержится двусмысленность или противоречие.

Ко второй группе т$естов- "тестов интеллекта"- относятся задания на группировку исторической информации, на аналогию, на определение последовательности и на "исключение лишнего". Здесь знания школьников - только обязательное условие успешного выполнения ими контрольного задания. Таким образом, в сферу диагностики и оценивания группы тестов входят не только (и не столько) знания учащихся, но и их интеллектуальные способности. Если "тесты учебных достижений" преимущественно используются на этапах повторения, закрепления, проверки и контроля, то интеллектуальные задания являются органичной частью изучения нового материала, его систематизации и обобщения. $

В качестве диагностирующих методик они могут применяться на конкурсных испытаниях в классах с углубленным изучением истории и при отслеживании индивидуальных достижений школьников в процессе обучения.

ЗАДАНИЯ НА ГРУППИРОВКУ ИСТОРИЧЕСКОЙ $ИНФОРМАЦИИ

Предполагают:

- узнавание предъявленной информации;

$- анализ по заданному критерию;

- отнесение информативных блоков к соответствующим параметрам: конкретным историческим периодам, понятиям, событиям, явлениям, процессам и т.д.

Задания на группировку могут быть составлены не только на знакомом школьникам фактическом материале. В качестве «информации к размышлению» могут быть предложены новые факты, не описанные в учебнике или не упоминавшиеся на занятиях. Тогда интеллектуальная сторона этого вида теста выступает на первый план и ярко показывает, насколько профессионально и самостоятельно ученики могут провести анализ исторического материала и систематизировать его.

$ ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

наряду с тестами предыдущего вида относительно прочно вошли в обучение истории. Р$азновидностью этого вида теста являются задания расставить перечисленные исторические факты, качественные характеристики, видовые признаки и т.п. по степени их значимости, личного соотношения, например: Какие из ниже перечисленных черт были наиболее важными для средневекового человека? Расположите их в порядке убывания: благочестие, забота о спасении души, служение Богу, достижение социального возвышения, богатство и успех в делах, тяжёлый и упорный труд. Очевидно, что в выполнении таких заданий присутствует определённая доля субъективизма и однозначного, абсолютного в своём порядке варианта ответа здесь быть не может. Поэтому задания такого вида желательно применять не в качестве контрольно- оценочных, а как повод к дискуссии, формирующей собственное отношение к прошлому.

$Такой тест состоит:

а) из основной части, которая содержит утверждение или вопрос;

б) из нескольких возможных ответов, из которых надо указывать правильный.

Например, при изучении темы "Древняя Греция" в 5 классе можно использовать следующие тесты:

  1. Укажите дату$, от которой вели летосчисление древние греки:

    1. с 594 г. до н. э.;

    2. с 753 г. до н. э.;

    3. с 776 г. до н. э.;

    4. с 490 г. до н. э.

  2. Выберите названия наиболее известных спортивных игр:

      $

    1. Немейские;

    2. Олимпийские;

    3. Спартанские;

    4. Афинские.

Этот вид т$еста, по мнению психологов, самый надежный способ проверки, так как вероятность угадывания в нем значительно ниже, чем в других. Задания с вариантами выбора можно сформулировать на всех структурных компонентах учебного исторического материала и проверить.

Четко представляя особенности формирования заданий с выбором ответа учитель истории может сознательно использовать два варианта таких тестов: специальные, т.е. проверяющие конкретные задания и умения учащихся, и комплексные, воссоздающие целостное, логически стройное представление об историческом факте и диагнос$тирующие владение школьниками совокупностью знаний и умений.

ЗАДАНИЯ$ НА ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО

Школьнику предъявляется список исторических дат, имен, событий, понятий, географических названий и т.п., а он должен найти общие закономерности между элементами списка и на этом основании сделать вывод об их сходстве или различии. Аналит$ическая деятельность лежит в основе всех видов данного теста, которые отличаются друг от друга лишь заключительным действием.

Например:

1. Какой из городов "случаен" в этом списке: Любек, Новгород, Лондон, Венеция, Брюгге? (Венеция , так как все остальные - участники Ганзы.)

$ 2. Принцип образования ряда. 1240, 1242, 1410 . (Сражения русских войск с крестоносцами.)

$3.$ Продолжение ряда в заданной закономерности

а) Рюриковичи: Василий II, Иван III ... (Критерий ряда указан)

$б) Петр I, Екатерина I, Пётр II ... (Критерий не указан, в этом случае школьники должны определить его самостоятельно и объяснить логику рассуждений.)

Как это видно из примеров, тесты на «исключение лишнего» адаптируются к различным структурным компонентам учебного исторического содержания. Поэтому с их помощью можно проверять усвоение знаний, проводить систематизацию и обобщение учебного материала. Но особую роль эти задания играют в кач$естве способа актуализации ранее изученного и подготовки школьников к восприятию новой темы, связывают разрозненные исторические факты в проблемные блоки, образуют «тематические узлы», формируют сквозные темы больших исторических периодов и школьных курсов.

Такие задания особенно эффективны в письменно - устном варианте: ученики сначала работают в тетрадях, а затем устно комментируют свои ответы. Тогда наряду с воспроизведение определённых знаний по истории школьники демонстрируют умения логически мыслить, лаконично излагать свои суждения, находить нестандартные и вариативные решения.

$

Литетатура:

1. Зверева Л. «Тесты по истории 5-11 класс», Москва «Олимп» изд.АТС 2001г.

$2.Плоткин Г.М. «тестовые задания 5-11 класс», Москва, «Просвещение» 2002г.

3. http://studentbank.ru

4. http://xpt.narod.ru

Post Comment