Урок для 1 класса по теме: "Изображать можно то, что невидимо (настроение). Золотая осень"

Су$ханова Виктория Владимировна,

учитель изобразительного искусства

МОУ СОШ № 36 г. Белгорода

Класс: 1.

УМК: «Изобразительное искусство и художественный труд»

(Неменский Б.М.)

Учебный предмет: Изобразительное искусство.

Тема урока: Изображать можно то, что невидимо (настроение). Золотая осень.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с эмоциональным восприятием цвета, с передачей состояния природы с помощью ограничения палитры (яркие теплые цвета.)

  2. Составить у учащихся представление о пейзаже; о различных способах изображения солнца, деревьев; о вариантах $их расположения на листе бумаги.

  3. Познакомить с творчеством художников, изображавших осень (Исаак Левитан, Василий Поленов, Иван Шишкин, Архип Куинджи).

  4. Развивать эстетическую отзывчивости ребенка, память, воображение, пространственное мышление.

  5. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе, осенним деревьям.$

Тип урока: Урок комплексного применения и использования знаний.

Оборудование урока:

Для учителя:

  1. Репродукции картин Исаака Левитана, Василия Поленова, Ивана Шишкина, Архипа Куинджи.

  2. Методические пособия – варианты изображения солнца и различных пород деревьев, варианты расположения элементов пейзажа на горизонтальном или вертикальном формате бумаги.

  3. Мультимедийная презентация.

  4. Бумага $формата А 3 или А 2.

  5. Гуашь, кисти, палитра, баночка с водой, тряпочка.

Для учащихся:

  1. Бумага формата А 3 или А 4.

  2. Гуашь, кисти, пал$итра, баночка с водой, тряпочка.

Структура (план) урока:

  1. Организация начала урока

  2. Подготовка к усвоению нового учебного материала.

  3. Усвоение новых знаний.

  4. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

  5. Выполнение практической работы. Закрепление новых знаний.

  6. Подведен$ие итогов урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Мы за парту ти$хо сели

И на доску посмотрели.

  1. Вводная беседа. Сообщение темы.

Послушайте стихотворение и попробуйте угадать, о каком времени года в нем идет речь.

А. Барто ЖУК

Мы не заметили жука

$И рамы зимние закрыли,

А он живой, он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья...

И я зову на помощь маму:

-Там жук живой!

Раскроем раму!

Правильно, речь идет об осени.

Какое настроение у осени?

(Разное, бывают дни с пасмурной, хмурой, дождливой погодой, когда все небо серое, солнышка не видно – настроение печальное или грустное.

Бывают дни, когда светит солнце ярко, как летом, деревья и земля переливаются яркими красками разноцветных листьев – настроение веселое, радостное).

Да, в такие $яркие солнечные осенние дни вспоминаются строки

Ивана Алексеевича Бунина из стихотворения «Листопад»:

Лес, точно терем $расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной.

Стоит над светлою поляной.

Сегодня на уроке мы научимся изображать то, что невидимо. Мы будем изображать настроение.

Давайте посмотрим, как изображали осень известные художники:

Исаак Левитан. Золотая осень.

1895. Холст, масло. 82 x 126. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Раскрытие «сокровенной тайны» в природе, ее большого духовного со$держания было постоянным стремлением Левитана на всем протяжении его недолгой творческой жизни.

Левитан создал много картин, посвященных русской осени.

На картинах Исаака Левитана осень представлена во всем ее многообразном великолепии. В творческом наследии художника около ста "осенних" картин, не считая этюдов, эскизов, многочисленных рисунков и набросков.

В$асилий Поленов. Золотая осень.

1893. Холст, ма$сло. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область, Россия.

Многие годы жизни на берегу Оки не разочаровали художника в ее красотах. Поленов продолжал нежно любить эту природу и, прежде всего, за разлитую в ней гармонию. Он запечатлевает Оку в различные времена года, в различных ее состояниях, давая настоящую летопись ее жизни, полную поэзии и глубокой правды: «Ранний снег», «Летом на Оке», «Золотая осень», «Осень на Оке близ Тарусы».

«Золотая осень» Поленова - символ русской природы. Поленов сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.

$

Иван Шишкин. Осень.

1892. Холст, масло.

Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

Шишкин приобрел редкое мастерство – умение перенести русский лес на картину. Перенести так, что малейшая травинка на холсте видна, и от него не масляной краской, а ароматом цветов и хвои тянет.

Едва ли не половину жизни провел Шишкин в лесу, на этюдах. Учась в Академии художеств, он получил множество академических наград и был послан в Германию совершенствовать$ся в искусстве ландшафта.

«Царем лесов» называли художника современники. «Облюбовав этюд, он обыкновенно расчищал кустарники, обрубал сучки, – писала племянница художника, – чтобы ничего не мешало ему видеть выбранную им картину, потом устраивал с$ебе сиденье из сучьев, делал простой мольберт и располагался как дома». Он умел удобно устроиться над водой на какой-нибудь упавшей березе, чувствуя себя там свободно, причем писал

Архип Куинджи. Осень.

1890-1895. Бумага на холсте, масло. 36,8 x 58,7.

Государственный Русский Музей,

Санкт Петербург, Россия.

Куинджи Архип Иванович - известный живописец. Родился в 1842 г. в семье сапожник$а в Мариуполе.

С ранних лет проявилось у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги.

Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света.

3.Объяснение нового материала.

Чтобы вам передать в пейзаже, изображающем золотую осень, настроение, необходимо выполнить несколько задач:

  1. Продумать, какие предметы б$удут изображены на вашей картине. Это могут быть деревья, дома, солнце и любые другие предметы, которые можно встретить в пейзаже.

  2. Продумать, как именно будут изображены эти предметы.

  3. Определить, вертикальный или горизонтальный формат бумаги вам необходим.

    $

  4. Выбрать, как предметы будут расположены на данном формате (художники говорят – закомпоновать предметы на листе бумаги).

  5. Взять яркие цвета (в основном потребуются теплые цвета), выполнить работу в цвете.

  6. Проанализировать выполненную работу – удалось ли вам нарисовать золотую осень? Удалось ли передать яркое солнечное настроение последних теплых деньков?

Посмотрите, как по-разному можно изобразить на картине солнце:

$

Посмотрите, как по-разному можно изобразить на картине деревья:

  1. Варианты контурного изображения:

$

  1. Варианты графического изображения:

$

$

Варианты размещения элементов пейзажа на листе бумаги деревья:

  1. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.

  1. Практический показ учителем варианта выпо$лнения пейзажа.

  2. Самостоятельная работа детей.

  3. Выставка работ учащихся.

  4. Итог урока. Рефлексия.

Список использованной литературы:

  1. Стариченко Н.Л. Принцип многообразия в детских рисунках – основа художественного развития личности./ В сборнике «Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания. Материалы международной конференции «Искусство и дети: проблемы и перспективы развития культуры мира в 21 веке»17-19 февраля 2003г.» - М.: Институт художественного образования РАО, 2003г.

$

http://festival.1september.ru/articles/213098/ - физкультминутка

http://smallbay.ru/kuingi.html - об Архипе Куинжди

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26153/$ - о Иване Шишкине

http://www.tanais.info/art/pic/shishkin34.html - картины Исаака Левитана, Василия Поленова, Ивана Шишкина, Архипа Куинджи, информация о картинах Исаака Левитана и Василия Поленова.

Post Comment