Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС (2 часа) по теме "Б.Заходер "Птичья школа"

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением англий$ского языка»

$Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС (2 часа)

подготовила

учитель начальных классов

Ронгинская Светлана Борисовна

$г.Киров

2013 год

Тема: Борис Заходер «Птичья школа»

Цель: учить работать с информацией в стихотворной форме и формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

$Задачи:

образовательные:

  • закрепить знания о рифме как отличительном признаке стихотворения;

  • учить находить выразительные средства языка в стихотворном тексте;

  • учить делить текст на части;

  • учить выразительному чтению текста.

воспитательные:

  • прививать любовь к предмету и позитивное отношение к школе;

  • $учить слушать и считаться с мнением других;

  • учить доказывать и отстаивать свою точку зрения;

  • учить работать в группах.

развивающие:$

  • развивать мышление, воображение и речь.

Планируемые результаты:

предметные:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;

  • воспитание интереса к чтению и книге;

  • понимание заглавия произведения;

  • $адекватное соотношение заглавия с содержанием текста;

  • определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка, жанр, авторское произведение, структура (композиция);

  • характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение) данного текста.

$метапредметные:

личностные УУД:

  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов (смыслообразование);

  • формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия (самоопределение);

  • развитие этических чувств (нравственно-этическая ориентация);

коммуникативные УУД:

  • $овладение речевой и коммуникативной культурой (особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению; использование норм речевого этикета в условиях учебного общения);

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • оценка;

  • $саморегуляция;

  • коррекция;

познавательные УУД:

  • выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск необходимой информации;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • $анализ объектов;

личностные:

  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;

  • формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника;

  • $

    понимание духовной сущности произведений.

Оборудование:

$учебник «Литературное чтение» 2 класс (2-ая часть) Л.А.Ефросининой, Вентана-Граф

карточки

иллюстрации птиц

портрет писателя

Ход урока:

  1. Оргмомент

Учитель: - Прозвенел звонок,

Ученики (хором): - Начинается урок.$

  1. Актуализация знаний

Учитель: - Звонок и урок – это возможные школьные слова. Какие ещё школьные слова вы знаете?

Ученики называют школьные слова$

Учитель: - Все вместе эти слова создают образ школы (прикрепляется НА ДОСКУ карточка ШКОЛА). Что же такое школа?

Ученики высказывают свои версии, учитель читает Словарную статью из Толкового словаря Ожегова. Учитель: - Какую личную ассоциацию у вас вызывает школа, скажите её одним словом?

Ученики называют свои ассоциации.

Учитель: - Какой бы вы хотели видеть школу?

Ученики высказывают своё видение школы.

$Учитель: - Кто может учиться в школе?

Ученики говорят свои варианты.

3. Формулирование темы и цели урока

(НА ДОСКЕ карточки) Б.Заходер «Косточка»

В.Осеева «Птичья школа»

Л.Толстой «Три товарищ$а»

Учитель: - Прочитайте карточки на доске.

Ученики читают предложенные записи.

Учитель: - Сформулируйте задание к карточкам.

Ученики: - Надо соединить автора с его произведением.

Учитель: - Соедините автора с его произведением.

Один ученик у доски выполняет задание, остальные следят за правильностью выполнения и реагируют: хлопают в ладоши, соглашаясь с выполнением – поощряют товарища.

Учитель: - Проанализируйте нашу предшествующую беседу и выполненное за$дание, и определите автора и произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться на уроке.

Ученики: - Мы сегодня будем знакомиться с произведением Б.Заходера «Птичь$я школа», т.к. с остальными авторами и произведениями мы уже знакомы, и это произведение содержит слово «школа».

Учитель открывает на доске: ТЕМА Б.Заходер «Птичья школа».

Учитель: - Какую цель перед собой поставим?

Ученики по опорам (карточки НА ДОСКЕ – познакомиться, учиться, сравнить): - Нам сегодня надо будет познакомиться с новым произведением, учиться его выразительно читать и сравнить с другими произведениями автора.

Учитель: - Согласна, но сегодня я предлагаю сравнить птичью школу у Заходера с нашей школой.

4. Новый материал

(открывается доска, НА ДОСКЕ – портрет Заходера и даты жизни: 1918 – 2000гг.)

Учитель: - Борис Заходер родился в сем$ье юриста и переводчицы. Школьные годы провёл в Москве, отличался неугомонным и озорным характером. С детства увлекался биологией, учился на биологических факультетах Московского и Казанского университетов. Затем любовь к литературе победила — в 1938 году Заходер поступил в Литературный институт, который закончил с отличием. В 1955 году вышла в свет его первая книга весёлых стихов под названием «На задней парте», затем появились и другие сборники (выставляет У ДОСКИ – книги автора). Также Заходер известен как переводчик. Поднимите $руку, кто читал книгу А.А.Милна про Винни – Пуха. А перевёл эту сказку с английского именно Заходер. Кроме того, Борис Заходер был одним из авторов программы «Радионяня» и сотрудничал с журналами «Весёлые картинки» и «Мурзилка».

Учитель: - Прежде чем познакомимся с произведением «Птичья школа», давайте попробуем определить жанр этого произведения, ориентируясь на творчество Заходера.

Ученик: - Я считаю$, что это будет стихотворение, т.к. Заходер писал стихи.

Ученик: - Я считаю, что это будет сказка, потому что у птиц нет школ, как у людей. Это вымысел автора, значит, сказка.

Ученик: - Не согласен с одноклассником, родители – птицы учат своих птенцов премудростям жизни, так что школа у птиц возможна, и это будет рассказ об этой школе.

Учитель: - Познакомившись с произведением, мы выясним, насколько были верны$ ваши гипотезы. И напоследок выскажите свой прогноз, о чём будет же данное произведение?

Ученики: - В произведении будет рассказано о том, как птенцы учатся птичьей жизни.

Учитель: - Я предлагаю вам закрыть глаза и представить описываемое автором.

Чтение текста учителем в учебнике Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 2 класс» (2 часть) на с.133 – 135.

$Учитель: - Каково ваше впечатление по прочитанному?

Ученики: - Произведение понравилось, оно было весёлым.

Учитель: - Теперь определим жанр прочитанного.

Ученики: - Это сказка в стихах.

Учитель: - Откройте учебник на с.135 прочитайте задание 1.

Ученики читают и выполняют задание.

$Учитель: - Любая сказка делится на части. Сейчас нам надо разделить этот текст на части, работать будете в 4-ках.

Ученики работают в 4-ках. Затем выясняется, сколько получилось частей у каждой группы и уточняется, что их - три.

Учитель: - Что узнаём в 1 части?

Ученики: - Мы узнаём о том, что на старой липе во дворе появилось объявление про школу.

Учитель: - Как озаглавим 1 часть? (НА ДОСКЕ карточка – 1. Объявление)

Учитель: - Где же открылас$ь птичья школа?

Ученики: - Школа открылась на старой липе во дворе.

Учитель: - Когда работает птичья школа?

Ученики: - Школа работает летом.

Учитель: - Во сколько начинаются школьные занятия? $

Ученики: - Занятия начнутся в пять часов.

Учитель: - Прочитайте выразительно первую часть.

Один ученик выразительно читает первую часть.

Учитель: - Что узнаём из 2 части?

Ученики: - Мы узнаём про то, какие ученики прилетели в школу.$

Учитель: - Как озаглавим вторую часть? (НА ДОСКЕ карточка – 2. Ученики)

Учитель: - Сделайте столько приседаний, сколько разных видов птиц захотело стать учениками.

Ученики перечитывают и делают приседания, называя виды птиц.

Учитель: - Перечитайте, как ведут себя будущие ученики.

Ученики зачитывают нужный отрывок.

Учитель: - Как вы думаете, почему они так себя ведут?

Ученик: - Они ещё не учились в школе и поэтому не знают, что так нехорошо себя вести.

Ученик: -$ Птенцы очень волнуются, поэтому так себя ведут.

Учитель: - Что узнаём из 3 части?

Ученики: - В третьей части мы узнаём, какие были уроки в птичьей школе.

Учитель: - Какое заглавие подойдёт к этой части? (НА ДОСКЕ карточка – 3. Школьный день)

$Учитель: - Кто работает учителем в этой школе?

Ученик: - Учитель в птичьей школе - Старый воробей.

$Учитель: - Почему именно Старый Воробей выбран на роль учителя?

Ученик: - Я считаю, что старый воробей - он опытный и справедливый, поэтому может научить других птиц своим знаниям.

Ученик: - Воробей – не грозная птица как орёл, не хищник, поэтому он не съест птенцов.

Учитель: - Какие уроки проходят в школе, перечислите.

Ученики перечитывают названия уроков.

Учитель: - Чему же учатся в птичьей школе?

$Ученики зачитывают отрывки про каждый урок.

Учитель: - Какими показаны ученики?

Ученик: - Птенцы очень стараются (зачитывает отрывок).

Учитель: - Прочитаем на с.136 задание 3.

Ученики читают и находят слово «желторотые»и объясняют его смысл..

Учитель: - Выберите отрывок из 3 части и проинсценируйте в 4-ках.

Ученики готовят сценки, а затем их разыгрывают.

Учитель: - $Прочитаем на с. 136 задание 2.

Ученики читают и находят отрывки к иллюстрациям.

Учитель: - Вспомним нашу цель на урок, что ещё не сделали?

Ученики: - Мы познакомились с произведением, выразительно его ч$итали, осталось сравнить школу птиц с нашей школой.

Учитель: - Сейчас в 4-ках проведите сравнение птичьей школы и нашей.

Ученики работают в 4-ках: три группы находят общее, а три – отличия птичьей школы от человечьей, нужное фиксируют на листах. Затем отчитываются группы, перечисляя по очереди, по одному общему признаку, а затем по одному отличию, отмечая в своих коллективных записях названное товарищами и дополняя других.

Учитель: - Заходер употребил фразу «заморить червячка». Как вы её поняли?

$Ученики: - Заморить червячка, значит, птенцы съели реального червячка.

Учитель: - Употребляем ли мы эту фразу в нашей речи и когда?

Ученики: - Когда очень хочется есть, часто говорят надо заморить червячка.

Учитель: - Как же называются такие фразы?

$Ученики: - Это фразеологизм.

5. Итог

Учитель: - Как вы думаете, нужна ли птицам школа?

Ученики высказывают свою точку зрения.

Учитель: - А в реальной жизни птиц как проходит обучение птенцов?

Ученик: - У птиц обучением занимаются родители или один из опытных птиц.

Учитель: - Зачем же Заходер придумал птичью школу?

$Ученики: - Автор хотел показать, что учение нужно всем: и людям, и птицам.

Ученик: - А я считаю, что Заходер хотел показать нам, как мы во многом похожи с птицами, ведь человек тоже животное, часть живой природы.

Учитель: - Какие уроки вы бы ещё порекомендовали для птичьей школы и почему?

Ученики предлагают: изобразительное искусство – рисунки при помощи отпечатков лапок;

птицеведение – различение видов птиц – друзей и врагов; математика – сколько раз родители летают за кормом для своих птенцов, сколько надо самим съедать в день, сколько нужно пролететь осенью до тёплых стран.$

Учитель: - Представьте, что вы стали учеником птичьей школы, то какой бы вид птицы вы для себя выбрали?

Ученики называют вид птицы – личную ассоциацию (соловей, утка, коршун).

Учитель: - Как вы думаете, какую отметку вам поставил бы Старый Во$робей за этот урок?

Ученики анализируют и высказывают своё мнение о результате своей работы на уроке.

6. Домашнее задание - со с.136 выполнить задание 4.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Биография Б.Заходера - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заходер_Б.

http://www.geokorolev.ru/biography/biography_person_zahoder.html$

Post Comment