Конспект урока для 4 класса "И. С. ТУРГЕНЕВ. КРАТКИЙ РАССКАЗ О ПИСАТЕЛЕ. "Бежин луг"

Урок 29
И. С. ТУРГЕНЕВ. КРАТКИЙ РАССКАЗ О ПИСАТЕЛЕ.
«БЕЖИН ЛУГ». СОЧУВСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ
К КРЕСТЬЯНСКИМ ДЕТЯМ

$Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления об И. С. Тургеневе как великом русском писателе, его жизненном и творческом пути, о круге друзей и современников поэта; пробудить интерес к творчеству и художественному миру писателя.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:$

Предметные: 

познавательная сфера: иметь представления о жизни и творчестве И. С. Тургенева как велико$го русского писателя, автора «Записок охотника»; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;

ценностно-ориентационная сфера: уметь давать оценку выразительного чтения одноклассников; формулировать собственное отношение к произведениям И. С. Тургенева;

коммуникативная сфера: уметь строить устный ответ с использованием цитирования; закрепить навыки выразительного чтения;

эстетическая сфера: определять роль изобразительно-выразительных языковых средств в произведении.

Личностные:$ осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе;$ отвечать на вопросы $учителя; сравнивать и делать выводы; находить $нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (рассказ, беседа), индивидуальная (сообщение).

$Интернет-ресурсы:

1. БСЭ. Тургенев. – Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/171636/Тургенев

2. Вехи писательской судьбы. И. С. Тургенев (биография, жизнь и творчество). Рассказ «Хорь и Калиныч». – Режим доступа : http://www.licey.net/lit/clas19/turgenevHor

3. Куделько, Н. А. «Охота питала и литературу». И. С. Тургенев и его литературные последователи об особенностях национальной охоты / Н. А. Куделько. – Режим доступа : www.turgenev.org.ru/e-book/vestnik-10-2003/ohota_i$_literatura.htm

4. Лебеденко, Н. П. И. С. Тургенев в оценке Д. С. Мережковского / Н. П. Лебеденко. – Режим доступа : www.turgenev.org.ru/e-book/vestnik-12-2005/lebedenko.htm

5. Музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново». – Режим доступа : http://www.turgenev.org.ru/museum/spasskoe.htm

6. «Спасское-Лутовиново». Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева. – Режим доступа : http://www.spasskoye-lutovinovo.ru/exhibitions.php?id=138

$ Оборудование: портрет И. С. Тургенева; выставка книг «И. С. Тургенев – мастер художественного слова»; плакат – эпиграф к уроку: «В деревенских детях отчетливо прослеживаются лучшие черты национального характера» (В. Г. Белинский).

$Основные понятия и термины: духовная красота, национальный характер, суеверия.

Сценарий урока

В деревенских детях отчетливо прослеживаются лучшие черты национального характера. $

В. Г. Белинский

I. Постановка целей и задач урока.

Имя великого русского писателя И. С. Тургенева всем хорошо знакомо. Вы узнаете писателя на портрете. Знаете, что среди современников И. С. Тургенева много известных имен: Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, В. Г. Белинский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. А. Фет, И. А. Гончаров, Д. И. Писарев и др. На книжной выставке вы видите многие п$роизведения писателя. Надо сказать, что полное собрание сочинений И. С. Тургенева составляет 30 томов.

Перед нами книга «Записки охотника». В ней более 20 очерков. Мнения о том, что она представляет, высказывались разные. Например, Мопассан назвал «Записки охотника» «серией коротких рассказов», Флобер – «сценами из русской жизни». Исследователь творчества Тургенева Ю. В. Лебедев говорит о художественном единстве книги, о том, что в ней можно увидеть множество сцеплений, которые соединяют все очерки в единое целое. А образ охотника – рассказчика помогает этому. «Очень часто судьба одного из героев, кажущаяся загадочной, недосказанной, проясняется судьбою другого», – пишет Ю. В. Лебедев в своей книге$ «У истоков эпоса». Это книга$ о России. Она открывает$ 1860-е годы в истории русской литературы. $Книга о русском национальном характере.

Есть такое словосочетание «тропа к Тургеневу». Мне бы хотелось, чтобы в свои 12 лет вы уже встали на эту «$тропу», для того чтобы ближе познакомиться с обаятельной личностью И. С. Тургенева, с его книгами. Чтобы вы, читая Тургенева, размышляли о родной природе, о силе и красоте художественного слова, о своей стране.

II. Изучение нового материала.

$ Учащиеся записывают дату, тему урока, ведут в ходе урока краткие записи.

1. Рассказ о писателе И. С. Тургеневе (заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново).

2. Рассказ учащегося о выставке книг «И. С. Тургенев – мастер художественного слова».

3. Рассказ учителя «История появления “Бежина луга” и оценка произведения критикой». (См. Ресурсный материал.)

4. Сообщение ученика «В. Г. Белинский об И. С. Тургеневе».

$ 5. Сообщение ученика «Д. Мережковский об И. С. Тургеневе».

6. Чтение первых страниц рассказа учителем (до слов «Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним»).

$Бывало ли с вами такое, что вы вдруг заблудились?

Какие чувства вы испытывали в тот момент?

7. Беседа о произведении в целом и о роли рассказчика.

Вопросы:

Какое впечатление произвел на вас рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг»?

$Есть ли в рассказе такие страницы, которые вам хотелось бы перечитать? Прочитайте любимые страницы рассказа.

Кто из мальчишек произвел на вас большее впечатление, почему?

Что о жизни крестьянских детей вы узнали именно из этого рассказа? Как вы понимаете, что стоит за словами Павлуши «Вишь ты – фабричные!» (с. 174)?

Каким вы увидели рассказчика?

Найдите, в тексте доказательства того, что перед нами настоящий охотник. $(Это человек, хорошо знающий лес, уверенно себя чувствующий в нем. «Быстрыми шагами прошел я длинную площадь кустов, взобрался на холм..». «Я узнал, наконец, куда я зашел». «Этот луг славился в наших околотках под названием Бежина луга...». Человек наблюдательный, зоркий и осторожный. «Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка, я отправился по ней». «Что я было принял за рощу, оказалось темным и круглым бугром». Знаток занятий деревенских крестьянских детей$, смог хорошо$ объяснить, что значит быть «в ночном».)

Чтение отрывка «Это просто были крестьянские ребятишки… с репейниками в спутанной гриве».

Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об И. С. Тургеневе как охотнике?

III. Рассказ учителя «И. С. Тургенев – заядлый охотник».

$IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Сегодня получился необычный и очень содержательный урок. И вы показали себя настоящими тургениеведами. Много интересного прозвучало в ходе заочной экскурсии в Спасское-Лутовиново, из материалов презентации книжной выставки, из беседы о любимых героях и любимых страницах рассказа «Бежин луг». Отрадно то, что вам небезразлична дальнейшая судьба героев рассказа. Заметно, что тема охоты вызвала интерес. Было верно отмечено выступающими, что «подлинная история охотничьей темы в русской литературе начинается именно с “Записок охотника” И. С. Тургенева». В вашей речи появились новые слова и выражения. Видимо, Тургенев как маст$ер художественного слова разбудил ваше воображение, произвел необычайное впечатление, заставил задуматься. Разговор о духовной красоте человека, о национальном характере будет продолжен на следующем уроке.

Чем интересен для вас был этот урок? $(Высказывания учащихся.)

Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться со своими друзьями, с родными? (Высказывания учащихся.)

Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение или пересказ «Рассказа мальчика...».

2. Подготовиться к чтению по ролям. Начало отрывка «Костя вздрогнул» до слов «Настало опять молчание».

3. Сделать иллюстрацию к рассказу «Бежин луг».

4. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Иллюстрации А. Ф. Пахомова к рассказу И. С. Тургенева “Бежин луг”».$

Post Comment