Конспект урока для 3 класса «Д. Н. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка» сказка»

Урок литературного чтения

$Школа: КГУ «ОСШ №10 города Балхаш»

Класс: 3 «Б»

Учитель Мацевка Махфират Насруллаховна

Тема: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка» сказка.

Цель: создание условий для углубления и закрепления знаний об авторе и его сказке.

Задачи урока:

  • совершенствование навыков правильного и выразительного чтения;

  • умения видеть красоту русского слов;

  • развитие речи, фантазии;

  • $умения кратко излагать свои мысли;

  • воспитания любви к природе, животным, умения заботиться о них;

  • создание коллаборативной среды и среды «обучение обучению»;

  • умение самостоятельно добывать знания, а также взаимообучаться;

  • умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

Ключевые идеи Использование модуля «Критическое мышление» для развития речевой и мыслительной деятельности при изучении сказки «Серая Шейка»

Использование модуля «Оценивание для обучения» и$ «Управление и лидерство» в целях развития мотивации учащихся

Ресурсы: Компьютер, LCD - доска, листы оценивания, аудиозапись, рисунки детей, магнитная доска с табличками, портрет Д. Н. Мамина – Сибиряка.

Ход урока

Организационный момент.

В жизни все лучшее начинается с улыбки, с доброго слова. Улыбнитесь друг другу!

Прочитайте запись на доске:

Друг и защитник

$Живой природы -Д .Н. Мамин – Сибиряк$

2. Определите тему урока

Мы продолжим работу над произведением Д.Н.Мамина - Сибиряка «Серая Шейка»

3. Проверка домашнего задания

Мозговой штурм

  • Где жил в детстве Д.Н.Мамин - Сибиряк?

  • Какой пейзаж видел маленький Дмитрий из окна своего дома?

  • Какое влияние оказывал на него отец?

  • В будущем Д.Мамин - Сибиряк создал свою семью. Что вы знаете о его семье?

  • Какую книгу посвятил$ он своей дочери?

  • О чем писал в своих сказках и рассказах Д.Мамин - Сибиряк?

  • Чему учат его произведения?

  • Какая сказка вошла в сборник «Аленушкины сказки»?

Словарная работа

В сказке «Серая Шейка» встретились устаревшие слова. Узнаем как вы их понимаете.

$Роковой день-

Полынья-

Спесивый-

Логово-

Сноровка-

-А для чего нужно понимать значения этих слов?

(Чтобы лучше понимать содержание сказки)

Тест. Взаимопроверка

1. В какой семье родился Д.Н. Мамин - Сибиряк?

1) хирурга;

2) сапожника;

$3) священника.

2. Когда происходят следующие изменения в природе: пожухли травы, деревья голые, птицы готовятся к отлету?

1) зимой;

2) весной;

3) осенью.

3. Какие птицы улетают на зимовку последними?

1) кукушки;

2) стрижи, ласточки, журавли;

3) утки, чайки (водоплавающие).$

4. Почему Серая Шейка не могла лететь осенью на юг?

1) Было много корма.

2) Было переломлено крыло.

3) Не хотела расставаться с родным краем.$

5. Как называется художественное описание картин природы?

1) Пейзаж;

2) Портрет;

3) Гипербола.

$6. Что спасло Серую Шейку от гибели?

1) Спас охотник;

2) Спас заяц;

3) Сама спаслась.

Взаимопроверка тестов простым карандашом. На доске сенсорной появляются правильные ответы:1.3); 2. 3) 3.3)4. 2).5.1).6.1). Сбор листочков.

Выборочное чтение по учебнику.

- Какие времена года описываются в сказке?

- Послушайте два музыкальных отрывка и соотнесите каждый отрывок к рисунку. Докажите.

- Найдите описание осени в тексте

(А как быстро…)

$- Какие слова и выражения доказывают, что это осень?

(Холодные утренники. Потемнели березки. Покраснели осины. Холодный осенний ветер, тяжелые осенние облака, мелкий осенний дождь. Вода замерзла у берегов. Тонкий , как стекло лед. Река пуста. Утки улетели.)

- Как называется художественное описание картин природы?

(пейзаж)$

- Как пейзаж помогает понять переживания Серой Шейки?

(- Неужели я совсем одна? -думала Серая Шейка, заливаясь слезами.)

- Найдите описание зимы.

(Наступила уже…)

- Какие сравнения использует автор при описании зимнего пейзажа? (Найдите в тексте)

(Холод прикрыл горную реку, точно зеркальным стеклом. Земля покрыта белоснежным ковром. Деревья убрались инеем, точно серебряным пухом. Ели стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу.)

- Как пейзаж помогает понять переживания Серой Шейки? (она трепетала при мысли, что полынья вот-вот замерзнет).

Творческие домашние задания.

$1. Группа учащихся подготовила сценку «Встреча Лисы и Серой Шейки»,давайте посмотрим и ответим на вопрос: Какое отношение к животным пробуждает этот отрывок?

2. Другая группа учащихся выполнила рисунки к сказке. Давайте соотнесем рисунки с текстом.

- Найдите отрывок, соответствующий данному рисунку. (стр. 131 Дольше всех…)

- Найдите отрывок ко второму рисунку. (стр.134.Огорочение…)

- Что можно добавить к прочитанному по этому рисунку? (стр.135. Когда Лиса…)

- Прочитайте отрывок к следующему рисунку.(Зайцы все это…)

$-Кто главные герои сказки? (Серая Шейка, Лиса)

Описание главных героев.

- Составим словесные портреты главных героев.

- Распределите таблички так, чтобы мы видели, где лиса, а где Серая Шейка.

Лиса (рисунок) Серая Шейка (рисунок)

хитрая несчастная

злая бедная

осторожная

$бессовестная

-Прочитайте, какие качества присущи каждому герою.

-Чему учит эта сказка? (Любить и понимать природу, заботиться о животных). (Благодаря охотнику выжила уточка).

Физминутка

Творческая работа (под музыку), работа в группах

Представьте себе, что вы Серая Шейка. Напишите ребятам письмо. (Наша молодая, неопытная уточка состарилась, у нее есть внуки-утята).

$Работа по схеме:

Индивидуально 5 минут, в паре 1,5минуты, в группе 7минут.

Проверка: прочитать рассказы, оценка детьми.

Итог урока.

Комментирование оценок.

-Поднимите карточку, соответствующую вашему настроению.

$Красный-радость; синий – сомнение; черный- грусть.

Домашнее задание. Составить творческий рассказ от имени Серой Шейки, Зайца или Лисы.

Post Comment