Конспект урока для 6 класса по теме: “Случайность или закономерность?”

Конспект урока ИЗО в 6 классе

Тема урока: «Случайность или закономерность?»

$

Конспект урока разработала учитель ИЗО Файзуллина Л.В.

МОУ гимназия № 56, г. Ижевск, Удмуртская республика

Цель: на основе расширения и углубления знаний по семантике образов древнеудмуртского, русского, кельтского орнаментального искусства создание макета $подвески «Конь-солнце».

Задачи:

Образовательные задачи:

  • расширить кругозор учащихся в области культурологии, этнографии и нумерологии;

  • научить геометрическим построениям;

  • $ научить декорировать трёхчастную модель подвески узором на основе кельтского, удмуртского или славянского орнаментов;

Развивающие задачи:

  • развить умения высказывать и отстаивать свою точк$у зрения, аргументировать выдвинутые предположения;

  • развить умение учащихся работать с информацией, формировать у учащихся умение выделять главное, отбирать необходимый материал по предложенной теме, правильно формулировать свои мысли и делать выводы на основе анализа полученной информации;

  • развивать основы творческой деятельности в процессе выполнения бумажной модели п$одвески «Конь-солнце»;

воспитывающие задачи:

  • закрепить интерес к нумер$ологии, мифологии, филологии;

  • воспитать в учениках уверенность в своих силах;

  • воспитать толерантное отношение к другим народам.

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, мультимедийная презентация, карточки-задания для групп

Оборудование для учащихся: подготовленные учащимися результаты поиск$овых работ, чертёжные инструменты, фломастеры, ножницы, цветной картон.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 минуты.$

  2. Работа в группах (составление плана ответа) – 2 минуты.

  3. Сообщение нового материала, выступление представителей групп, вопросы – 25 минут.

  4. Закрепление полученных знаний. Практическая работа 10 минут.

  5. Подведение итогов урока – 2 минуты.

Ход урока:

  1. О$рганизационный момент:

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок, он пройдёт в форм$е Учёного Совета. На Учёном Совете решаются важные проблемы, делаются определённые выводы, намечается перспектива развития науки.

К уроку вы подготовили определённую информацию. Выслушав все сообщения, мы сделаем вывод и выполним практическую работу на закрепление полученных знаний.

Напоминаю: мы разделились на 4 группы. Это: аналитики, историки, филологи, искусствоведы. Каждая группа получает задание.

Задания группам:

$

  • Группа историков: «Подготовьте краткое сообщение об истории появления славянского, удмуртского и кельтского народов. Выслушав выступление искусствоведов, задайте им один вопрос по теме их выст$упления. Оцените выступление и вопрос аналитиков».

  • Группа аналитиков: «Подготовьте краткое сообщение о магическом значении числа «3». Выслушав выступление группы историков, задайте им один вопрос по теме их выступления. Оцените выступление и вопрос филологов».

  • Группа филологов: «Подготовьте краткое сообщение о семантическом значении слов. Выслушав выступление аналитиков, задайте им один вопрос по теме их выступления Оцените выступление и вопрос искусствоведов».

  • Группа искусствоведов: «Подготовьте краткое сообщение о семантике образа коня, трёхчастности орнамента славян$, кельтов, удмуртов. Выслушав выступление филологов, задайте им один вопрос по теме их выступления Оцените выступление и вопрос историков».

Каждой группе выданы критерии, по которым должны быть оценен$ы выступленния коллег.

  1. Работа в группах. Каждая группа обсуждает задание,

готовится к выступлению 1 представитель группы.

  1. Сообщение нового материала, выступление представителей групп:

$Академик (переодетый учитель):

Слайд 1. Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались обсудить очень важную проблему. Для её решения мы собрались здесь.

Слайд 2. Этим летом наш институт организовал две археологические экспедиции: одна экспедиция была на раскопках древнеудмуртского города Иднакар, другая экспедиция проводила раскопки на острове Ирландия. На слайде Вы видите удмуртскую подвеску «Конь-Солнце» с раскопок городища Иднакар, дымковскую игрушку из города Кирова и ирландский трискел. Эти предметы поставили перед нами вопрос: почему повторяется трёхчастность в изделиях удмуртов, славян и кельтов?$

Цель нашег$о заседания: решить, закономерность или случайность трёхчастного представления о мире у этих народов.

Чтобы сделать определённый вывод, мы должны выслушать результаты поисковой деятельности наших лучших учёных. Первыми выступают наши историки.

Слайд 3. Представитель группы учёных-историков (примерный текст выступления).

Слайд 4.Во многих научных изданиях существует предположение, что кельты и славяне имели общих предков – индоариев.

Слайд 5.$Пять сотен лет до нашей эры племена – предки этих народов вышли с полуострова Индостан. Предки кельтов направились сначала в северные Альпы, затем дальше на остров Ирландия и современную часть северной Англии и Шотландии.$

Родиной древних удмуртов является Предуралье. Племя разделилось на три части. Одна группа пошла на Запад, образовав в дальнейшем страну венгров. Другая группа двинулась дальше на север, где затем образовались народы: эстонцы, финны, водь, ижоры и др. Третья группа осталась на Урале и вошла в состав Булгарского государства. Народы древних удмуртов торговали с Ираном, Древней Индией, славянами, поэтому влияние этих народов на культуру и традиции древних удмуртов было очень велико.

Вывод: Народы существовали отдельно, изменялся язык, традиции, но мифы, основанные на заклинаниях древних индийцев, оставались очень схожими.

Слайд 6. Представитель группы учёных-аналитиков (примерный текст выступления):

$ Слайд 7. Цифра три всегда имела магическое значение. Наша планета третья от солнца в нашей солнечной системе. Скорей всего в давние времена люди чувствовали это интуитивно. Недаром землю он$и представляли на трёх китах или слонах. В представлениях славян мир делился на три части: верхний мир – правь (там жили боги), средний мир – явь (где жили люди и животные), а нижний, подземный мир – навь (там был мир мёртвых). Это трёхчастное деление наблюдается у всех рассматриваемых нами трёх народов. У удмуртов в мифах представлена модель мира: рыба, на ней бык, который держит на рогах солнце. Кельты делили мир на три стихии: огонь, земля, воздух.

Природа человека тоже троична: он мыслит понятиями, образами и символами. Поэтому мир можно представить в виде триады: рацио, эмоцио, интуицио.

Мы можем сделать вывод о том, что представление о троичности мира у этих народов не случайность, а закономернос$ть.

$ Академик: Спасибо за выступление! Мы разобрались почему у этих народов так популярна была цифра «3». Но почему популярен образ коня? На этот вопрос нам ответят филологи и искусствоведы.

Слайд 8. Представитель группы учёных-филологов (примерный текст выступления):

Нашей группе досталось самое интересное задание: мы узнали нумерологическую и смысловую характеристику слов$ «конь» (русский), «вал» (удмуртский) и «ищ» (кельтский). Получилась очень интересная информация.

Слайд 9. Оказывается, если расшифровать слово «конь», то получится следующее значение: «информационный поток, идущий сверху и проникающий в нас». Если расшифровать слово «вал», то получится следующее значение: «ведающий о высшем предназначении человека». Если расшифровать слово «ищ», то получится следующее значение: «важное воздействие». Общее для всех слов: очень важное воздейств$ие на человека.

Слайд 10 Если расшифруем нумерологическое значение букв, то окажется, что «конь» (удм.) и «ищ» (кельт.) представляют цифру 1 – начало всего, солнце. А «вал» – 8, мятежное число, бушующая бесконечная энергия. Недаром у удмуртов река – «Вала», представлялась удмуртами как бегущие по волнам кони.

Конь – преемник древнего мифологического животного – лося, «койык» (удм.), который тоже имеет нумерологическое значение 8. Возможно, поэтому образ лося заменен образом коня, заимствованным из индоевро$пейской мифологии. Этот образ стал органичной частью удмуртской мифологии.

В кельтской мифологии образ коня тоже был популярен. Боги, короли носили «конские» имена. Многие кельтские ритуалы связаны с культом лошади.

У славян конь – символ Сварога – бога неба. Это мужской, созидательный символ.

Вывод: Образ коня популярен у всех представленных народов.

$Слайд 11 Представитель группы учёных-искусствоведов (примерный текст выступления):

Слайд 12. Дом – маленькая Вселенная

У славян и удмуртов троичность прослеживается в$ строении дама: крыша – небо, сруб – земля, подпол – подземный мир. Трёхчастность видна и в украшениях окна – наличниках

Слайд 13. Трёхчастное представление о мире наблюдается и в орнаментальном искусстве.

Слайд 14. Конь – оберег представленных народов, очень популярный орнаментальный мотив.

$ Вывод: Образ коня – популярный мотив в орнаментах представленных народов.

Академик: Подведём итоги нашего заседания. Коллеги, какой вывод мы можем сделать? Прослушав все выступления, мы можем сделать вывод: образ триединого коня не случаен в культуре рассматриваемых народов, а закономерен, и закреплён ходом исторического и культурного развития народов.

Для закрепления полученной информации, выполним обереги из бумаги. Алгоритм выполнения оберегов рассмотрим на слайде.

$

Все группы выполняют задание. Одевают готовые обереги на себя. Подводят эмоциональный итог урока – приклеивают треугольники разного цвета на нарисованное дерево. Приклеиваем треугольники разного цвета.

Значение цветов:

$ Красный цвет – всё понравилось,

жёлтый цвет – понравилось, но были некоторые недочёты,

зелёный – не очень пон$равилось.

Литература

Черненко М. Мифозрение. Проект СОВА. – М.: Материк-Альфа, 2006. – 200 с.

Семёнова М. Мы – славяне: Популярная энциклопедия – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006. – 560 с.: ил.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок (в 2-х частях). – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2004 Часть 1: 288 с.; Часть 2: 288 с.$

Орнаменты народов мира: Практическое пособие / Сост. Сопровод. Текст Афонькина С.Ю. – СПб.: Кристалл, 199 – 272 с., ил.

Куликов К.И., Иванова М.Г. Семантика символов и образов древнеудмуртского искусства: Научно-методическое пособие. – Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2001. 64 с.: илл. 4 п.л.

$

4

Еще записи

Leave a Comment