Урок изобразительного искусства в 3 классе "Архитектурные памятники г. Белёва. Средства выразительности графического рисунка"

Урок изобразительного искусства в 3 классе

(региональный компонент)

«Архитектурные памятники г. Белёва. Средства выразительности графического рисунка»

Цели урока:

  • $знакомство с одной из сторон творчества русского народа − архитектурой и памятниками градостроения г. Белёва

  • формирование нравственно-эстетических и эмоциональных качеств

  • учить понимать и видеть прекрасное

  • прививать интерес к отечественному культурному и историческому наследию

  • воспитывать патриотизм и гордость за достижения своих земляков.

$Задачи урока:

  • усвоение законов изобразительной грамоты

  • использование приёмов образной передачи действительности в рисунке различными графическими средствами

  • $овладение знаниями элементарных основ графического рисунка и средствами его выразительности

  • расширение знаний о разнообразии графических материалов

  • развитие художественного вкуса, тв$орческого воображения, изобразительных способностей.

Художественно - педагогическая идея урока: ИЗО − искусство воздействия на формирование ценностных качеств личности.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация.

  3. Обмен информацией. Исследование. Словесно − иллюстративный рассказ.

  4. Связывание информации. Терминологическая работа.

  5. Применение. Практическая работ$а учащихся.

  6. Экспресс-выставка. Анализ и оценка работ.

  7. Подведение итогов.

Оборудование.

  1. Фонозаписи.

  2. Слайды. Видеоряд.

  3. Картины Л. Г. Тонкого, В. А. Саакян-Полозовой (г. Белёв)

  4. Графические рисунки учащихся МОУ «СОШ №4 г. Белёва»: Трубецкого Никиты, Нариц Александра, Медведевой$ Ульяны.

  5. Репродукции с графических рисунков В. А. Жуковского.

Подготовка урока.

  1. Экскурсия в Спасопреображенский монастырь г. Белёва.

  2. Посещение краеведческого музея г. Белёва.

  3. Поездка в село Мишенское Белёвского района.

  4. Работа в краеведческом отделе районной библиотеки.

  5. Урок-лекция в читальном зале дет$ской библиотеки "Умельцы Белёвского края"

Развёрнутый конспект урока изо 3 класса

1.Звучит фоновая запись.

Есть в России города, чей скромный облик наполнен особой душевностью, очарованием и благородством старины. Где гармонично переплетены старое и новое, прошлое и настоящее....

Слайд с фото Завадкина В.: «г. Белёв»

Таков наш маленький городок ровесник Москвы, расположенный на живописном берегу реки Оки.$

Слайд "река Ока"

Город над кручей,

Над тихой Окой, (Слайд "Вид Белёва лето$м")

Летом - зелёный,

Белый - зимой. (Слайд "Вид Белёва зимой")

Тихие улицы

Храмы в лучах,

Солнце покоится

На куполах. (Слайд "Вид города с колокольни ")

Светлые краски,

$ Мир и покой.

Город из сказки

Над тихой Окой. (Е. Кондюрина г.Белёв)

Сегодняшний урок мы посвятим знакомству с архитектурными памятниками нашего города, а так же попробуем отобразить некоторые из них в графическом рису$нке, используя присущие этому виду искусства средства выразительности.

Слайд "Пейзаж окрестности Белёва" Картина маслом.

2. −Поэтичны белёвские места. Недаром они переполняют душу своей красотой, множатся в работах наших художников-земляков. Перед вами картины написанные Леонидом Григорьевичем Тонким, который отобразил самобытность и неповторимость природы нашего края.

а) Исследование картин:

Какие чувства вызвали эти работы?

Что изображено на них?

Какими$ материалами воспользовался художник?

Какие цвета присутствуют?

Словарь: ХОЛСТ − картина написанная масляными красками на ткани.

б) Сравнение картин:

Теперь сравните следующие работы, выполненные будущими художниками Трубецким Н. и Нариц А.

Что в них общего?

$−Одинаково ли цветовое решение?

Почему?

Опишите акварельный рисунок. Какой он?

$−А что можете сказать о втором рисунке? Ведь он не менее выразителен и красив.

3. −Всякий город славится своими памятными местами — это старинные улочки (Слайд), примечательные дома (Слайд), заповедные уголки (Слайд).

Таких мест много и у нас. Ценители архитектуры найдут здесь редкостные по своей красоте творения русских зодчих.

$Словарь: ЗОДЧИЙ − уникальный, талантливый строитель, возводивший великолепные сооружения.

Только в нашем городе счастливо сохранился бесценный по историческому значению ансамбль Спасопреображенского монастыря (Слайд).

Ведущая роль в этом окаменелом безмолвии принадлежит Преображенскому собору с его нарядным и затейливым убранством (Слайд). Это и есть наше архитектурное наследие.

Словарь: Архитектура − от латинского слова «archi» − главный и греческого и «tektoc» − возводить, строить.

На рисунке − тот же храм. В какой технике он выполнен?

$Это не просто здания: они хранители памяти. Без них это не твой, не мой, ничей город. Не родной.

Когда шуршит история страницами,

Когда она в полон тебя взяла,

Перед тобой проходят вереницами

Людские судьбы, даты и дела.

$История нашего города связана с именем великого поэта В. А. Жуковского. Родные места предстают перед нами на его рисунках.

Что видим на них? (Слайд)

Чем они выполнены?

Что делает их живы$ми, выразительными?

В какой технике они выполнены?

Работы В.А. Жуковского своеобразный документ по которому мы знакомимся с давним видом города. (Исследование фотоматериала с рисунков В. А. Жуковского. Показать на них средства выразительности графики: линии, пятна, штрихи, точки)

Работы сегодняшних школьников отображают теперешнюю действительность. (Слайд)

Белы$е церкви плывут в бесконечности,

Кладенцы, неземной чистоты.

Непокорённые граждане вечности

Белые церкви, святые кресты.

(М. Литвинова, г. Белёв)

Украшают, облагораживают наш город храмы, радуют глаз, умиротворяют душу красотой, гармоничным звоном колоколов.

$Фоновая запись колокольного звона. Слайд

Этот перезвон слышится с особой, высокой башни именуемой, колокольней или звонницей. Почти в каждом храме есть колокольни. Сохранились они и в монастыре. Сейчас полном ходом идёт их реставрация.

Физ. минутка (изображают движения художников на пленере)

Старые ступени, молчаливый камень.

Помнят песнопенья и мерцанье свеч.

$Их воспоминанья не убить снегами,

Красоту былую только не сберечь.

(М. Литвинова, г. Белёв)

5.Практическая часть.

Предлагаю Вам возродить в своих рисунках облик утраченных во времени Преображенского храма и Крестовоздви$женской колокольни.

Нарисуйте по выбору один из этих архитектурных ансамблей, воспользовавшись различными графическими материалами.

6.Экспресс выставка (характеристика работ).

Художники-графики делают то же самое, что и мы. Конечно, их картины сложнее, ведь у них больше опыта и времени. Старались и вы. Поэтому я хочу назвать Вас художниками. Получились прекрасные работы; но особенно удачны и выразительны у … .

$7.Итог урока.

Много городов в России есть,

Разных городов и непохожих.

Но витает детства дух лишь здесь

Моего и Вашего быть может.

(Д. Акимов, г. Белёв)

Ваши рисунки создали своеобразную панораму города.

Вы согласны со мной?

Спасибо за Ваш творческий труд!

С каким настроением Вы работали?

Какую технику использовали?

Вы живущ$ие, взрослеющие здесь, должны знать наследие предков, свято хранить его в своём сердце! Сегодняшний урок этому подтверждение. Это и есть наше возрождение. Возрождается в нас духовность, заполняет добрым светлым чувством.$

На высоком берегу Оки

Храмы древние среди деревьев.

Хорошо сидеть здесь у реки

И смотреть на вольное теченье.

Так же вольно жизнь везде течёт,

Город не стоит на прежнем месте,

$Времени река его несёт

В будущее, с жителями вместе.

Я закончила наш урок стихотворением моей ученицы Марины Литвиновой. Несколько лет назад, быть может, на подобном уроке зародилась в ней та необъятная любовь к белёвской земле, её святыням, которая и отразилась в её поэтическом творчестве. Я смею надеяться, что и у вас сегодняшний урок затронет струны чистой, искренней души. Спасибо за урок!

Post Comment