Конспект урока для 2 класса «Н.Н. Носов "Затейники". Анализ текста, формирование самостоятельного мышления»

Урок литературного чтения во 2$-м классе. Тема: «Н.Н. Носов "Затейники". Анализ текста, формирование самостоятельного мышления»

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения Н.Н. Носова «Затейники».

Задачи:

  • $формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;

  • развивать мышление, воображение, память, связную речь;

  • воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;

  • реализовывать творческие способности школьников.

ХОД УРОКА

    1. Оргмомент.

    $2.Проверка дом.задания. Стихотворение наизусть.

    - Какое настроение вызывает это стихотворение?

    - Почему мальчик кричал «С добрым утром!»?

    - Какие слова пр$иветствия вы еще знаете?

    - А вы здороваетесь с людьми? Когда нужно здороваться?

    Вам понравился Вовка? Хотите иметь такого друга?

    - Что вы можете сказать о Вовке? Какой он: добрый, приветливый, весёлый???

    I. Работа над новым материалом.

    1.Биография Носова.

    Носов Николай Николаевич

    Носов Николай Николаевич известен он, в первую очередь, как писатель для детей, особенно как автор произведений о Незнайке, родился он в Киеве, 23 ноября 1908 года. Детство свое провел в Ирпене, поселке возле Киева, там и пошел в гимназию.

    Уже в гимназии он начал увлекаться театром, фотогра$фией, электротехникой, пробовал заниматься музыкой. Из-за революции его семья потеряла стабильный заработок, поэтому мальчик вынужден был идти работать с 14 лет: был косарем, торговцем газет, землекопом , возчиком бревен и просто чернорабочим.$

    Уже в гимназии он, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала "Икс". Юность писателя пришлась на непростые времена в нашей истории. Носов успел поработать чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен. Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов — "Мурзилке".

    После школы он собирался стать химиком, с другом даже сделал на чердаке своего дома лабораторию. Но судьба решила по-другому: в 19 лет Николай стал студентом Киевского художественного института, а в 1929 году решил перевестись в Московский институт кинематографии. После его окончания (в 1932 году) он работал как постановщик и режиссер учебных, научных и мультипликационных фильмов до 1985 года.

    Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды.

    $ Начало его писательской биографии было необычным и писателем он стал как бы случайно: Когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. Так Носов начал сочинять различные истории не только для сына, но и для его друзей. Однажды Николая Николаевича Носова спросили, почему он стал писателем: “Детским писателем я стал потому, что, я когда вырос мне вообще захо$телось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чём порассказать людям”.

    В самом деле, Н.Носову “было о чём порассказать людям”. Он много знал, обладал от природы разнообразными талантами и многое в жизни ему пришлось испробовать. Он был всесторонне развитым человеком.

    Он начал писать и публиковать с 1938 года такие рассказы как: например, «Мишкина каша», «Огурцы», «Живая шляпа», «Фантазеры», «Затейники» и т. д. Все его произведения учат детей отзывчивости, честности, любви к труду; они осуждают грубость, тщеславие, зависть.

    Я думаю, и вы полюбите его произведения, они вам понравятся. Главными героями рассказов являются ребята, школьники, маленькие дети.

    $Носов очень любил наблюдать за играми детей, ему нравилась их непосредственность, их фантазии, выдумки, шалости.

    Самые известные и любимые читателями произведения Николая Носова – сказки о Незнайке.

    Николай Николаевич писал также сатирические (статьи о русском алфавите, литературе, взаимоотношениях отцов и детей, преподавателей и учеников), автобиографические произведения.

    Умер писатель в 1976 году, 26 июля, в Москве.

    $Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сынишки. Отнёс в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. За этим рассказом последовали другие. Вам хочется узнать как называлось первое произведение Носова? Из цифр составьте слово.

    • Какое слово$ получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)!

    - Ребята, а кого называют затейниками?

    - Подберите синонимы к слову затейники. (фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).

    - Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где? А как вы думаете у нас в классе есть затейники???

    $- Итак, затейник - это организатор веселья. (Весёлый человек, способный к забавным выдумкам, затеям)
    – Сегодня мы с вами прочитаем рассказ Н.Н. Носова «Затейники».

    - Откройте страницу 51, внимательно посмотрите на картин$ку.

    Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе? (Предположения детей)

    • Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым?

    Ребята,мы с вами тоже побудем в роли фантазёров. Мы отдохнем и попробуем поиграть в рифмы.

    • РА-РА-РА- вышла славная __ _______;

    • КИ-КИ-КИ- мы с тобой___ ______;

    • АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____ ________;$

    • РОК-РОК-РОК-продолжается_____ ________.

    • $ Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.

    II. Осмысление содержания

    1..Первичное восприятие текста – прослушивание рассказа «Затейники» в исполнении учителя.

    2. $Работа с текстом.

    • Понравился вам рассказ? Наши предположения были правильными о характере произведения?

    • Грустный или веселый рассказ?

    • Кто герои рассказа? (дети.)

    • $

    • Назовите их имена?

    • Почему они считали себя затейниками?

    • В какую игру играли Валя и Петя?

    • Кого они изображали?

    • От чьего имени ведётся рассказ?

    • Какого возраста дети: школьники или дошкольники?

    $Выборочное чтение.

    - Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.

    - Прочитайте, что испугало детей вначале рассказа.

    - Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату?

    - Что вы узнали о детях? (Они фантазеры, выдумщики………)

    Чтение по ролям.

    • Понравилась ли вам игра детей? А детям?$

    • Давайте мы с вами сейчас побываем в роли этих детей.

    • Сколько будет ролей в рассказе? (автор, Петя, Валя).

    Итог

    - Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)

    $- За что можно их поругать?(Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)

    - Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?(Нельзя играть с одеялом, с постелью)

    $- Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные))

    - Что скажете вы?

    - Вывод: как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему?

    III. Рефлексия:

    Сегодня я узнал (а)…
    – Было интересно…
    – Было трудно….
    – Теперь я могу…
    $

    - За что вы похвалили бы себя?

    - Что у меня особенно получилось?

    Домашнее задание:

    $Попробуйте дома придумать продолжение рассказа Н.Н. Носова «Затейники». Можно начать так: «Однажды дети снова остались дома одни…»


    Post Comment