Конкурсное задание «Когда идти больше некуда» образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Конкурсное задание

«Открытый урок»

$

Тема: «Когда идти больше некуда» образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Цели: 1. Показать образ мира, в котором человеку некуда идти и конфликт Раскольникова с этим$ миром.

2. Раскрыть сложный, противоречивый характер героя, его внутренний мир, развивая навыки анализа художественного текста.

3. Показать мастерство писателя – гуманиста, создавшего столь неисчерпаемый образ.

4. Воспитывать в детях лучшие нравственные качества: милосердие, добро, душевную чуткость.

Человек есть тайна…

Я занимаюсь этой тайной,

$Ибо хочу быть человеком…

(Ф.М. Достоевский)

Ход урока

I. Орг. момент:

Приветствие.

Слово учителя: Говорят, писатель открыт всем. Он как храм на дороге. Один пройдет мимо, пе$рекрестится по привычке. Другой зайдет внутрь и ничего не увидит. Третий увидит, только золоченую ризу попа. А четвертый – останется там и побудет.

Давайте не будем случайными прохожими. У нас сегодня уникальная возможность войти в храм Достоевского и увидеть в нем один образ.

Образ этот непростой.$ Созданный Достоевским он до сих пор остается загадкой для многих поколений читателей.

Сегодня мы попытаемся приблизиться к разгадке этого образа, ибо человек, по Достоевскому, тайна. И на разгадку этой тайны может уйти вся жизнь.

II. Подготовительная бес$еда по образу («вызов»)

Ребята, если бы вам пересказали сюжет романа так: «это роман о бедном студенте, который убил старуху – процентщицу и ее сестру, что бы помочь бедным людям и проверить свою теорию», как бы вы отнеслись к герою? Что почувствовали к нему? (Преступник. Отрицательно).

У любого преступления есть мотивы. А у любого преступника – обвинитель и защитник. Так ли все однозначно в этом упрощенном $пересказе?

Кто он Раскольников? Хладнокровный убийца? Или? На этот вопрос мы попытаемся ответить в финале урока, и может быть, в ком – то из вас герой обретет обвинителя, а в ком-то- защитника.

Цель нашего урокаисследовать образ Раскольникова, пришедшего к преступлению и попытаться понять его мотивы.

Итак, (переберем) вслед за Писаревым, «переберем одну за другой все подробности обстановки……

(Учитель обращает внимание на высказывание Писарева)

III. Путь героя к преступлению. Анали$тическая работа с текстом.

Учитель : Исследуя образ героя, будем работать в группах. Каждая группа проанализирует небольшой эпизод из романа, опираясь на вопросы. А чтобы ничего$ не упустить в столь сложном образе, не растерять драгоценные крупицы нашего труда, я предлагаю оформить (исследовать) результаты исследования в виде опорных конспектов. Их мы составим в ходе нашей работы. Прошу вас выбрать в группе ведущего, который будет направлять работу группы.

Чтобы не нарушить целостности анализа эпизода, мы не будем озвучивать вопросы. Ответы даём сразу.

Итак, погружаемся в свой эпизод на 3 минуты, а затем делимся открытиями.

Отчет группы о работе над эпизодом.

$Пришло время открытий и мы слушаем 1-ю груп$пу. Ч.1. гл.1.

Работа группы по вопросам

- В эпизоде рассказывается о … (Обстановке, в которой живет Раскольников)

- Какие слова, описывающие жилище героя, можно назвать ключевыми? (каморка, шкаф)

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «шкаф»?

- Что испытывает герой, проживая в этой каморке? (стыд, болезненное, трусливое ощущение)

- Какая метафора передает внутреннее состояние героя? («Он был задавлен бедностью»)

Подкрепляйте ответы на воп$росы цитатами из фрагмента.

Давайте обратимся к опорной схеме «Мир Раскольникова». Что мы можем записать после первого эпизода? (Бедность - раздавлен бедностью)$

Учитель: И вот из такого шкафа, задавленный бедностью, герой выходит на улицы Петербурга. Слово ребятам.

Работа второй группы (ч 1, гл 1).

Анализ по вопросам

- В эпизоде рассказывается о …. (о пейзаже, об улицах Петербурга, о тех, кто встречается Раскольникову на улицах и о душевном состоянии героя)

- Какое выражение можно считать ключевым в опис$ании пейзажа? (отвратительный, грустный колорит)

- Какое слово повторяется в описании? И какова его роль? (Слово «вонь». Передает крайнее отвращение героя к тому, что его окружает.)

- Кого встречает Раскольников на улицах города (пеструю бедную публику, пьяного).

$- Какими словами названа эта публика. И что вкладывает автор в значение этого слова? (субъекты. Люди, сомнительные в моральном плане)

- Какие чувства испытывает герой, оказавшись на учице и встречая пеструю публику? (неприятное потрясение, чувство глубочайшего омерзения, злобное презрение, утрачивает чувство стыда….)

Учитель: Дополним конспект («Мир Раскольникова». Что бы вы записали? (Грязь, удушье города, неприятное потрясение, чувство омерзения).

$ Раскольников унижен, раздавлен бедностью. Но опустил ли он голову под этим гнетом? Как он держится на улице, среди уличной публики? (гордо)

- Давайте обратимся ко 2-й схеме и обозначим первое противоречие в образе Раскольникова, какое? (униженный, но гордый)

Учитель:

$- Куда же и зачем идет герой? (делать пробу)

- Что значит проба? (репетиция преступления)

$Учитель читает монолог (стр. 12).

(О боже! Как это всё отвратительно… И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно однако моё сердце! Грязно, пакостно, гадко! И я, целый месяц…)

- О чем говорит деталь: «Он даже знал, сколько шагов от ворот до дома: ровно 730 (продумал все до мелочей)

- Продумал, но в монологе обнаруживает сомнения, мучается. Еще одно противоречие. Какое?

(Работа над конспектом «раскольников в противоречиях») (Внимательный, но сомневающийся).

Учитель: Кроме сомнительных лиц герой встречает на улице одно беззащитное существо. $Кого? (Пьяную девочку) Начало ее трагедии разыгралось еще до встречи с Раскольниковым, а развивается эта т$рагедия на глазах героя.

Слово ребятам 3-й группы. (ч.1, гл.1)

Отчет группы.

- В эпизоде рассказывается о…

- что испытал Раскольников, увидев обманутую девочку? (жалость..)

- как$ повел себя по отношению к франту, желавшему воспользоваться девочкой? (Ужасно разозлился, бросился с кулаками)

- Как меняется поведение и чувства Раскольникова в этом эпизоде?

- В чем убеждает себя Раскольников в конце эпизода? (А пусть… это, говорит, так и следует, - такой процент…)

Учитель:

Итак, какое новое противоречие обнаруживается в образе Раскольникова? Работа над вторым конспектом (сострадание, черствость)

$- А чем мы дополним «Мир Раскольникова?» (Пьяная девочка, смешанные чувства, жалость, равнодушие).

Учитель:

- озлобленно говоря о проценте, Раскольников вдруг содрогается от мысли. А что, коль Дунечка как-нибудь в процент попадет?

$- Мысли его вернулись к письму матери.

Учитель цитирует:

«Письмо матери его измучило… Давным-давно как зародилась в нём теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и созрела приняв форму ужасного вопроса, который замучил его сердце и ум… Теперь же письмо матери вдруг как громом в него ударило…».

Обратимся к иллюстрации М.Воробьёва «Дуб, раздробленный молнией».

Как можно соот$нести образ Раскольникова с этой иллюстрацией?

Обратите внимание на фамилию героя. Каково, на Ваш взгляд, её значение (Внутренний раскол, душевный разлад).

Учитель:

$Раскольников убивает старуху обухом топора. Значит острие топора он направил на себя, тем самым символически разрубив свою душу.

- Допускает ли Раскольников для себя мысль смириться с решением Дуни выйти замуж ради его благополучия или восстаёт? (Раскольников бунтует)

$Учитель цитирует: («Не бывать тому, пока я жив!... Не бывать? А что же ты сделаешь, чтобы этому не бывать? Что ты им можешь обещать в свою очередь?)

- В какой мысли укрепляется Раскольников, размышляя над письмом? (во что бы то ни стало надо решиться)

Дополняем конспекты: «Мир Раскольникова» (письмо матери – душевные муки)

«Раскольников в противоречиях» (Бунт – бессилие)

Учитель:

Получению письма от матери предшествовала одна встреча, которая заставила Раскольникова воскликнуть : «Ко всему-то подлец - чело$век привыкает» Это встреча с Мармеладовым.

Предоставим слово ребятам из 5-й группы

Работа 5-й группы.

Инструкция и вопросы.

1. Подкрепляйте свои ответы цитатами из текста.

$2. Начните сообщение со слов «Из эпизода встречи Раскольникова с Мармеладовым мы узнаем о жизненной философии Мармела$дова и о впечатлении, которое произвела на Раскольникова эта встреча.

3. Мармеладов говорит о бедности и нищете. В чем он видит разницу между этими понятиями. (бедность – это не порок, так как человек еще способен сохранить человеческое достоинство. Нищета – порок, так как человек утрачивает в ищете свою человечность).

4. Мармеладов произносит фразу: «Некуда больше идти» Как объяснить её?

Что сближает Мармеладова и Раскольникова? (и тому, и другому некуда идти)

Учитель:

Обратите внимание на деталь: «С какою-то жадностью накинулся он на Раскольникова, точно целый месяц тоже ни с кем не говорил».$

Объясните значение детали.

Оформим результат работы над эпизодом. Опорные конспекты: «Мир Раскольникова» (встреча с Мармеладовым – укрепляется в страшных помыслах). Раскольников в противоречиях (отзывчивость, черствость)

Учитель:

Обратите вним$ание на структуру предложений во внутреннем монологе героя. Какую интонацию придает такая структура монологу? (Горькая ирония).

- В какой мысли укрепляется герой после встречи с Мармеладовым? (Нет преград. Так тому и следует быть) Все подводит героя к этому роковому шагу.

$ Вспомните какие еще случайности, совпадения приблизили Раскольникова к преступлению. (Разговор Офицера и студента. Разговор Лизаветы с мещанами).

Немаловажной деталью является и орудие убийства – топор.

Вспомните, как и где Раскольников достал топор? (краткий ответ). Обратите внимание на детали. «Что – то блеснуло ему в глаза (знак).

О чём говорит эта деталь.

А как понимать такую деталь: «Не рассудок, так бес – подумал он»?

$

И вот совсем накануне рокового дня, в части, когда все виденное вокруг и все в самом Раскольникове уже подвело его к последней черте, больной от голода Роди$он видит поразительный сон, пронзающий читателя вместе с героем острой болью и состраданием.

Откроем этот эпизод. 5 группа.

- В чем смысл сна? (протест против зла. Сон предупреждающий)

- Каково символическое з$начение образа лошадки?

- Какие цвета присутствуют в эпизоде сна? Случайны они? (красный, черный)

- Каковы чувства маленького Родиона?

- Какое впечатление произвёл на Вас сон?

Работа над конспектом «Раскольников в противоречиях».

(Внутренняя доброта – сопротивление добру)

$Эпизод фильма

Давайте обратимся к фрагменту фильма режиссера Святозарова «Преступление и наказание», увидим и услышим Раскольникова в момент сна и пробуждения.

Учитель:

Свобода от чего?

Искренность этих переживаний такова, что можно было бы поставить точку. Может быть. Но в мире Раскольни$кова сложен, глубок.

«Последний же день, так нечаянно наступивший и всё разом порешивший, подействовал на него почти совсем механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собою, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в неё втягивать...»

$и все же, все же….. топор». Обратите внимание заложена идея «гибели» (колесо может раздавить)

Давайте подведем итог нашей работе.

Насколько нам удалось приблизиться к пониманию образа героя (обращаюсь к схемам).

Я начну рассказ$ о мире, котором жил герой и о том внутреннем состоянии, которое породил этот мир, а вы продолжаете…

Бедность, нищета обстановки породили в герое чувство раздавленности этой бедностью. Грязный, душный город вызвал в нем … (продолжите мою фразу).

Работа по второму конспекту:

Герой Достоевского сложен и противоречив: в нем уживаются унижение и гордость, решительность и сомнение, сострадание и равнодушие, бунт и бессилие, отзывчивость и черствость, добро и внутреннее сопротивление этому добру. Обратите внимание на фамилию героя. В ней скрыто противоречие образов, внутренний раскол.

$Вернемся к теме урока «Когда некуда идти».

Объясните эти слова в применении к образу главного героя.

$Завершается наш урок открытий. Что вы открыли для себя в образе Раскольникова. (Ответы детей)

Для некоторых из вас Раскольников так и остался тайной. Ее вы будете постигать на следующих уроках.

А дома Вы напишите сочинение на тему «Раскольников. Моё восприятие образа».

Сегодня мы вошли в храм Достое$вского. Я надеюсь, что мы не были случайными прохожими.

Великое произведение всегда неисчерпаемо. Белинский говорил, что каждая эпоха откроет в нем новый важный смысл. Это так же верно, как и то, что еще долго будет звучать тревожный голос Достоевского, взывая к человечности.

Post Comment