КОНСПЕКТ УРОКА для 4 класса «Осенние картины и настроения в поэзии»

9

Лазарева Лидия Андреевна,

учитель начальных классов,

Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА»,

Рига, Латвия.

$

$

КОНСПЕКТ УРОКА для 4 класса

«Осенние картины и настроения в поэзии»

$

4 класс

$

$

Тема урока

.

Цели урока

  • $

    Продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста.

  • Учить ребят соотнесению словесного и зрительного образа природы через рассматривание картин русских художников и чтение лирических текстов.

  • $ На изучаемом материале закреплять и конкретизировать понятие о теме художественных произведений.

  • Вести подготовительную работу по формированию навыков художественного описания картин природы в написании детских сочинений.

Оборудование урока

  • Картины И.И. Левитана и И.С. Остроухова «Золотая осень».

  • $Рисунки детей об осени.

  • Таблица «Словарь настроений».

$

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего зада$ния

Работа с детскими рисунками.

(Учитель предлагает детям нарисованные дома рисунки подписать строчками из текста стихотворения. Затем дети прикрепляют свой рисунок к магнитной доске и кратко сообщают, почему они выбрали такие стихотворные строчки для его названия.)

III. Работа над новым материалом

$

1. Беседа с учащимися по картинам русских художников И. И. Левитана и

И. С. Остроухова «Золотая осень» в соотнесении с личными впечатлениями детей от наблюдений во время осенней прогулки.

Учитель. Мы продолжаем наблюдать осенние картины и настроения в стихотворениях русских поэтов.

Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед вами картины известных русских художников Ильи Семеновича Остроухова и Исаака Ильича Левитана, которые имеют одинаковое название: «Золотая осень». Рассмотрите эти картины, чтобы ответить на вопросы, записанные на доске:

1. Одинаковую осеннюю пору изобразили этих художники на своих картинах?

2. Почему картины так называются?

3. Какая картина тебе больше нравится? Почему?

4. Чем они отличаются?

$5. Что, увиденное художником, наблюдали и вы во время осенней прогулки?

(После рассмотрения картин ребята обмениваются своими мнениями.)

Учитель. – С какими$ чувствами художники писали свои картины? Выберите из таблицы «Словарь настроений» слова, определяющие эти чувства. Чем вы можете это доказать?

Сумели художники передать свое настроение вам?

Хотели бы вы еще побывать в осеннем лесу?

2. Знакомство учащихся с содержанием стихотворения.

Чтение его учителем.

Учитель. Сейчас мы будем читать еще одно стихотворение об осени. Написал ег$о И. А. Бунин. Прослушайте текст и определите выраженные автором чувства.

3. Беседа по содержанию после чтения.

Итак, какое настроение выражено автором?

Чем восхищается автор?

4. Чтение стихотворения с анализом:

Учитель. А сейчас будем читать текст еще раз и проследим, какие картины изобразил Бунин в стихотв$орении и как.

Чтение 1-й части стихотворения.

Учитель. Были в тексте слова или выражения, малознакомые вам?

(Выясняется значения слов: лиловый, багряный, лазурь и др.)

Учитель. А теперь давайте найдем в этой части художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины?

Дети. – В н$ачале стихотворения автор рисует лес.

И он сравнивает его с теремом.

Учитель. А почему лес расписной? Кто его расписывал?

Глеб. Его расписала осень разными цветами красок: желто-золотыми, лиловыми, багряными.

Учитель. А как вы понимаете выражение: лес «стоит» «веселой, пестрою стеной»?

Дети. – Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами.

В картине Левитана мы тоже видим на дальнем плане изображение леса, – и он тоже похож на стену.

А я хочу сказать, что автор стихотворения тоже, наверное, наблюдал лес со стороны, с поляны:

$ «Стоит над светлою поляной».

Учитель. Вычитаем другие рисующие слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины.

Дети. – Желтые березы, у них листочки резные и блестящие, – мы наблюдали такие, когда были на прогулке. Желтый цвет берез очень красиво сочетается с голубизной неба, – на странице 46 есть такая картинка, и мы видим, какое это чудо:

«Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой».

Поэт еще говорит о елочках, сравнивает их с темными вышками, – они не меняют цвет осенью и четко выделяются на зол$отом фоне берез:

«Как вышки, елочки темнеют».

А я увидел очень похожие картины у Бунина и Остроухова, – я могу их прочесть:

«А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

$ Просветы в небо, что оконца»…

И на картине мы видим эти голубые просветы сквозь золотую листву кленов.

Очень интересно: и поэт, и художник изобразили одну и ту же картину, словно договорились…

Учитель. Нет, они не договаривались, – просто красивое в природе привлекает любого человека, – мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.

Работа над II частью.

Учитель. А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнеси$те их с текстом.

Дети. – Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:

«Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть, из серебра».

А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток.

– $Это последний мотылек, – уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:

«И точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом».

День солнечный, яркий:

«Сегодня так тепло кругом»…

Учитель. А теперь прочитайте последнее четверостишие: какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

Виталий. – Он услышал «мертвую» тишину: «…такое мертвое молчанье»…

Учитель. – А разве тишину можно услышать?

Катя. Можно, – вы нам тоже иногда говорите: «Давайте послушаем тишину».

$ Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она – «мертвая»?

Дети. – Чтобы мы поняли, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов «в лесу и в синей вышине»…

А еще чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:

«Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье».

Учитель. А можете вы $услышать эти звуки в стихотворении? Вспомните, в 1-м классе мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах. Можете вы их найти в этом четверостишии?

Дети. – Да, здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

«молчанье» – [ч];

«вышине» – [ш$];

«можно» – [ж];

«тишине» – [ш];

«расслышать» – [ш];

«шуршанье» – [ш].

5. Наблюдение над цветовой гаммой и$зображения

осеннего пейзажа на картинах и в стихотворении.

Учитель. А теперь еще раз посмотрите на картины: какие цвета использовал в них художник? Какие цвета здесь преобладающие?

(Ребята описывают картину.)

А теперь давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина.

(Ребята вычитывают:

«лиловый»;

«золотой;

«багряный»;

желтый – «желтою резьбой»;

голубой – «в лазури голубой»;

синий – «в синей вышине»;

$ серебристый – «как есть из серебра»;

белый – «белый лепесток».

6. Подготовка к выразительному чтению текста:

$наблюдение над чувствами и настроением поэта.

Учитель. А теперь давайте посмотрим, в наших словах автор выражает свои чувства и настроения. Подчеркните эти слова в тексте и подумайте, как мы должны их прочитать.

(Ребята самостоятельно с карандашом в руках перечитывают текст и определяют авторские чувства, а также слова и выражения, которыми он о них рассказывает, после чего идет акцентное вычитывание.)

Чтобы палитра чувств, названная детьми, была более богатой и разнообразной, учитель отсылает их к таблице «Словарь настроений». В результате проделанной работы дети «вычитали» из текста следующие настроения автора:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стено$й

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

$ А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть, из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом.

торжественное;

восторженное;

$ очарованное;

радостное;

радужное;

веселое;

светлое;

восхищенное;

восторженно- радостное;

легкое; $

светлое;

нежное;

игривое;

нежное;

светлое;

умиротворенное;

теплое;

светлое;

Сегодня так светло кругом

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

светлое;

спокойное;

$умиротворенное;

нежное.

$

7. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

Учитель. А теперь попробуем прочитать текст с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское, и свое отношение к изображенным в тексте картинам.

(Дети читают стихотворе$ние, отмечают достоинства интонационного чтения, дают рекомендации и советы друг другу.)

8. Определение главной мысли стихотворения,

конкретизация темы подбором заглавий.

Учитель. А теперь скажите, о чем это стихотворение?

Дети. – Об осени…

О красоте осенней природы.

$О чувствах от увиденной красоты.

Учитель. А как вы думаете, для чего Бунин написал его?

Дети. – Чтобы обратить наше внимание на красоту природы.

Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею.

Чтобы выразить свои чувства и настроения, свое душевное состояние.

И свою любовь к природе.

$Учитель. Поэт назвал стихотворение «Листопад». Как вы думаете, определено в этом названии основное содержание, т.е. основная тема стихотворения? Выскажите свое мнение.

Дети. – Я думаю, что нет, потому что о листопаде упоминается только в последней картине: «Расслышать листика шуршанье»…, а во всем стихотворении говорится о красочных картинах осени.

А я считаю, что соответствует. Я понял, что автор в это название воплотил не само явление листопада, а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем, как упасть с деревьев, необыкновенно красивые.

А я обратила внимание на подзаголовок: это ведь не все произведение, а отр$ывок, в котором главное внимание обращается на красоту и разнообразие осенней природы в пору листопада.

Учитель. Попробуйте подобрать свое заглавие к этому тексту.

(Ребята придумывают названия: «Осень», «Осенние картины», «Осенний день», «Осенний пейзаж», «Звуки осени», «Краски осени», «Осенние настроения» и др.)

(Учитель записывает эти названия на доске.

Ввиду того, что в придуманных детьми заглавиях тема осени отражена «неоднозначно, в одних широко («Осень», «Осенний день»), а в других – более узко («Звуки осени»), следует воспользоваться случаем и обратить на это внимание учащихся и конкретизировать понятие темы, т. к. эти знания пригодятся вскоре при написании сочинений.)

Учитель. Всеми этими заглавиями можно выразить тему данного стихотворения? Подумайте.

Дети. – Да, всеми.

$ – В стихотворении говорится об этом.

Учитель. Я с вами согласна, но среди этих заглавий есть такие, которые отражают тему осени широко, – т.е. обращается внимание на несколько картин, а другие ограничивают изображение отдельных, конкретных деталей. Например, как вы думаете, какое из этих двух заглавий более точно раскроет тему данного текста: «Осенний день» или «Звуки осени»?

Дети. – Я думаю «Осенний день», потому что в содержании нарисованы сразу несколько картин.

А « Звуки осени» подойдет только к последнему четверостиш$ию.

Ведь стихотворение не только о звуках, а и о красках осени, и о лесе, о мотыльке.

Учитель. Молодцы. Дома подготовите выразительное чтение стихотворения, по желанию выучите наизусть. Напишите небольшой рассказ о прогулке в осенний лес и о том, что вы там видели.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия

Post Comment