Конспект урока для 4 класса «А.Чехов «Белолобый», «Восприятие мира глазами героя»

Урок литературе

4 класс

$Учитель Белоцерковец Г.Ш.

Константиновская СОШ

2014г.

Тема урока А.Чехов «Белолобый»: «Восприятие мира глазами героя»

Цели урока:

1) познакомить учащихся с языковыми средствами, ко$торыми автор показывает восприятие мира глазами героя (волчихи)

2) воспитание внимательного отношения к художественному слову, развитие умения своим чтением передавать настроение и чувства автора, совершенствование навыка чтения, развитие речи учащихся

3) воспитание внимательного и доброго отношения к природе, животным

Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка книг писателя, детские рисунки-иллюстрации к рассказу, рисунок с изображением собаки, карточки слов, тетради для т$ворческих работ.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

$Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу...

Учитель читает четверостишие Портрет Чехова, выставка книг

Наш автор -великий актёр и поэт

$Готовит для нас необычную встречу

Глазами волчихи увидим мы свет,

Готовы ли вы к превращениям дети?

1.Самостоятельное чтение художественного текста

( 1минута - про себя, 1 минута -орфографически вслух)

2.Проверка домашнего задания

(Рассказ А.Че$хова «Белолобый»)

-Кто главные герои произведения? (Щенок по кличке Белолобый, волчиха)

-Что было задано на дом?

(Нарисовать щенка, составить его письменную характеристику)

-Посмотрите на портреты нашего героя, которые вы нарисовали

(на доске)

-Как вы думаете, понравились бы ваши рисунки автору рассказа?

Докажите свое мнение.

-Какие прилагательные вы вспоминали, когда рисовали щенка?

$После ответов детей на доске открывается запись:

Щенок (какой?)

Маленький глупый беспородный наивный

белолобый доверчивый

(-Почему слово белолобый написано с маленькой буквы?)

(Это не кличка, а признак)

-Вы все сделали правильно. Вспомните, какие сло$ва называются антонимами? (Слова, противоположные по значению)

Назовите антонимы к каждому из этих слов.

( Большой, умный, породистый, черноголовый, настороженный)

-Кто считал щенка глупым?

(Волчиха и сторож Игнат)

3.Объявление темы урока Работа над темой урока.

  • Сегодня мы проанализируем образы главных персонажей.

  • Дадим им общую характеристику.

  • $Выскажем своё мнение и отношение к этим героям.

1) дополнительный материал о волках. Со своим проектом выступит ученик.

2) беседа

$Из материала, что нам подготовил Ваня, вы узнали о жизни волков.

Волк какой? (серый, хищный, злой, свирепый, зубастый)

Дома вы читали рассказ. Совпадает ли созданный образ волчихи из произведения «Белолобый» с теми волками, которые обитают в природе?

-Что необычного в этом рассказе? (Рассказ написан от лица автора, но автор смотрит на мир глазами волчихи)

-Сегодня мы будем работать над литерату$рным образом волчихи.

4.Работа над содержанием рассказа

-Какой была главная забота волчихи?

(Прокормить своих детей и не попасться человеку)

-Какие трудности были в ее жизни? СОСТАВИТЬ КЛАСТЕР

(Возраст, плохое здоровье, утрата чутья, невозможность охотиться на крупную дичь, страх за волчат,

постоянное чувство голода)

-Докажите словами текста, что автор$ понимает заботы волчихи, ее трудности, хорошо знает повадки и особенности поведения.

(выборочное чтение)

-Как автор относится к героине?

(Сочувствует ей, сопереживает)

-Как он пишет о волчихе?

(Как о человеке наделяет ее человеческими эмоциями и

переживаниями)

$

-Найдите и прочитайте глаголы, подтверждающие, что автор пишет о волчихе, как о человеке.

(Думала, вспоминала, помнила, соображала)

-А из каких предложений мы видим, что автор проникается ощущениями и переживаниями своей героини?

-Какие еще действующие лица встречаются в рассказе?

(Сторож Игнат, собака Арапка)

-Найдите и прочитайте 4-ый и 5-ый абзацы рассказа. Кто так воспринимает сторожа Игната?

(4-ый абзац – автор, 5-ый абзац – волчиха)

Докажите свой ответ словами т$екста.

5.Работа над языком рассказа

-А.П.Чехов – мастер художественного слова. В тексте он употребляет слова и выражения, которые позволяют нам взглянуть на мир глазами зверя.

-Обращаясь к тексту, дополните фразы, в которых автор наделяет зверя человеческими качествами. ( Информационная компетентность)

Карточки на пару

Волчиха была слабого здоровья и _________ (мнительная).

-Объясните словами текста значение этого слова.

-Назовите синонимы к слову мнить.

$

(Постоянно о чем-то думать, полагать, переживать)

«Зачем он бежит за мной?» -думала она с__________(досадой?)

-Как вы понимаете значение этого слова? Назовите синонимы к нему.

(Обида, раздражение)

Отскочила с____________(отвращением).$

-Как сказать по-другому?

Ей стало__________ (противно).

К кому обычно применяются эти слова?

(К человеку

-Такой прием, когда животное наделяется человеческими качествами, называется аллегорией.

-А какие еще приемы использует автор?

( Он пишет с юмором).

-Где вы почувствовали юмор?

(В предложениях, где описывается Игнат, в его

словах и выра$жениях)

Прочитайте эти строки так, чтобы те, кто вас слушает, тоже почувствовали юмор.

6. Физкультминутка

Работа над 3 частью рассказа

А) работу над содержанием 3 части мы будем выполнять в группах.

1 группа

$Кто считает, что Белолобый глупый?

2 группа

Докажите, что щенок не глупый, а просто маленький. (Перечислите его умные поступки)

-нашёл дорогу домой

-когда волчи$ца во второй раз наведалась в хлев, щенок помешал ей утащить ягнят, разбудив своим лаем мать Арапку

3 группа

Кто ещё нам кажется смешным (глупым)? Перечислите смешные и немного глупые поступки этого героя.

$Б) беседа по содержанию

Сравните этих героев, чем они интересны? (мысль о старости и молодости)

Вот как гласит народная мудрость о старых и малых, прочитайте пословицы.

1.Старый, что малый, а малый, что глупый.

2. Старый, что собака, а малый, что щенок.

3. И старый, и малый, хотят спать, да баловать.

4. Что старый, что малый-то весел, то угрюм.

Как наказал Игнат Белолобого? Справедливо ли?

Итог урока

Какова$ главная мысль рассказа? Чему вас научил этот рассказ? Выскажите своё мнение об одном из героев рассказа.

А. П. Чехов сумел проникнуть в чувство и мысли волчихи. У него мы научились понимать животных, понимать окружающий мир$. Чехов “очеловечивает” животных. В изображение животных у Чехова присутствуют два чувства — жалости и юмора. Чехов — добрый, мягкий человек. Да, таким он был.

8.Подготовительная работа к составлению характеристики волчихи

-Теперь, вы сможете догадаться, какие слова, характеризующие волчиху, закрыты у меня на доске. Но сначала откройте тетради и запишите прилагательные, которые можно применить к слову волчиха.

Самостоятельная работа.

Волчиха (какая?)__________,__________, _______$______.

-Прочитайте слова, записанные вами.

-А теперь подчеркните только те, которые характеризуют ее как человека.

Открываю запись на доске.

Волчиха (какая?)

Умная наблюдательная мнительная опытная

- Знаете ли вы, каким словом можно назвать волчиху, обладающую такими качествами?

Матерая (показываю карточку $со словом)

  1. Работа в тетради.

В тетради записываются названия всех частей рассказа.

План.

1.Первое ночное путешествие волчицы.

$2.Белолобый в волчьем логове.

3.Второе неудачное путешествие волчицы.

9.Знакомство с выставкой книг

-А.П.Чехов специально для детей написал всего два произведения. Кто помнит, какие это произведения?

(«Белолобый» и «Каштанка»)

-Но книги, написанные для взрослых, интересны и для детей.

-Какие еще произведения А.П.Чехова вам знакомы?

10.Итог урока

-Как вы думаете, для чего Чехов написал этот рассказ?

(Чтобы люди стали внимательнее относиться к природе,

животным)

- Какие литературные приемы использует автор в рассказе?

- Что такое аллегория

$

-Что вы поняли, взглянув на мир глазами волчихи?

(У животных жизнь не легче, чем у людей, у них в

жизни тоже есть проблемы. Животные, как люди, могут$

переживать, мнить, наблюдать)

-А взглянув глазами щенка?

-Легко ли быть маленьким? Почему?

(Легко, потому что у маленьких нет тех проблем и забот,

какие есть у взрослых, и в то же время трудно, потому

что маленьких и неопытных, не знающих жизни могут

подст$ерегать опасности, о существовании которых они

даже не догадываются)

11. Домашнее задание (на выбор)

-Прочитайте задания на доске.

а) найти и прочитать другие рассказы А.Чехова

б) составить и записать характеристику волчихи

в) написать отзыв о прочитанном рассказе

- Выберите и запишите любое задание из трех.

Post Comment