Использование загадок на уроках литературного чтения

Использование загадок на уроках литературного чтения.

Аристотель называл загадку хорошо составленной метафорой. В.И.Даль писал, что загадка – это «иносказанье или намёки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки» [3,566]. Наиболее точное о$пределение загадки дал В.П. Аникин: «Загадка – это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность» [1,56]. Истории загадок восходят к тайной речи первобытного общества развития. Русские загадки по происхождению также связаны с условно$й речью – зашифрованным языком охотников, с обрядами и магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и успеха в скотоводстве и земледелии [4,124].

Со временем функция загадок начала постепенно угасать, остаётся лишь их поэтическая форма. К загадке начали относиться как к способу испытания сообразительности. Этот фольклорный жанр использовался в кач$естве развлечения, но в то же время незаметно проходит процесс воспитания. Загадки содействовали активизации познания окружающего мира, формировали навыки логического мышления, развивали наблюдательность.

Безусловно, дети любят загадки, так как их привлекает все неразгаданное. Для детей мир полон таинственных явлений. Загадки содержат сведения об окружающем их мире и отражают детский опыт познания действительности. Отгадывание загадок – весёлый и интересный процесс, приносящий удовольствие и детям, и взрослым. Он дарит богатые возможности для развития речи, внимания, мышления и воображения ребенка.

На уроках загадки используются как игровой занимательный элемент учебного процесса, но не уделяется внимание его см$ысловому значению. Но в любой загадке заложен смысл о том или ином существенном признаке или характерной особенности загадываемого объекта. Благодаря этому смыслу становится возм$ожной реализация обучающей, воспитывающей и развивающей функций загадок как особого фольклорного жанра. [2,54]. Загадки традиционно используются в процессе обучения с целью развития сообразительности, гибкости мышления, способности видеть необычное, интересное в давно знакомых вещах. Отгадывание загадок приучает детей к чёткой логике, рассуждению и доказательству и развивает наблюдательность, речь; закрепляет знания о предметах и$ явлениях; обогащает словарь, помогает увидеть многозначность слов.

Загадки можно использовать в букварный период. Например, можно прочитать детям загадки, а после того, как отгадывается загадка, ученики доказывают правильность своего ответа, сравнивая предметы. Можно подвести учащихся к правильному выводу с помощью вопросов по содержанию:

« Отгадайте загадку:

Головою вниз вишу,
И сейчас я вас спрошу:
- Кто котов и кошек не боится
И ночью ввысь вовсю стремится? (
$Летучая мышь)

-Кто это? (Это летучая мышь)

- Почему вы думаете, что это летучая мышь? (В загадке сказано: «Головою вниз вишу…)

- Но дням спят многие животные: совы, ежи и т.д. (В загадке ещё сказано: «….ночью ввысь вовсю стремится, т$.е. летает».)

- Сова тоже ночью летает. Может это сова? (Нет. В загадке говорится: «Головою вниз вишу…», а совы головою вниз не висят.)

-Значит можно по одному признаку или свойству отгадать его? ($Нет, надо выделить из загадки все свойства предмета.)

-Я прочитаю загадку ещё раз. Найдите в тексте рифмующие строчки. (Вишу – спрошу, не боится – стремится$.)

Также на уроках мы работали с загадками, у которых несколько вариантов ответов. Возьмём известную всем загадку:

Кто завистливо поёт,

$Утром спать не даёт?

Ученики давали разные ответы, например, петух, соловей, радио, будильник. Дети обдумывают предложенные ответы, выясняют, подходят ли описанные признаки к данным отгадкам, сравнивают варианты ответов, доказывают свою точку зрения. На уроке проводится анализ содержания, структуры загадок .

В конце букварного периода дети могут уже сами придумывать загадки:

$ «- Отгадывать загадки вы умеете, а сейчас мы попробуем сочинить
загадку. Но сначала давайте понаблюдаем, как она устроена.
К нам приехали с бахчи полосатые мячи..
- Что же это за мячи? (
арбузы)
- А они названы в загадке?
- Название какого предмета заменяет слово арбуз?
- Почему вдруг такое сравнение?
(похож на мяч)
- Какие важные признаки этого предмета указываются?
- А рифма есть?
Итак, прочитайте характерные признаки загадки?"
Ученики читают вначале самостоятельно, а потом хором.

1. В загадках предмет не наз$ывается, а называется лишь похожий на него предмет.
2. Показаны важные признаки.
3. Соблюдение рифмы.

$Далее ребята учатся составлять загадку, чтобы у неё была одна отгадка. И проводим такую игру на уроке, составляя загадки о предметах, находящихся вокруг. Коллективно пробуем составить свои загадки. Дома предлагаю выполнить творческое задание - составить каждому свою загадку любого вида, по любой теме, используя знания об особенностях построения загадок. На следующем уроке каждый ученик представлял свою загадку. Старался оценить ее сам и учитель. Для этого мною были разработаны критерии оценивания результата.

Критерии

Самооценка

$Оценка учителя

Форма

$

Присутствие важных признаков

Соблюдение рифмы

 

$

 

Далее на уроках литературного чтения загадки можно использовать во время изучения средств художественной выразительности, так как в загадках они встречаются в огромном количестве.

Литература:

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя. – М., 1957. -240с.

  2. $

    Гайсина Р.С. Загадаю загадку // Начальная школа. – 2007. №11. –с.54-57.

  3. Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка: СПб. –М.: Товарищество М.О. Вольфа, 1903.$ -877 с.

  4. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Флинта: Наука, 2002. -400с.

Post Comment