Интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству для учащихся 9 класса по теме: "Надежда и опора России. Кто они?"

МОУ СОШ №5 имени 63-го Угличского пехотного полка

$г. Углича Ярославской области

Интегрированный урок

по литературе и изобразительному искусству для учащихся 9 класса

$Никитина Лариса Борисовна,

учитель русского языка и литературы

Баталина Марина Михайловна,

учитель искусства

Тема урока: Надежда и опора России. Кто они?

Цель урока: обобщить знания обучающихся по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» и создать проект родового дворянского герба с использованием декоративно-символического языка геральдики.

Задачи:

Личностные:$

- формировать собственную активную жизненную позицию,

- формировать умение самостоятельно работать в группе,

- развивать умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, выстраивать аргументацию, приводить примеры.

Метапредметные:

- формировать умение ст$авить цель и искать пути ее достижения,

- создать условия для определения путей решения проблемы, обозначенной автором поэмы.

Предметные:$

- формировать механизмы мышления, характерные для анализа текста,

- познакомить обучающихся с искусством геральдики, его основными законами и условностями,

- учить грамотно компоновать предметы в заданную форму и пользоваться элементами геральдики при составлении гербов,

- выявить нравственную несостоятельность помещиков в поэме Гоголя.

Демонстрационный материал:

- презентаци$я к уроку

- аппликативное пособие «Герб рода Романовых»

- экран для рефлексии

Оборудование для учащихся:

- заготовка герба

$- цветные схемы герба

- листы с рисунками-символами

- рабочие листы

- цветные стикеры для рефлексии

- ножницы

- клей

План урока

  1. Организационный момент 1 мин

  2. Определение цели урока 1-2 мин$

  3. Анализ текста поэмы (работа в группах) 12-15 мин

  4. Обучение составлению герба 6-7 мин.

  5. Работа над проектами гербов (в группах) 15-17 мин

  6. Защита проектов 5-7 мин

  7. Итог урока 1-2 мин

  8. Рефлексия 2-3 мин

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Определение цели у$рока

Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Почему помещиков можно назвать надеждой и опорой Российского государства?

(Сообщение о дворянстве 19 века)

  1. $

    Анализ текста поэмы (работа в группах)

Обратимся к тексту поэмы Гоголя «Мертвые души». Чичиков, путешествуя по России, видит разнообразных помещиков. Какие черты этих землевладельцев Гоголь укрупняет, ставит на первое место?

Прочитайте отрывки из поэмы Гоголя, ответьте на вопросы в рабочих листах.

Рабочий лист 1

  1. Прочитайте отрывок из поэмы Гоголя «Мертвые души».

  2. Найдите детали, на которые особенно хочет обратить наше внимание автор.

  3. Какие негативные человеческие качества показывает Гоголь в образе помещика?

  4. Какие символы, предметы могут рассказать об этих качествах?

4.Обучение составлению герба$

Все эти помещики – дворяне, представители сословия, занимающего высокую руководящую роль в обществе. Каждый дворянский род имел свой герб.

$- Что это такое? (Это графическое символическое изображение основных идей и принципов дворянской семьи)

Слайд 1.

Наука, изучающая гербы, называется «геральдика» - от латинского слова «геральдус» - глашатай. Так называли людей, чьей профессией было приносить какие-либо известия. Герб тоже призван нести какие-либо известия о своем хозяине.

Слайд 2.

Корни этой науки уходят в далекое прошлое. Древнейшим прообразом гербов были тотемы – изображения животных – покровителей рода или племени. У славян это был медведь, у североамериканских индейцев – лев.

$Слайд 3.

Первые гербы возникли в средневековье у рыцарей. Они с головы до ног были закованы в металл. Узнать, кто именно скрывается под доспехами, было невозможно. Поэтому рыцари стали устанавливать на рыцарских щитах различные знаки. Позже они приобрели наследственный характер и стали родовыми.

Слайд 4.

$

В России герб закреплял право на потомственное дворянское достоинство и родовые титулы. По правилам геральдики он состоял из боевого щита, шлема, короны, мантии, намета (цветных украшений, образующих фон герба), щитодержателей, девиза (указывался не во всех гербах)

Слайд 5.

При изображении гербов могли употребляться восемь красок: золотая, серебряная, красная, голубая (лазоревая), зеленая, пурпурная, черная и белая (при изображении человека разрешалось использовать телесный цвет). Первые две обозначали металлы, остальные — эмаль (финифть). Одно из правил геральдики запрещало накладывать металл на металл и финифть на финифть.

$Каждый цвет металла или финифти имел свое значение.

Попробуем поэтапно составить герб семьи Романовых – последней царской династии.

(Работа с аппликативным пособием на доске)

- Что мы можем сказать о данной семье, глядя на ее герб?

  1. Работа над проектами гербов.

Перед вами лежат заготовки щитов герба, листы с цветными изображениями и необходимые инструменты. Пользуясь рабочим листом 2, составьте герб для каждого помещика из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Рабочий лист 2

  1. Подберите фоновую финифть герба, исходя из особенностей данного героя.$

  2. Определите, какой из геральдических знаков более всего подходит данному персонажу.

  3. Подберите родовой девиз для данного дворянского рода.

  4. Выполните композиционную работу.

  5. $Подготовьтесь к защите данного проекта.

  1. Защита проектов.

  2. Итог урока

Вернемся к теме урока. Перечитайте тему, подумайте, как можно ответить на вопрос «Кто они?»

Почему этих людей нельзя назвать настоящей надеждой и опорой России?

Можно ли назвать их «мертвыми душами»? Что умерло в каждом из этих людей?

Можем л$и мы найти подобные образы в современном мире?

Почему ничего не изменилось с первой половины 19 века?

Слайд 6

Прочитайте слова Р. Роллана:

$«Есть мертвецы, в которых больше жизни, чем в живых. Но есть и живые, которые мертвее всяких мертвецов».

Как вы понимаете смысл этого высказывания?

  1. Рефлексия.

Сегодня мы составляли гербы помещиков. Хочется составить и «герб» нашего урока. Приклейте свой стикер на тот фрагмент щита, который характеризовал бы ваш интерес к данному уроку.

Post Comment