Конспект урока ИЗО «Грачи прилетели». Рисование березовой рощи»

Государственное бюджетно-образовательн$ое учреждение

Санаторный детский дом №48 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей города Москвы

Департамента социальной защиты населения города Москвы

Конспект урока ИЗО «Грачи прилетели». Рисование березовой рощи»

подготовила воспитатель

$ Павловская Ольга Викторовна

$ г. Москва

2013

Программное содержание.

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством художника.

А.К.Саврасова; его картиной «Грачи прилетели». Закреплять у детей навык рисования берез. Продолжать учить передавать строение дерева: ствол, ветки (от ствола идут толстые ветки, смотрят вверх, на них – ветки потоньше, смотрят немного вбок, на них – тонкие ветки, которые свисают вниз). Развивать у детей чувство цвета. Закреплять белый, серый, черный цвет. Учить составлять светлые оттенки: светло-серый. Развивать чувство композиции. Учить рас$полагать несколько деревьев, рисуя их в два плана.

  1. $Закреплять умение рисовать краской-гуашь, промывать кисть лишь при переходе к новому цвету, осушать ее при помощи тряпочки. Учить делать предварительный набросок карандашом (не сильно нажимать на карандаш), учить пользоваться ластиком. Продолжать учить детей рисовать линии (толстые и тонкие).

  2. Развивать у детей интерес к живописи, к творчеству русских художников. Учить видеть средства выразительности, развивать художественный вкус, чувство цвета, умение оценивать свою работу и работы товарищей. Воспитывать аккуратность, самостоятельность в работе, умение мыслить творчески, умение слушать воспитателя и следить за его рассказом и показом. Развивать интерес к процессу рисования.

Материалы и оборудование.

$Тонированные листы (в 2 плана), кисточки, краски-гуашь (черная, белая), палитра, простой карандаш, ластик (один у воспитателя), картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели», портрет А.Саврасова художника Волкова И.П., компакт-диск "Голоса птиц", иллюстрации с изображением берез.

Предварительная работа.

Рассматривание берез на участке, рассматривание березовой рощи на иллюстрации.

Организационные моменты.

$ Воспитатель: Сегодня у нас будет необычное занятие. Я вам расскажу о русском художнике Алексее Кондратьевиче Саврасове. Рассмотрим самую известную его картину «Грачи прилетели». А затем мы будем сами, как художники рисовать березовую рощу.

$Рассказ о художнике.

А.К.Саврасов русский художник, который писал прекрасные пейзажи нашей Родины. Он родился очень давно – 183 года назад в семье владельца маленького магазинчика. Вскоре его отец разорился. Денег все время не хватало. Но Алеша все-таки смог поступить и окончить школу художников, в которой затем стал преподавать. Работая учителем, он женился на девушке София. У них родились 4 дочки. Саврасов много работал, писал картины в разных странах, чтобы прокормить семью, но успеха и денег не было.

И вот однажды, на одной из выставок появилась картина Саврасова «Лосиный остров». Ее заметил Павел Михайлович Третьяков – богатый человек, люб$ящий и понимающий живопись. (Это третьяков создал знаменитую Третьяковскую галерею в Москве). Он купил у Саврасова эту картину за большие деньги. На полученные деньги Саврасов смог поехать на Волгу и написать там прекрасные пейзажи, которые хорошо раскупались. У Саврасова стало много у$чеников. Но как только в семье появились деньги, жена Саврасова – София поссорилась с мужем и ушла от него, забрав дочерей. А.К.Саврасов очень долго переживал, заболел и вскоре умер. Но для нас остались его прекрасные картины. Самая известная картина «Грачи прилетели» сейчас перед вами.

Ребята, сейчас вы закроете глаза и будете слушать и представлять то, о чем рассказывается в стихотворении Ивана Бунина  (включается диск с голосами грачей):

Бушует талая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
… Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи, каком стоишь

И слышишь свежий запах сада
$И теплый запах талых крыш.

Обследование картины.

Воспитатель. Как вы думаете, какое время года изображено на картине?

$ Дети. Весна.

Воспитатель. А по каким признакам вы это узнали?

Дети. Снег тает, проталины, лужи, небо в тучах.

Воспитатель. Посмотрите, как живописно изобразил художник снег. Скажите, он на картине белый?

$ Дети. Нет, он разноцветный: черный, серый, голубой.

Воспитатель. Посмотрите на небе. Как вы узнали, что это весеннее небо?

Дети. Тучи тяжелые, но сквозь них проглядывает голубое небо.

Воспитатель. Посмотрите на березки – они голые, сырые, но снега на них, как зимой, уже нет. Ну, а главный признак того, что это весна, какой? Он есть в названии картины.

Дети. $Грачи прилетают весной.

Воспитатель. Конечно! Видите, сколько их летает, сидит на деревьях. Мы даже можем представить, как они кричат. А как вы думаете, что делают грачи на деревьях?

Дети. Вьют гнезда.

Воспитатель. Вот на картине один грач сидит на земле и держит в клюве веточку – наверное,$ для гнезда.

Ребята, но ведь художник, рисуя картину, не только хочет показать нам, что он видел, но и передать, то настроение, которое у него было в тот момент.

А какие чувства испытываете вы, глядя на картину Саврасова «Грачи прилетели»?

Дети. $Будто дует сырой прохладный ветер; чувствуется весенняя сырость; журчит талая вода; громко кричат грачи.

Воспитатель. Как вы думаете, эта картина нарисована в городе или деревне?

Дети. В деревне.

Воспитатель. А почему вы так $решили?

Деревянный забор, деревянный домик, маленькая облупленная церквушка.

Воспитатель. Посмотрите, какие дали – ни домика, только поля да поля.

Обратите внимание на березу. Показывает иллюстрации с изображением березы.

Какое интересное строение у ее веток: прямо от ствола идут толстые ветки. Куда они смотрят?

Дети. Вверх.

Воспитатель. На них располагаются ветки потоньше и смотрят они вбок, а на них совсем тонкие. А куда смотрят тонкие веточки?

$ Дети. Вниз.

Воспитатель. Правильно, тонкие веточки свисают к земле. Какого цвета ствол у березы?

Дети. Белый, внизу темно-серый, вдоль всего ствола располагаются горизонтальные линии черного цвета.

Воспитатель. Какого цвета ветки у березы?

Дети. Толстые ветки – белого цвета, потоньше – серые, тоненьки – черные.

Воспитатель. Ребята, а из каких цветов можно составить серый цвет?

$ Дети. Из черного и белого цв$ета.

Воспитатель. А как сделать светло-серый цвет?

Дети. В серый цвет добавляем белый или смешиваем черный с белым, но белого добавляем больше, чем черного.

Воспитатель. Смешивать краски вы будете на палитре.

Как будет удобнее расположить листы бумаги?

Д$ети. Горизонтально.

Воспитатель. Как показать, что одни березы растут ближе, а другие дальше?

Дети. Березы, которые вдалеке располагаются выше и меньшего размера, чем те, которые близко.

Воспитатель. Прежде чем рисовать красками, сделайте набросок простым карандашом. Сильно на карандаш не нажимайте. Если что-то не получается, $я вам дам ластик, и вы сможете поправить ошибку.

Дети приступают к работе.

Индивидуальная работа с детьми.

  • Если ребенку сложно передать строение березы, воспитатель повторно разбирает ее строение и предлагает попробовать нарисовать березу на своем листе.

  • Напомнить детям, как составляется серый цвет.

  • Напомнить, чтобы линии получились тонкие, надо рисовать кончиком кисти.

  • $ Напомнить, что необходимо промывать кисть при переходе к другой краске, промакивать кисть го тряпочку, пользоваться подставкой для кисточек.

Анализ детских работ.

Когда дети закончили работу провести анализ детских рисунков, отметить, кто очень старался, а кто мог нарисовать и лучше.

Воспитатель предлагает детям:

$ - показать понравившуюся им работу, объяснить, чем она им понравилась;

- найти похожие работы;

- найти незаконченную работу и сказать, что на ней не закончено;

- выделить аккуратные работы;

- найти работы с самыми выразительными березами.

$

$

$

Список используемой литературы

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.. от рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: «Мозаика-Синтез», 2011

  2. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование$, конспекты занятий/ Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: ТЦ Сфера, 2007

  3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011

  4. Ушакова О.С., Струнина Е.М., Шадрина Л.Г., Колунова Л.А., Соловьева Н.В., Савушкина Е.В. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. Ушаковой О.С. – М.: ТЦ Сфера, 2001

Использованные материалы $и Интернет-ресурсы

  1. «Голоса птиц», CD, 2009

2. http://dohcolonoc.ru

Post Comment