Интеллектуальная игра по комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” 9 класс

МБОУ «Макуловская средняя общеобразовательная школа»

$Вехнеуслонского района Республики Татарстан

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

по комедии А. $С. Грибоедова «Горе от ума»

9 класс

$

Составила учитель

русского языка и литературы

Белкина Татьяна Алексеевна

$

Цель: в занимательной форме проверить и обобщить знания учащихся по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Урок проводится в форме игры «Умники и умницы». После отборочного тура три ученика, набравшие наибольшее количество баллов, выходят в финал. Право выбора дорожки за тем учеником, у кого больше правильных ответов. Ученику, набравшему меньшее количество баллов, достаётся оставшаяся дорожка. Можно провести несколько туров игры, так как количество вопросов позволяет это сде$лать.

Вопросы для отборочного тура

1) «Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца». Чьи это слова? (Фамусова)

2) «Кто так чувствителен и ве$сел и остёр

Как …» Кто? (Александр Андреич Чацкий)

3) А.С.Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель? (Чацкого)

4) Кому из героев комедии принадлежат следующие слова: «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, но предрассудки стары», «А судьи кто?» (Чацкому)

5) Кому из героев принадлежат следующие слова: «Счас$тливые часов не наблюдают», «Шёл в комнату, попал в другую», «Герой не моего романа»? (Софье)

6) Кому принадлежат следующие слова: «Я вам советовать не смею», «Я вас перепугал, простите, ради Бога»? (Молчалину)

7) Кто написал статью «Мильон терзаний»? (И.А.Гончаров)

8) К какому жанру относится пьеса «Горе от ума»? (Комедия)

Вопр$осы зелёной дорожки

1) В чём видит причину появления безумных людей Фамусов? Процитируйте. (Ученье – вот чума, учёность – вот пр$ичина)

2) «Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,

В деревне книги стал читать». О ком идёт речь? (о брате Скалозуба)

3) О чём больше всего мечтает Скалозуб? Ответьте его словами. («Мне только бы досталось в генералы»)

4) С каким пресмыкающимся сравнивает Софья Чацкого? Почему? («Не человек – змея»)

5) Продолжите слова Фамусова:

«При мне служащие чужие очень редки;

Всё больше сестрины, свояченицы детки;

(Один Молчалин мне чужой»).

6) По какому при$знаку Вы, Фамусов, выбирали себе зятя? («Кто беден, тот тебе не пара»)

7) Вспомните разговор Софьи и Молчалина после падения с лошади последнего. Речь идёт о разговорах, сплетнях, которые могут пойти из-за открытости Софьи. С чем Молчалин сравнивает сплетни? («Ах! Злые языки страшнее пистолета!»)

8) Какие два таланта, по словам самого героя, имел Молчалин? («А у вас? – Два-с. Умеренность и аккуратность»)

9) «Теперь я, брат, не тот…» Кто из героев с таким сожалением говорит о своём прошлом? (Платон Михайлович)

$

Вопросы жёлтой дорожки

1) «О стихах я не говорю: половина должны войти в пословицу», – раньше всех заметил Пушкин. Действительно, много реплик и выражений так прочно вошли в нашу жизнь, что мы даже забываем об их происхождении. Назовите пять афоризмов из комедии. (С$частливые часов не наблюдают. Кто беден, то тебе не пара. Подписано, так с плеч долой. Свежо предание, да верится с трудом. Служить бы рад, прислуживаться тошно. Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом.)

2) «Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие маневров и мазурки».

Так Чацкий характеризует Скало$зуба. Что о нём говорят Лиза и Софья? («И золотой мешок и метит в генералы», «Он слова умного не вымолвит сроду»).

3) Вы Графиня внучка. Что вы сказали о бале, уезжая из дома Фамусова?

(«Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!

Какие-то уроды с того света,

И не с кем говорить, и не с кем танцевать»)

4) Вы Молчалин, беседуете с Чацким

Молчалин: Нет, мне так довелось с приятностью прочесть,

Не сочинитель я …

Чацкий: И по всему заметно.

$Молчалин: Не смею своего сужденья произнесть.

Чацкий: Зачем же так секретно?

Что Вы ответили? («В мои лета не должно сметь // Своё суждение иметь).

5) Каким человеческим недостатком страдает Фамусов, о котором он сам говорит в монологе «Петрушка, вечно ты с обновкой…»? («Ешь три часа, а в три дня не сварится»)

6) Беседуя с Чацким, Фамусов употребляет в своей $речи фразеологизм в значении «бездельничать». Что это за фразеологизм?

(«Вот рыскают по свету, бьют баклуши,

Воротятся, от них порядка жди»)

Вопросы красной дорожки

1)В «Житии Фёдора Васильевича Ушакова» А.Н.Радищев, обличая лесть, угодничество, царящее в крепостном обществе, пишет: «Большая часть про$сителей думают, и нередко справедливо, что для достижения своей цели нужна приязнь всех тех, кто, хотя мизинцем, до дела их касается, и для того употребляют ласки, лесть, ласкательство, дары, угождения и всё, что вздумать можно, не только к самому тому, от кого исполнение просьбы их зависит, но ко всем его приближённым, если у него оный есть, к писцам, сторожам, лакеям, любовницам, и если собака тут случитс$я, и ту погладить не пропустят». Кто из героев комедии воспроизводит эту обличительную тираду?

(Молчалин

«Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была»)

2)В «Путешествии из Петербурга в Москву» в главе «Медное» А.Н.Радищев пишет: «В Франкфуртскую баталию он раненого своего господина унёс на плечах из строю. Во младенчестве он спас его от утопления, бросясь за ним в реку, куда сей упал, переезжая н$а пароме, и с опасностью для своей жизни спас его. В юношестве выкупил его из тюрьмы, куда посажен был за долги в бытность свою в гвардии унтер-офицером. Чёрной неблагодарностью ответил на все добрые поступки хозяин, продавший этого крепостного с торга». Кто из героев комедии Грибоедова развивает эту мысль?

(Чацкий в монологе «А $судьи кто?»

«Не тот ли, вы к кому меня ещё с пелён,

Для замыслов каких-то непонятных,

Дитёй возили на поклон?

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окружённый слуг;

Усердствуя; они в часы вина и драки

И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменял борзые две собаки!!!

Или вон тот ещё$, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей отцов отторженных детей?!

Сам погружён умом в Зефирах и Амурах,

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Ам$уры и Зефиры все

Распроданы поодиночке!!!»

3) «Комедия «Горе от ума» – драма о крушении ума человека в России, о ненужности ума в России, о скорби, которую испытал представитель ума в России», – писал Луначарский. Пушкин восклицал: «Догадал меня чёрт родиться в России с умом и талантом!» Сумасшедшим в то время был провозглашён Чаадаев, друг Пушкина.

Вы Чацкий. Что Вы сказали по этому поводу в последнем своём монологе?

(«Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нём рассудок уцелеет».)

4)Беседуя с Лизой, Чацкий, пытаясь прельстить$ её, говорит о трёх вещицах, которые у него есть. О каких?

(«Есть у меня вещицы три:

Есть туалет, прехитрая работа –

Снаружи зеркальцо и зеркальцо внутри,

Кругом всё прорезь, позолота;

Подушечка, из бисера узор;

И перламутровый прибор;

Игольничек и ножинки, как милы!

Жемчужинки, растёртые в белилы!

Помада есть для губ и для других пр$ичин,

С духами скляночки: резеда и жасмин.»)

$

Использованная литература

  1. Алиева Л.Ю. Тесты. Контрольные вопросы. Первая половина XIX века. 9 класс. М.: Издат-школа, 2000, 96 с.

  2. Грибоедов А.С. «Горе от ума». М.: Просвещение, 1998

  3. $

  4. Михайлова И.М. Литература. Тесты. 9-11 классы. М.: Дрофа, 1997, 112 с.

  5. Петров С.М. «Горе от ума». Комедия А.С.Грибоедова. М.: Просвещение, 1981

Еще записи

Leave a Comment