Конспект урока ИЗО для 2 класса на тему: "Изображение и реальность.Зимующие птицы родного края"

Класс: 2

Учитель : Маршинина Л. В.

УМК: «Школа Росс$ии»

Учебный предмет: изобразительное искусство и художественный труд

Авторы учебника: «Изобразительное искусство и ты» Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского, тетради: Н. А. Горяева, Л. А. Неменская.

Тема урока: «Изображение и реальность. Зимующие птицы родного края .»

Цели урока:$ Обобщить и систематизировать умения и навыки работы с различными художественными материалами; познакомить с понятиями

«изображение», «реальность» на примере изображения зимующих птиц родного края, расширить кругозор младших школьников, прививать интерес к символам Грайворонского района Белгородской области и истории возникновения имени собственного родного города.

Задачи:

Образовательны$е:

  1. организовывать свой труд, место для коллективной работы;

  2. обучить планировать и анализировать трудовое задание, используя

технические схемы пошагового выполнения рисунка и планы

выполнения работы;

  1. познакомить с понятиями «изображение» и «реальность» на примере

$ изображения зимующих птиц родного края, расширить кругозор

младших шко$льников;

  1. дать представление о птицах Грайворонского района с помощью

сообщений учащихся, средств ИКТ;

  1. практическим путем определить место и среду обитания птиц,

используя пейзаж, на который учащиеся поместят изображения птиц.

Развивающие:

  1. развивать умение самостоятельно систематизировать и использовать

необходимую информацию, работая с разными источниками$

информации;

  1. формировать наблюдательность с помощью заданий: наблюдать за

птицами у кормушек, подготовить сообщения о птицах, используя

сеть интернет и справочную литературу;

  1. развивать мелкую моторику рук при помощи пальчиковой разминки

$ «Покормите птиц»;

  1. развивать умение обводить шаблоны, вырезать детали, располагать и

$наклеивать детали на лист бумаги, подбирать и смешивать цвета

акварели;

Воспитательные:

  1. формировать ценностное отношение к птицам, воспитывать любовь к $

родному краю;

  1. мотивировать стремление оказывать помощь птицам в зимний

период;

  1. создать ситуации совместной деятельности для общения в условиях совместной творческой деятельности на уроке.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Оборудование урока:

а) для учителя: презентация к уроку, изображение дерева; цветные полоски для проведения рефлексии.

$б) для учащихся: таблицы пошагового выполнения работы для каждой группы, индивидуальные текстовые сообщения учащихся о птицах , акварель, палитра, простые карандаши, бумага белая, цветная, картон, клей, кисти для клея, ножницы, гусиное перо, шаблоны голубя, вороны, дятла, снегиря .

План урока:

  1. $Организация урока.

  2. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности. Изложение материала.

  3. Практическая работа.

  4. Контроль и самоконтроль (оценка выполненной работы).

  5. $Коррекция и рефлексия.

Ход урока.

I Подготовительная часть.

1.Организацио$нный момент.

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

2. Вводная беседа по теме урока.

-Сегодня помогать нам на уроке будет Мастер Изображения.

Мастер Изображения - это художник, который передает все, что видит вокруг, и то, что ему интересно - людей, природу, животных. Причем, всматриваясь в природу, он старается отобразить ее как можно больше к действительности, реально. Поэтому т$акого художника мы называем реалистом.

- Послушайте, что он хочет вам рассказать.

(Слайд 2) Звучит стихотворение от лица Мастера Изображения.

Ребята, я весёлый мастер!

Всегда в руках держу фломастер

Со мной волшебный карандаш,

Изобразить могу всех вас,

Леса, поля и $горы,

Небесные просторы,

Летящую листву,

Далёую звезду,

Весь мир, в котором мы живём-

Реальностью зовём.

-Что же такое реальность, ребята? (Это настоящее, то, что происходит сейчас. Мы с вами в этом классе, все вместе. Это – реальность .)

Вы прочитали надпись на мольберте Мастера Изображения:

«Изображение и реальность». Это тема нашего урока.

II$ Основная часть.

  1. Постановка цели.

- Что же такое изображение? Это отражение. И сегодня мы будем

$ изображать (отражать) реальность с помощью художественных

средств. Изображение может вызвать разные чувства:

(Слайд 3) Восторг.

(Слайд 4) Печаль.

(Слайд 5) Радость.

(Слайд 6)$ Удивление

-В какое время года изображены эти птицы? (Зима) Какими птицами мы

их назовём? (Зимующими)

-Кто догадался, кому мы посвятим сегодняшний урок? (Птицам)

- Совершенно верно! А каким? (Зимующим)

(Слайд 7) Загадка о вороне, ее изображение $(Слайд 4)

-Что вы знаете о вороне? (Сообщение уч-ся)

- Где вы могли видеть изображение ворона? (На флаге и гербе)

(Слайд 8)

Флаг и герб города. Видеоролик с сообщениями учащихся. (Слайд 9)

-А в названии каких городов встречается слово ВОРОН$? (Слайд 10)

-Ребята, реальность можно передать в стихах. Послушайте

внимательно стихотворение местного поэта Виктора Кононенко

«Грайворонская баллада» в исполнении ваших одноклассников.

$(Слайд 11) Видеоролик учащиеся читают стихотворение местного

поэта Виктора Кононенко «Грайворонская баллада».

(Слайд 12) Учитель знакомит с историей возникновения личного

имени города Грайворона.$

5. Беседа о зимующих птицах, которых дети будут изображать.

-Каких ещё зимующих птиц можно увидеть в нашем крае?

Отгадайте загадку.

(Слайд 13) Загадка и изображение голубя.

-Почему голубя называют птицей мира? (Сообщение уч-ся)

$(Слайд 14) Загадка и изображение снегиря.

(Рассказ уч-ся.)

(Слайд 15) Загадка и изображение дятла.

- Как его зовут в народе? (Лесной доктор) А почему? (Сообщения учащихся).

(Слайд 13) $6. Физминутка

Давайте мы с вами руками помашем,
$ И что-нибудь птичье давайте мы скажем …
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, что мы сидим?!

Дети выполняют движения характерные птицам.

7. $Инструктаж учителя.

(Слайд 14 ) Обратите внимание на то, что в очертании тела любой

птицы лежат простейшие геометрические фигуры, которыми можно

обобщить сложную форму.

Птицы бывают разные, но у всех у них есть голова (круг),

Клюв (треугольник), туловище (овал), хвост (многоугольник),

Крылья (треугольники) и лапы (прямая или ломаная).

$-Чем покрыто их тело тело? (Покрыто перьями).

Следите за соотношением размера шеи, головы и туловища.

Найдите правильное месторасположение лап: посередине туловища, ближе к хвосту, определите их положение – вертикальное или наклонное.

8. Планирование предстоящей работы.

-Художник Изображения приготовил каждой группе свое задание.

$(Слайд 15)

1 группа изображает ворона с помощью мелков и трафарета на альбомном листе. Поэтапный план выполнения работы прилагается к заданию.

2 группа изображает снегиря с помощью акварели. Схема пошагового выполнения рисунка прилагается.

3 группа изображает дятла с помощью апплика$ции. Шаблоны и инструкция пошагового выполнения работы прилагается к заданию.

4 группа изображает голубя, приклеивая гусиное перо на обведенный контур по шаблону. Инструкция прилагается.

(Слайд 16)$ 9. Повторение правил ТБ с опасными инструментами.

(Слайд 17) 10. Пальчиковая разминка.

Зимою птицам голодно,

Тоскливо, очень холодно.

Чтобы не замерзнуть, нужно им много корма, голодная птица больше

страдает от холода. Особенно сейчас, когда закончилась рябина, семена

шишек, даже семена клена почти все съели голодные птицы.

$

Подкормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Дети выполняют движения пальчиками (кормят птиц).

11. Выполнение учащимися трудового задания.

$ Изготовление птиц .

III$. Заключительная часть.

12. Итог урока. Самоконтроль и контроль.

Дети вырезают своих птиц из фона и помещают на заранее

подготовленный учителем пейзаж. Голубя - в облака, снегиря – на

дерево, ворону - в гнездо , дятла - к дуплу. При этом рассказывают о

том, что удалось, понравилось или вызвало затруднения. Оценка

учителем работ уч-ся.

-Какие чудесные птицы у вас получились, совсем как живые, настоящие, реальные!$

-Что такое изображение и реальность?

-Как нужно относиться к птицам и животным нашего края, ребята?

(Слайд 18) 13. Рефлексия.

$-Дети! А сейчас подумайте, всё ли у вас получалось во время работы на уроке? Перед вами полосочки 3-х цветов. Посмотрите, что обозначает каждый цвет и возьмите в руку ту полосочку, которая оценит ваше состояние на уроке в реальности.

14. Уборка рабочего места.

Список использованной литературы:

  1. Алексеенко Е.В. «Современные требования к урокам технологии в начальной школе.» Методические рекомендации для студентов и молодых специалистов / У.В. Алексеенко. – Орёл: ОГОУ ДПО (ПК) с «Орловский институт усовершенствования учителей», 2011.-92с.

  2. $ Бушкова Л. Ю. «Поурочные разработки по изобразительному искусству»: 2 класс.- М.: ВАКО, 2009. – 144с. – (В помощь школьному учителю).

  3. Гусакова М. А. «Аппликация: Учеб. пособие для учащихся пед. Училищ по спец. 2002- 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение , 2$005.

  4. Коротеева Е. И. «Изобразительное искусство и ты. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – 11-е изд. – М. : Просвещение, 2008.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

учителя начальных классов МОУ

«Средняя общеобразовательная

школа с углубленным изучением

отдельных предметов» г. Грайворона

Маршининой Ларисы Вячеславовны.

В рамках проведения «Недели начальных классов» $и «Дня любителей природы» мной был проведен интегрированный урок изобразительного искусства и художественного труда.

Тема представленного урока – «Изображение и реальность. Птицы родного края.»

Цель урока: познакомить с понятиями «реальность», «анималистика» на примере изображения птиц родного края, расширять кругозор младших школьников, прививать интерес к символам грайворонского района Белгородской области и исто$рии возникновения имени собственного родного города.

Задачи:

Образовательные:

  1. сформулировать понятие «реальность», «анималистика».

  2. дать представление о птицах грайворонского района;

  3. составить и систематизировать представления об особенностях птиц родного края;

  4. $

  5. практическим путем определить место и среду обитания птиц.

Развивающие:

  1. развивать умение самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию, работая со справочной и дополнительной литературой;

  2. развивать аналитико-синтетические процессы мышления;

  3. развивать познавательную активность;

  4. развивать воображение.

Воспитательные:

  1. формирование ценностно-ориентированного отношения к птицам родного края, как к природной ценности;

  2. воспитывать любовь к родному краю, мотивированное стремление беречь и охранять природу родного края;

  3. $формирование навыков совместной деятельности посредством использования личного опыта и опыта других при анализе экологических объектов.

Традиционно в своей работе я использую проблемные методы формулирования темы и целей урока. На уроке в качестве дидактической игры я предложила загадки о птицах и знакомство с художниками - анималистами, что и послужило по$дсказкой к самостоятельной формулировке темы младшими школьниками. Я, как учитель лишь конкретизировала ее «Изображение и реальность. Птицы родного края».

Тем самым, в начале урока целенаправленно была создана атмосфера заинтересованного изучения материала. Работу по теме урока предворял самостоятельный сбор информации по индивидуальному заданию учителя для каждой группы. Работа в группах позволила организовать сплоченные действия и дала положительный результат.

В единой логике были построены все этапы урока. Я предложила учащимся работу в группах, предварительно определив разноуровневые задания для каждой из них, которые сопровождались пошаговым инструктажем.

Проверка результативности я организовала в форме защиты проектной работы «Птицы родного края». Учащиеся использовали приемы самоконтро$ля, самооценки, осознанно отвечали на вопросы и комментировали ответы своих товарищей, осуществляя при этом нравственный диалог.

В соответствии со здоровьесберегающими технологиями была проведена тематическая физкультминутка, которая органично связала предыдущие и последующие этапы урока.

Рефлексия полученных знаний была организована с использованием методики «Птичий двор». Каждый ребенок «нашел» себя на птичьем дворе согласно своему состоянию на момент окончания урока.

Реализация воспитательного потенциала просматривалась наиболее ярко на этапе подведения итогов. Когда все изображенные птицы оказались вместе на заранее подготовленном пейзаже. Дети говорили о наступивших холодах и необходимости заботы о пернатых. Все содержание урока полностью соответствовало заявленной теме и современным дидактическим требованиям. Поставленные в начале урока цель и задачи были реализованы мной в полном объеме.

$Организованная на протяжении урока работа в группах, привела младших школьников к единому выводу о значимости бережного отношения к птицам не только родного края, но и всех животных.

Достижению цели способствовали следующие методы:

- эвристические беседы;

- проблемное изложение материала;

-частично – поисковый;

$ - проектный;

- самостоятельные работы учащихся;

- использование в качестве наглядности мультимедийной техники;

- работ$а с дидактическим раздаточным материалом.

Показателем эффективности учебного занятия, по моему мнению, явились активная познавательная деятельность учащихся в течение всего урока.

Методические рекомендации:

Если в классе есть одаренные дети в плане изобразительного искусства, то учитель может отказаться от шаблонов птиц, а предложить детям нарисовать контуры птиц самостоятельно. При проведении коррекции и рефлексии необходимо большее внимание уделять положительным моментам работ, а неудачи детей сглаживать. Это необходимо для поддержания интереса к предмету у слабых детей.

Post Comment