Влияние изобразительного искусства на культуру современного подростка

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 212

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

$

$

Влияние изобразительного искусства на культуру современного подростка

подготовила

учитель изобразительного искусства

Романова Елена Александровна

г. Санкт-Петербург

2013

Страна, которая учит рисовать

так же как читать и $писать,

превзойдет все остальные страны.

Д. Дидро

$

Художественно-эстетическое воспитание всегда рассматривалось как часть всестороннего развития. Эстетическая культура может активно влиять на духовную жизнь, трудовую деятельность, поведение, соответствующее нормам морали, выступать составной частью общественной жизни, условием развития творческих сил, средством развития личности, способной осваивать и преобразовывать действительность, воспринимать эмоционально, переживать, оценивать и создавать красоту, совершенство, гармонию в материальной жизненной среде, межличностных отношениях – во всем укладе жизни. Французский мыслитель Д. Дидро писал : «Страна, которая учит рисовать так же как читать и писать, превзойдет все остальные страны».

Ярким подтверждением этой гениальной мысли является в наши дни Япония. В первые годы после войны Япония значительно отставала от развитых стран по качеству продукции, по дизайну. За несколько десятилетий эта страна вышла на передовые рубежи в мире. Японские дети рисуют до 8 часов в неделю. Между рисованием детей и достигнутым уро$внем развития производительных сил есть связь. Известно, что при приеме на работу японский предприниматель просит соискателя сделать несколько изобразительных орнаментально-иеографических упражнений и исполнить гимн данного учреждения.Это говорит о том, что качество и искусство в Японии воспринимают однозначно.

Актуальность

$В России это не является базовой программой в школах. Поэтому актуально развивать данные тенденции на уроках изобразительного искусства, а также в рамках дополнительного образования.

Культуры современного подростка формируется стихийно в зависимости от круга интересов и сферы общения. Рекомендуется приобщать ребят к шедеврам живописи, то есть классические произведения являются основой для формирования общей культуры школьников.

Нашей целью являлось приобщение подростков к изобразительному искусству. Повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации.

$ Известно, что наряду с совершенствованием учебного процесса школа должна обеспеч$ивать нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности с учётом творческих и возрастных особенностей каждого ребёнка. Поэтому мы ставили перед собой такие задачи:

-через изучение биографий художников повысить уровень школьной мотивации к изучению изобразительного искусства,

  • организовывая деятельность школьников, предусмотреть в ней ситуацию успеха, возможность заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность,

- создание условий, максимально благоприятствующих получению знаний каждым учеником ,которые станут его культурно - образовательными потребностями.

- помочь ученикам в раскрытии его творческого потенциала, организаторских$ способностей.

Во время проведения занятий подросткам предложили проранжировать различные сферы деятельности, в зависимости от их интересов.

Материалы диагностики

  1. Определите порядковый номер каждого слова по степени значимости для вас.$

Музыка

Книги

Кроссворды

Дискотеки

Спорт

Изобразительное искусство

$Интеллектуальные игры

Кино

Театр

Природа

Устно обоснуйте свой выбор.

  1. На основе результатов ранжирования организовывается дискуссия на тему: «Нужна ли живопись современному подростку».

  1. Заполни палитру предложениями об изобразительном искусстве.

$Выявлено, что среди 10 предлагаемых направлений Изобразительное искусство занимает 8 место, то есть оно выглядит малопривлекательным для подростка. Анализируя причины такого рейтинга, мы проводили беседы и дискуссии, в ходе которых было выявлено, что половина ребят очень редко соприкасаются с изобразительным искусством, для них это нераскрытые «пласты» духовной культуры человека. Большое значение в приобщении ребенка к изобразительному искусству имеет роль педагога, как он сможет преподнести этот вид деятельности.

Продолжая работу, ребятам было предложено обозначить, что они знают, и что хотели бы узнать об $изобразительном искусстве. В результате палитра их знаний заполнилась следующим образом. Ребята 12-13 лет владеют сведениями о творчестве Леонардо да Винчи, распознают холодные и теплые тона в цвете. Дети, которые посещают художественную школу, имеют базу знаний высокого уровня в данной сфере, а так же они более эрудированны и проявляют на порядок выше уровень аналитических способностей. Подросткам интересно узнать различные виды искусства, особенно специфику декоративно-прикладного творчества, историю работ знаменитых художников разных жанров. Это то, что касается познавательной сферы.

В личностной сфере подростка изобразительная деятельность содержит большой потенциал возможностей для развития ре$бенка. Наблюдая за работой ребят в процессе рисования, приходим к выводу, что оно отражает психологическое состояние ребенка, позволяя выразить свои впечатления в рисунке. По средствам изобразительной деятельности развивается воображение (конкурсы рисунков на различные темы, построение песочных замков). Участие в Дне высокой Моды еще раз подчеркнуло, что происходит формирование эстетического вкуса (боди-арт), вызывает живой интерес у детей, глав$ное – как это преподносится, какое отношение формируется в целом.

Посещение музеев всегда является запоминающимся событием для ребенка. Экспонаты помогают понять как сквозь века в нашу жизнь вошли многие предметы. Приведем пример. С древнейших времен разноцветные камни перетирали в мелкий, очень тонкий порошок, затем смешивали его с различными связующими натуральными клеями (камедь, яйцо, казеин, желатин, мед и др.) и получали чудесные краски, которые до сих пор радуют глаз в различных произведениях искусства(фрески, иконы, графические и живописные картины, предметы декоративно-прикладного творчества). В музее есть богатейшая уникальная коллекция малахита. Знакомство с ней будет бесценно при создании иллюстраций к «Уральским сказкам» П.П. Бажова. Этот красивейший минерал также являлся в древности основой зеленого пигмента. Уникальные экспонаты музея, влекут нас в глубины морей и времен. Любуясь окаменелостями из морских глубин, юные художники находят ответ $на вопрос о пурпурной краске. В древние времена она готовилась из панцирей небольших моллюсков очень сложным способом и была весьма дорога. Жемчуг и перламутр разнообразнейших морских и речных раковин пользовались огромной любовью.

Людям всегда нравилось любоваться окружающей их природой и не случайно самые известные художники старались отобразить на своих картинах её красоту.

Один из признанных мастеров пейзажной живописи выдающийся русский художник Исаак Ильич Левитан. Еще в студенческие годы Левитан заявил о себе как о талантливом художнике-лирике. После окончания училища Левитан много езди$л с выставками по России. Сюжеты для своих картин художник искал и находил , путешествуя по русским городам и деревням в любое время года. Левитан подолгу жил в небольшом, спокойном волхском городе Плёсе,который славится своими прекрасными видами. Художник стремился как можно точнее передать всё красочное богатство родной природы, она молода и радостна, печальна и полна таинственности, сверкает з$олотом опадающих листьев и блеском тающего снега.

Пейзаж кисти Левитана часто называют «пейзажем настроения». Это значит, что природа изображается на нём так как видит её человек, когда радуется или грустит, хочет смеяться или хочет плакать. Всё увиденное им превращается на картине в отражение настроения автора. Так написаны картины «Март» и "3олотая осень», которые прочно вошли в нашу жиз$нь.

Проведем аналогии, учитывая современные возможности школьников. Важно не только пропагандировать красоту русской природы, но и обращать внимание на экологические проблемы, с которыми мы сталкиваемся повсеместно. Обращаясь к региональному компоненту, поучаствовали в проекте «Просторы Финского залива». Создавая работу, использовали различные техники изображения.

П$ереполненные жизненными впечатлениями или от прочитанной книги, ученики начинают рисовать. В сознании начинает складываться образ, и сразу же встает проблема композиции.

Важно , до начала изображения, представить, какой будет работа. Как правило, сначала юный художник выполняет несколько небольших эскизов, в которых ведет поиск наиболее выразительной композиции. На этом этапе определяется , каким будет формат картины и её размер.

$ Для активизации внеурочной деятельности и повышения интереса к живописным произведениям, организовали декаду изобразительного искусства ,старались предусмотреть в ней ситуацию успеха, возможность заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность.

События декады изобразительного искусства

Содержание занятий

$

Деятельность педагога

Деятельность подростков

1. Коллективно-творческое дело (КТД) «Рисовалка».

Задачи:

  1. Создание «ситуации успеха»

  2. Мотивация детей к изобразительной деятельности

  3. Составление словосочетаний.

  4. Рисование рисунка по словосочетанию

  5. Рассказ по рисунку

$

Фиксирует предлагаемые детьми варианты ответов. Хаотично соединяются в слова в словосочетания сущ .+ прилаг. Предлагает нарисовать рисунки к этим словосочетаниям. Например, солнечный котенок, хрустальное яблоко, умный камень и т.д.

Беседует по вопросам:

  • когда вы рисовали свой рисунок, что представляли в этот момент?

  • Легк$о ли было изображать на предложенную тему?

  • Может у кого-то появился сюжет, расскажите об этом,

  • Что вы чувствовали, когда рисовали?

Перечисляют всевозможные существительные, затем прилагательные.

Рисуют работы по предложенному словосочетанию

$ Отвечают на вопросы

  1. Дискуссия «А нужно ли посещать музеи?»

$Задача: формирование осознанного отношения к духовным ценностям человека.

1.Экскурсия

2.Дискуссия

Организует экскурсию в Русский музей.

Организует дискуссию с опорой на вопросы:

$ 1.Часто ли вы посещаете музеи?

2.Что такое картины: мудрость в рисунках или отжившие вещи?

Сопоставляет свои знания с вновь полученными сведениями.

Дискутируют по проблематике данной темы

  1. Театрализация «Экскурсия по выставке картин» (Оживление картин).

Задача: актуализация знаний по изобразительному искусству.

1.Выбор картины

$ 2.Игровая ситуация «Оживление картины»

3.Анализ деятельности

Предлагает р$азделиться на 4 группы и выбрать картины.

Организует игровую ситуацию: «Представьте, что вы герои картины, которую экскурсовод оживляет волшебной палочкой. В этот момент герои рассказывают о своих переживаниях. Изобразите это, пожалуйста».

Анализирует вместе с детьми результаты работы.

Изображают по своему усмотрению какую-либо картину.

Представляют, что они являются ее героями.

Демонстрируют полученные результаты.

$ Высказываются, что получилось, а что нет. Над чем предстоит еще поработать.

  1. КТД «В мире искусства».

Задача: знакомство с видами изобразительного искусства.

$

1.Игра «Журналист»

2.Рисование иллюстрации

3.Разгадыва$ние рисунков

4.Подведение итогов

Организация игры «Журналист».

Задание: Придумайте 3 вопроса об изобразительном искусстве и задайте их людям, которые как вы предполагаете, могут знать ответ. Полученные сведения оформите в виде статьи для газеты.

Организация беседы о том, что узнали.

Предлагает задание: нарисуйте рисунок, чтобы он отражал какой-либо вид ИЗО, а ребята смогли его отгадать.

Подводит итоги занятия вместе с детьми: что нового открыли для себя на занятии?

$

Составлют 3 вопроса об изобразительном искусстве. За 10 минут проводят интервью у разных людей.

Оформляют на листах полученные ответы.

$ Демонстрируют полученные результаты.

Рисуют иллюстрацию к полученным сведеньям и показывают ребятам, которые отгадывают, что изображено.

  1. КТД “Рисунок от природы”.

Задача: формирование умения изображать пейзаж.

1.Экскурсия по дендропарку “Орленка”.

$ 2.Рисование понравившегося уголка припроды.

3.Выставка работ.

Рассказывает о пейзаже, как об одном из жанров живописи.

Организует экскурсии по парку.

Предлагает нарисовать понравившийся уголок природы.

Организует выставку работ.

$

Любуются природой.

Создание творческой работы.

  1. КТД “У истоков творчества”.

Задача: знакомство с видами декоративно-прикладного творчества.

$ 1.Работа со стихотворением.

2.Подготовка сообщения

3.Рассказы детей о видах ДПТ

4.Рисование

5.Подведение итогов

$

Предлагает прослушать стихотворение Романовой Е.А. со следующим заданием: выпишите виды декоративно-прикладного творчества, которые встречаются.

Золотые кудри Хохломы

И огнем пылающие птицы,

Жостовское кружево весны –

Гордость нашей русской мастерицы.

Грандиозные купавки Городца,

А вот здесь гарцующие кони

Сказочных фигурок добрые сердца

Преподнесла природа нам в ладони.

Лазурью гжель кувшины расписала,

$ В потеху детям- дымковский сюжет

Искусство человека вдохновляло

Ведь это рукотворный Родины портрет.

Предлагает подготовить сообщения об одном из видов ДПТ, а в помощь используютс$я журналы «Детское творчество», «Эскиз», которые есть в библиотеке, нарисовать рисунок на выбор по ДПТ.

Анализирует с детьми результаты работы.

Выписывают подчеркнутые слова и устно поясняют$, что они означают.

$ Подготовка сообщения.

Рассказывают о том, что узнали.

Рисуют один из видов ДПТ.

Высказываются, что понравилось, чему удивились на занятиях, чем бы хотели продолжить заниматься?

  1. $ КТД “Мастера волшебной кисти”.

Задача: знакомство с творчеством русских художников.

  1. Сообщения

  2. Игра “Морской бой”. Из предложенных вариантов выбирается правильный ответ. Напротив порядкового номера вопроса по горизонтали закрашивается клетка, соответствующая букве правильного ответа, что означает попадание в цель.

  3. Беседа.

$ Предлагает подготовить сообщения о русских художниках.

Организует интеллектуальную игру «Морской бой».

1.Эти фрукты символизируют солнечную энергию и нежность, которой пропитана картина «Девочка с персиками». Кто ее автор?

2.По рекомендации врачей А.П.Чехов в последние годы жизни переехал $на юг, но очень скучал по Родине, поэтому его друг написал картину «Сумерки Стога». Кто он?

3.Оно чарует взоры каждого из нас. На его берегу создан «Орленок». Кто из данных художников изобразил его неотразимым?

4.Всю жизнь он писал хвойные леса, символизирующие вечность. Одна из его работ: «Утро в сосновом бору».

5.Он изображал крестьянскую жизнь. Ее тяготы и забавы. «Взятие снежного городка» принадлежат его кисти.

6.Художник исторического жанра, создавший полотно «Последний день Помпеи».$

7.Особенностью его картин являются сказочные сюжеты. Это «Иван Царевич на сером волке», «Аленушка», «Ковер-самолет».

8.В 18266-1833г.г. учился в 1 Московском кадетском корпусе. Стал известен благодаря работе «Сватовство майора».

9.Отражая реальность жизни, он писал портреты людей разных профессий и сословий. Его работы: «Портрет Менделеева», «Бурлаки на Волге» и т. д.

10.Великолепный портрет М.Л. Лопухиной символизирует женское очарование, нежность. Кто его создатель.

Организует беседу по вопросам

1.Что нового узнали сегодня на занятии?

$ 2.Какие открытие сделали для себя?

Изменилось ли ваше отношение к живописи? Поясните.

Рассказы о русских художниках.

$ Варианты ответов:

Р) И. Репин

Е) К.Брюллов

С) В. Серов

П) П. Федотова

У) В. Суриков

Б) В. Боровиковский

$ Л) И. Левитан

И) И.Шишкин

К) В.Васнецов

А)И. Айвазовский

$

$

Беседуют по вопросам

$

8. “Моя мечта”.

Задача: создать условия для самовыражения подростка.

1.Рисование

$ 2.Организация выставки

3.Анализ деятельности

Предлагает ребятам нарисовать свою мечту.

Организует выставку работ

Рисуют.

$ Оформляют выставку.

Высказываются, какие чувства испытывали во время рисования. Делятся впечатлениями.

9. День Высокой Моды.

Задача: знакомство с современными направлдениями изобразительного искусства.

1.Организация мастерских.

$ 2.Показ моделей

3.Подведение итогов

Предлагает детям разделиться на группы и организовать свои мастерские.

Дети работают по направлениям

1.Боди-арт (роспись тела)$

2.Создание модели одежды

3.Прически

4.Маникюр

$10. Дискуссия “Влияет ли изобразительное искусство на духовный мир подростка”.

Задача: анализирование деятельности подростками.

1.Посещение выставки

2.Дискуссия

Организует посещение выставки картин .

Организует дискуссию.

1.Повлияли ли работы художников на ваши взгляды

2.Изменился ли ваш эстетический вкус?$

3.Каких неосязаемых достижений вы достигли?

Делятся впечатлениями.

Участвуют в дискуссии.

$

В результате проведения декады изобразительного искусства были выявлены следующие показатели:

      1. Подростки стали ориентироваться в мире изобразительного искусства.

      2. Позитивные изменения произошли в проявлении эстетического вкуса.

      3. Наблюдая образцы визуального искусства, ребята стали ценностно относится к ним, у них появилось желание стать авторами творческих работ.

      4. Через изучение биографий художников повысился уровень школьной мотивации к изучению изобразительного искусства.

Таким образом, наша цель достигнута и данная работа может практиковаться в дальнейшем. Проникая в тайны изобразительного искусства, у школьников появляется потребность «всматриваться» в картины, находить причинно-сле$дственные связи, погружаться в историю различных событий. Они становятся эрудированными туристами, обогащается не только внутренний мир, но и активный словарный запас обучающегося. При сотрудничестве с методическими объединениями , приведенные выше рекомендации, можно включить в содержание и приемы работы на многих уроках, что позволит повысить уровень школьной мотивации.

Литература:

  1. Соколова Н.Д. Русский музей — детям.- СПб.: «ДЕТГИЗ-Лицей», 2003

  2. Уланов В.В. Логика организации школы.- М.:Сентябрь, 1998

  3. Экспертиза и$ мониторинг образовательных условий в современной школе/ Под ред. В.А. Ясвинина, С.А. Беловой.- М.: Смысл, 2009

Post Comment