Конспект урока по теме: «Портрет. Виды и типы портрета. Описание портрета»
Тема урока: «Портрет. Виды и типы портрета. Описание портрета».
Автор: Куприна Евгения Владимировна, учитель МХК и истории изобразительного искусства МОУ школы № 124 г.о. Самара
Тип урока: Итоговый обобщающий урок с элементами пассивного опроса (с использованием мультимедийных средств (проектор, интерактивная дос$ка или экран)).
Цель: проводя ит$оговое обобщающее занятие по разделу: «Портрет», напомнить учащимся о том, что такое портрет, его основные типы, а также, исходя из полученных знаний, научить описывать портрет.
Задачи:
-
выявить способность обобщать и систематизировать полученные знания;
-
развить способность учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению произведений искусства.
Зрительный ряд: презентация PowerPoint (описание слайдов дано в самой презентации, а также в $Приложении4), в которую включены произведения живописи, графики, скульптуры и ювелирного искусства (портреты разных эпох), фотографии, также при возможности можно использовать фрагменты документального фильма «Портрет» (издательство «Кордис», серия «Русский музей детям»).
$Для учащихся: рабочая тетрадь, письменные принадлежности.
Ход урока (краткое описание)
-
Вводная беседа (2 мин)
-
сообщение темы итогового урока (1 мин)
-
формулировка целей и задач данного урока (1 мин)
-
-
Повторение и систематизация полученных ранее$ знаний (23 мин)
-
повторение понятия «портрет» (1 мин), выявление основной особенности портрета (с помощью объяснений учителя, либо путем просмотра видеофрагмента документального фильма «Портрет» (издательство «Кордис», серия «Русский музей детям»; иллюстрирующий видеофрагмент «Портрет В.В.Стасова» 3 мин) и обсуждение увиденного (2 мин));
-
составление схемы «Описание портрета» /Приложение1/, путем повторения полученных ранее знаний о типах портрета (8 мин);
-
проведение физкультминутки (2 мин) /$Приложение2/;
-
пример анализа портрета (3 мин)
-
-
Обобщение и закрепление знаний (14 мин)
-
выполнение контрольной работы, в которой учащимся предлагается распределить номера представленных портретов по типам (4 мин) /Приложение3/;
- $
анализ представленных портретов по вариантам (10 мин)
-
-
Подведение итогов (1 мин)
Ход урока (подробное описание)
-
Вводная беседа (2 мин)
-
сообщение темы итогового урока (1 мин)
-
формулировка целей и задач данного урока (1 мин)
Здравствуйте, садитесь слайд 1
Сегодня, мы завершаем изучение одного из жанров изобразительного искусства – портрет. Урок итоговый и во второй его части вы должны б$удете самостоятельно, по вариантам проанализировать несколько портретов. Но перед этим, для того чтобы успешно выполнить самостоятельную работу, вы должны вспомнить, что такое портрет, каковы его особенности и какие основные виды портрета существуют.
Откройте тетради и запишите тему урока слайд 1
-
Повторение и систематиза$ция полученных ранее знаний (23 мин)
-
повторение понятия «портрет» (1 мин), выявление основной особенности портрета, либо с помощью объяснений учителя, либо путем просмотра видеофрагмента (3 мин) и обсуждение увиденного (2 мин), просмотр иллюстрирующего видеофрагмента «Портрет В.В.Стасова» 3 мин);
Итак, что же такое портрет? слайд 2
Учащиеся вспоминают определение портрета.
$Каждый из портретов должен обладать особым качеством. слайд 3
Учитель помогает ученикам сформулировать мысль о том, что главное качество: это сходство изображения и оригинала, не только внешнее, но и внутреннее.
Итак, какова главная особенность? слайд 3
$
-
составление схемы «Анализ портрета», путем повторения полученных ранее знаний о типах портрета (8 мин) /Приложение1/;
Итак, мы вспомнили, что такое жанр «портрет» и какова его главная особенность.
А сейчас мы должны составить план, по которому вы в дальнейшем будете анализировать портрет. Для того, что бы составить план, нужно вспомнить, на какие типы мы можем разделить портреты. слайд 4 и работа со слайдами с 5 по 16 (в представленной презентации даны подробные пояснения к слайдам).
$
-
проведение физкультминутки (2 мин) /Приложение2/;
-
Обобщение и закрепление знаний (14 мин)
-
выполнение контрольной работы, в которой у$чащимся предлагается распределить номера представленных портретов по типам (4 мин)
Перед вами 6 картин, 6 разных портретов. Пожалуйста, выполните задание слайд 20 /Приложение3/
-
пример анализа портрета (3 мин)
Итак, мы составили план, по которому вы будете анализировать портреты. Перед у$роком я раздала каждому из вас этот план. Пожалуйста, возьмите клей и приклейте его в тетрадь /Приложение1/. По этому плану попробуем проанализировать представленный портрет слайд 17
-
анализ представленных портретов по вариантам (10 мин) слайд 20
С новой строки запишите: ЗАДАНИЕ № 2.
Разобьемся на варианты: I и II..
-
$Подведение итогов (1 мин)