Урок обобщения и систематизации знаний в 5 классе по разделам «Западная Азия, Индия и Китай в древности»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа c углубленным изучением отдельных предметов 36»

Респ$ублики Мордовия

Конспект урока по

истории

(Урок обобщения и систематизации знаний в 5 классе по разделам «Западная Азия, Индия и Китай в древности»)

Подготовила:

учитель истории

Гарбузова Оксана Рафаэльевна

Саранск

2013

«Не зная прошлого, не войдешь в мир будущего».

( восточная мудрость)

Форма урока: игра «Историческая эстафета».

Цели и задачи:

Образовательные

  • повторить изученный материал по темам «Западная Азия, Индия и Китай в древности»;$

  • проверить знания ребят по изученной теме.

Развивающие

  • продолжить формирование у ребят навыков составления устного высказывания на заданную тему;

  • развивать умение логически мыслить и давать аргументированные, точные ответы на вопросы;

  • поощрять творческие способности у учащихся.

Воспитательные

  • формировать у ребят интерес к историческому прошлому разных народов;

  • научить быстро и четко организовывать свой труд.

$Оборудование.

  • документы:

а) «Так говорил Конфуций»;

б) Из анналов Салманасара III (859-824 гг. до н.э.);

в) Исторические задачи.

$Формы и методы учебной деятельности:

  1. С помощью компьютерных технологий: разгадывание кроссворда, составление рассказа, работа с картой, знание терминов.

  2. Групповая работа по изучению исторических документов и решению исторических задач.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проведение исторической эстафеты.

  3. Подведение итогов.

$ Ход исторической эстафеты.

I. Вступительное слово учителя. Объявление целей и задач.

Здравствуйте ребята, мы рады видеть вас на этом необычном уроке истории.

Несомненно, в наше время очень важно знать историю не только своего народа, но и историю других народов мира, ведь Россия – это часть мирового сообщества и нельзя считать себя образованным человеком, если ты до сих пор не понял этого.

«Не зная прошлого, не войдешь в мир будущего» – гласит восточная мудрость. Вот и мы собрались, чтобы поговорить о далеком прошлом древнего Востока.

А чтобы было интереснее, мы организуем историческую эстафету и посмотрим, кто же лучше знает историю «Западной Азии, Китая и Индии в древности».

$1 этап «Исторический кроссворд».

Чтобы разгадать его, вам предстоит дать полные и точные ответы на вопросы.

$

$

1

5

Г

У

Н

$Н

Ы

$

6

К

И

Р

2

$3

Н

Б

$

П

$

7

М

Е

Ж

Д

У

Р

Е

Ч

Ь

Е

В

Д

Р

$

И

Д

С

4

$ Я

А

8

К

И

Т

А

Й

$

Я

Д

$

9

А

Л

Ф

В

И

Т

М

$ По вертикали:

1) Как называлась столица Ассирийской державы, которая имела второе называние «логовище львов»? (Ниневия) 7 букв.

2) Кто учил в древней Индии, что главное – личное достоинство человека, а не его происхождение? (Будда) 5 букв.

3) Как называлось древнее государство, завоевавшее в VI в. до н.э. Вавилонское и Египетское царства. (Персия) 6 букв.

4) Кто по Библии был создан Богом и чье имя переводится с еврейского как «человек»? (Адам) 4 буквы.

По горизонтали:

5) От кого защищала Северный Китай «Великая китайская стена»? (гунны).

6) Как звали предводителя персов, великого полководца Древнего мира?

(Кир) 3 буквы.

  1. Как называлась древняя страна, находившаяся между двумя реками Тигр и Евфрат? (Междуречье) 10 букв.

  2. В какой стране были изобретены бумага, компас, шелковые ткани? (Китай) 5 букв.

  3. $ Что изобрели финикийцы? (Алфавит) 7букв.

2 этап «Домашнее задание».

Дома вы должны были составить небольшой рассказ по картине «Возвращение ассирийского войска из похода», где было бы употреблено как можно больше исторических деталей. Одноклассники находят исторические детали в зачитанных рассказах.

3 этап «Работа с документом».

$ На столах у каждого ряда свой исторический документ, с которым вам нужно будет работать.

В-1. С какой целью ассирийские цари совершали свои походы в соседние страны? Что забирали с собой воины? ( «Из анналов Салманасара III»).

В-2 . Каждого ли образованного человека Конфуций считал настоящим ученым? (Так говорил Конфуций).

4 этап «Знание карты».

Этот этап предусматривает проверку ваших умений правильно ориентироваться по исторической карте.

$ Задание №1: Опишите местоположение Междуречье, природно-климатические условия, назовите главные города, вспомните правителя.

Задание №2: Опишите местоположение Индии, какие реки протекают, каковы природно-климатические условия, города.

Задание №3: Опишите местоположение Китая, природно-климатические условия, занятия населения.

5 этап «Реши задачу».

На этом этапе, вам необходимо разделиться на группы по 4 человека. Каждая группа получает историческую задачу, которую нужно решить.

$6 этап «Знаешь ли ты термины?»

Нужно дать определение историческому термину:

1) брахман – индийский жрец;

2) каста – группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями;

  1. держава – большое и сильное государство;

  2. $библия – священная книга христиан;

  3. колонии – места поселения финикийцев, располагающиеся на территории разных государств.

7 этап «Кто это?» или «Что это?»

Вам необходимо отгадать, что или кто изображен на компьютерном мониторе.

  1. Конфуций – древний китайский мудрец, живший в V в. до н.э.;

  2. ассирийский воин;

  3. бог Брахма – индийский бог, из частей тела которого произошло все касты;

  4. Великая китайская стена, построенная в древнем Китае для защиты от нападения кочевников гуннов.

  1. Учитель: Сегодня мы повторили темы истории стран «Западной Азии, Индии и Китая в $древности». Остановились на главных моментах, постарались расширить свой кругозор.

Оценки.

  1. Напутствие: Любите историю, интересуйтесь тем, чего пока не знаете, и вам откроется великий мир будущего.

  2. $

Приложение № 1

Задача №1

В результате завоевания образовалось огромное Персидское царство. Наибольшего могущества оно достигло при царе Дарии I. Многие народы Дарий держал в повиновении и выколачивал из них богатую дань. Во все концы государства он посылал шпионов, которых называли «глаза и уши царя».

– Какими средствами Дарий I держал в повиновении покоренные народы? Охарактеризуете положение завоеванных стран.

Задача №2

Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.

– Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?

$ Задача №3

Решите задачу:

На гадательных костях были найдены вопросы к богам:

«Правильно ли принести в жертву военнопленных?»

«Правильно ли закапывать рабов или нет?»

«Принести в жертву 30 человек, 10 быков?»

«Если головы люда принести в жертву, царь получит помощь?»

Какие выводы можно сделать на основании этих письменных источников о хозяйстве, строе, верованиях древних китайцев?

Задача №4

Реши задачу

Знатные индийцы говорили: «Если не будет царской защиты, богатые люди будут обречены на смерть и гонения».

$ Объясните смысл этого высказывания. О какой защите здесь идет речь?

Задача №5

$

В начале первого тысячелетия до нашей эры наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.

Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано? В каких странах были сходные природные условия?

Задача №6

В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличалось от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др.

Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение.

Приложение № 2

Вариант № 1.

Из анналов Салманасара III (859-824 гг. до н.э.)

$ Салманасар III – царь Ассирии, вел борьбу с государством Урарту.

К Арзашку, царскому городу Араму урартского, я приблизился. Араму урартский испугался горечи моего сильного оружия и сильной битвы и оставил свой город. В горы Аддури он поднялся; за ним поднялся и я, сильную битву устроил я в горах, 3400 воинов поверг своим оружием, как Адад, туч над ними пролил я дождем, и кровью окрасил я горы, как шерсть, его лагерь я захватил, его колесницы, всадников, коней, мулов, телят, имущество и богатую добычу привел я с гор. Араму, свою жизнь спасая, убежал на недоступную гору. В моей могучей силе, как тур, раздавил я его страну, поселения превратил в развалины и сжег огнем.

  • С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны?

  • Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи?

Вариант №2.

Так говорил Конфуций

Стал однажды правитель расспрашивать Конфуция о том, кого можно считать ученым. Учитель сказал: «С утра до ночи отдает ученый все силы учению, ожидая, что к нему обратятся за советом.

Ученый не дорожит золотом. Его богатство – мудрость, его сокровище – верность. Живет ученый не во дворце, его дом — из глины, ворота бамбуковые, калитка камышовая. Домашние его выходят за ворота по очереди, ибо у них одно нарядное платье на всех. Едят они не каждый день».

Всякого ли образованного человека Конфуций считал настоящим ученым?

$

Список используемой литературы

  1. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.- М 2005.

  2. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000

  3. $ Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. – М., 2011.

  4. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997

  5. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1977

  6. Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира – М.,1994

  7. Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000.

7

Еще записи

Leave a Comment