Конспект урока для 2 класса «Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Конспект урока литературного чтения

«Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

УМК: учебник «Русский язык», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, 2класс (изд-во Москва, «Баласс» 2011 г.) «Ш$кола 2100»

Тема: Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Цель: познакомить с авторской сказкой Одоевского «Мороз Иванович»

Задачи урока:

  1. Предметные:

  • Формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

  • Развивать умения определять тему, главную мысль произведения;

  1. Метапредметные:

$а) познавательные УУД:

  • Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

  • Развивать творческое мышление;

б) коммуникативные УУД:

  • Развивать умение слушать и понимать речь других;

  • Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

в) регулятивные УУД:

  • Развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  1. Личностн$ые:

  • Развивать умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

  • Формировать умения адекватно оценивать свою работу.

$Оборудование: книги писателей, мультимедийный проектор, учебники, рабочие тетради, кружки зеленого, желтого и красного цветов, ведерки трех цветов.

Ход урока

$

Ι. Актуализация знаний.

Организационный момент.

Нетрадиционное начало урока (3 мин)

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на выставку. Посмотрите, какие книги перед вами.

- Прочитайте названия произведений

(Русская народная сказка «Морозко», сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица», «Бабушка Вьюга»)

- Знакомы ли вам эти книги?

- Как вы думаете, почему урок я начала с выставки?

(ответы детей)

- Что общего может быть у этих $произведений?

(Это сказки. Наверное, у них похож сюжет)

- На какие группы вы бы распределили эти сказки?

(На авторские и народную)

- Чем авторская сказка отличается от народной?

$(Авторская более эмоциональна, позволяет узнать что-то о самом авторе)

На доске выставка книг:

Русская народная сказка «Морозко»,

сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица», «Бабушка Вьюга»

ΙΙ. Изучение нового материала.$

$

$

$

$

$

$

$

ΙΙI. Итог.

$

ΙV. Домашнее задание.

1.Предположение детей (о чем будет произведение) (7 мин)

Цель развитие антиципации, т. е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов.

- Сюжеты сказок с нашей выставки очень близки по содержанию сказке, с $которой мы познакомимся сегодня.

- Откройте учебники на с 41 и прочитайте название сказки.

- Кого вы сразу представили?

Кто такой Мороз Иванович? О чем пойдет речь в сказке?

(Предположения детей)

Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

(Предположения детей)

Откуда я узнала, что это сказка?

(Написано после заголовка.)

У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора.

- Кто из вас читал сказки В. Одоевского? Какие?

Рассказ об авторе с оп$орой на презентацию

Владимир Федорович Одоевский – необыкновенный человек.

«Какой чудесный старик!» – написал об авторе книжки «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» один из литературных критиков. А старика на самом деле не было. Дедушка Ириней – вымышленное имя, под которым выпустил сборник сказок Владимир Фёдорович Одоевский. Он был необыкновенным человеком: знал философию и математику, физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А ещё очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».

$С творчеством этого замечательного автора мы сегодня начнем знакомство.

Рассмотрите иллюстрацию на с. 41. Вы догадываетесь, о чём будет эта сказка?

(предположения детей)

- Почему так думаете?

(дети доказывают свою точку зрения)

- У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.

Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».

Что нам помогают понять эти слова?

(предположения детей)

Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?

(Человек ничего не получает, если не работает. Еще в старину люди так думали, так думают и сейчас.)

А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки.

- В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов

рубить платки –
студенец –
горница –
по$чивать –

Откройте рабочие тетради и проверьте правильность своих суждений.

Пара, которая правильно определила значение всех слов, покажет зеленый кружок. Кто не смог определить значение 1 слова – желтый, 2 и более слов – красный.

$

- Вот теперь значения всех слов понятны и мы начинаем знакомство со сказкой.

2.Осмысление (чтение текста с остановками)

(23 мин)

Цель достижение понимания текста на уровне содержания.

  1. Чтение и анализ первой части сказки

Вопросы после чтения 1-й части

Говорят ли имена девочек об их делах?

(Да, нам уже по именам понятно, какие девочки по характеру, как они относятся к работе)

- Что означает слово рукодельница?

(Девочка, которая умеет хорошо выполнять какую-то работу)

- Давайте обратимся к толковому словарю

Женщина, занимающаяся рукодельем. Мастерица, искусница в этом деле.

- Какие в нём два корня?

(рук- дел- т.е. всё умеет делать руками.)

Есть ли зачин у сказки?

(Есть, но он совсем не похож на народный. В сказке реально существующий мир – дом, в котором живут героини: Рукодельница и Ленивица.)

Почему Ленивице было всегда скучно, а $Рукодельнице некогда было скучать?

(Рукодельница рано вставала и работала, а Ленивица не могла найти себе занятие.)

Когда мы говорим считать мух?

(Когда бездельничают или ротозейничают.)

- В прямом или переносном смысле использует выражение автор?

(Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.)

  1. Чтение и анализ второй части сказки

Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?

(Она уронила ведерко.)$

Впереди у героини сказочная дорога, на которой её ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться?

(Три – число, которое управляет сказкой, признак волшебного мира)

Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил?

(Печка с пирожком, яблонька, Мороз Иванович. Они попросили ее о помощи.)

Каким вы увидели Мороза Ивановича? Совпадает ли описание этого$ героя автором с вашими предположениями в начале урока?

(ответы детей)

С чего началась их встреча?

(ответ)

Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко?

(Попросить об этом Мороза Ивановича)

Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика? $

(Предположения детей)

Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше.

Физкультминутка

  1. Чтение и анализ третьей части сказки

Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу?

(Нет. У нее очень замерзли руки)

- Какое слово вместо «замерзли» использует автор?

(окоченели)

Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)

Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?

(Взбила перину, приготовила обед)

Как отблагодарил её дед?

$ (Мороз Иванович дал ей за работу горсть серебряных монет и бриллиантовую заколочку)

  1. Чтение и анализ четвертой части сказки

После чтения 1–2-го абзацев:

Что наказывала нянюшка Ленивице?

(Вернуться домой с деньгами)

Справится ли она с работой? Почему?

(Предположения детей)

После чтения 4-й части.

Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило?

(Смеялись, когда чи$тали о том, как Ленивица приготовила обед)

  1. Чтение и анализ пятой части сказки

После 1-го абзаца:

Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»?

(Одежда не п$ригодна для ношения, с дырками.)

Справится ли она с этой работой?

(Предположения детей)

Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете?

(ответы детей)

После чтения 5-й части:

Чем наградил Ленивицу старик?

(Он вместо пятачков дал ей лед)

Почему?

(Она была ленивая, ничего не хотела делать)

  1. Выявление первичного восприятия текста.

С кем произошла сказочная история?

(С двумя девочками – Рукодельницей и Ленивицей)

Какими впечатлениями вам хотелось бы сейчас поделиться?

Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило?

(ответы детей)

  1. Определение главной мысли сказки

$Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку?

(Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.)

Что же оценил Мороз Иванович? $

(Ум, внимание, трудолюбие.)

3.Рефлексия (5 мин)

Работа в группах

Какие пословицы подходят к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»?

(каж)

«Мало хотеть – надо уметь»,

«Семь раз примерь, один раз отрежь».

«В большом деле и маленькая помощь дорога».

«Сделав худо, не жди добра»,

«Что испёк, то и кушай»,

«За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь».

Проверка правильности выполнения задания

$

- Есть предложение, в котором заключается мудрая мысль «Какова твоя работа, такова тебе и награда».

Какую близкую по значению пословицу вы знаете?

(Что посеешь, то и пожнёшь.)

Как пословицы объясняют, почему у Ленивицы ничего не получилось?

Ещё раз перечитайте эпиграф к сказке. К к$аким выводам вы пришли после знакомства со сказкой?

Вспомните основную задачу любой сказки. (Задача любой сказки – раскрыть характер, поступки, мысли и чувства человека, оценить, что хорошо, что плохо.)

Как вы поняли, что в первую очередь пытался оценить в своих героях автор нашей сказки – Владимир Федорович Одоевский?

(Отношение к работе, желание прийти на помощь)

Вы сказали, что главная мысль сказки заключена в словах «Какова работа, такова и награда». Я вам предлагаю вспомнить вашу работу на уроке и самим себе определить награду. Если вы считаете,$ что работали на урок в полную силу, возьмите себе в подарок ведерко зеленого цвета, если не все получалось – желтого, если считаете, что работали не очень хорошо, больше слушали ответы товарищей, чем отвечали сами – красного цвета.

1. Ответить на вопросы автора в конце сказки, включив в их обсуждение родителей.

2. Выделить самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание. Подготовить пересказ этого эпизода.

3. Нарисовать дом Мороза Ивановича (по желанию – задание 3 на с. 6 тетради.)

$

Демонстрация книг Одоевского

Демонстрация портрета автора

На доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».

Post Comment