Конспект урока литературы «Чтение рассказа М. Пришвина «Дятел»

 

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида №1 детский сад « Лесная сказка»

Конспект урока литературы «Чтение рассказа М. Пришвина «Дятел»

$

подготовила

учитель-логопед

$ Шлыкова Елена Евгеньевна

г. Саров

2010 г.

Тема: Чтение рассказа М. Пришвина «Дятел».

 

Цель:

  1. Познакомить детей с содержанием рассказа М. Пришвина «Дятел».
  2. Учить детей понимать смысл литературного текста.
  3. Расширить представление детей о повадках дятла.
  4. Обогатить словарный запас.
  5. Формировать положительный отклик на чтение авторского произведения.

 

 

Предварительная работа.

 

Чтение рассказов о птицах.

Рассматривание птиц на картинках.

Ра$ссказывание о дятлах (по А.Э. Брему).

Беседа об особенностях строения дятла и его повадках.

 

 

Оборудование.

Демонстрационный материал: серия картин к рассказу «Дятел»; карти$нки — символы с предлогами, схемы слов «дятел», «сорока».

Раздаточный материал: предметные картинки: воробей, дятел, сорока, ворона; рисунок — схема к рассказу, карточки — цифры, карандаши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Организационный момент.

Дидактическое упражнение «Выложи правильно».

Цель: Развивать слуховую память.

Инструкция педагога:

Послушайте название птиц, запомните и выложите в той же последовательности: воробей, сорока, дятел, ворона.

Дополнительное задание:

$ а) Скажите, название какой птицы начинается на мягкий согласный звук?

б) Положите картинку к подходящей схеме.

ОО ООО ОО ОО ОО

з к з к с с к с к с к

II. Работа по теме.

  1. Сообщение темы занятия:

Мы сегодня будем читать рассказ М. Пришвина «Дятел».

  1. Чтение адаптированного текста рассказа М. Пришвина «Дятел».

Летел дятел и нёс в клюве большую еловую шишку. Сел на берёзу, где у него была$ мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой в клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка, и новую шишку некуда девать.

И — горе какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв — то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, $зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и сбросил клювом старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.

  1. Повторное чтение текста, с установкой на запоминание слов — действий.

  2. Подбор действий к дятлу на материале рассказа М. Пришвина «Дятел».

$

Дидактическое упражнение «Прочитай и назови».

Цель: Упражнять в чтении слов на карточках и учить их выкладывать в правильной последовательности, в соответствии с текстом рассказа.

Инструкция педагога:

Вспомните слова — действия, которые помогли нам узнать больше о дятле, а для этого прочитайте слова на карточках:

Летел

Сел

Пробежал вверх по стволу

Зажал новую шишку

Освободил клюв

Выбросил старую шишку

Поместил в мастерскую

Заработал клювом

Шелушил шишку$

а) карточки со словами разместить под картинками на доске;

б) проговорить фразы с опорой на картинки и слова.

III. Физкультминутка:

Отдых нам — физкультминутка,

Занимай свои места.

Мы согнёмся, разогнёмся,

Повернёмся, улыбнёмся.

Соберём руками солнце,

Из оконца, из оконца.

Пустимся потом мы вскачь,

Как большой упругий мяч.

$

IV. Продолжение работы по теме занятия.

  1. Беседа по содержанию рассказа.

Логопед: — Как называется рассказ?

Дети: — Дятел.

Логопед: — Кто его написал?

Дети: — Михаил Пришвин.

Логопед: — Что дятел нёс в клюве?

Дети: — Шишку.

Логопед: — Куда он нёс еловую шишку?

Дети — На берёзу, в мастерскую.

Логопед: — До какого места пробежал дятел с шишкой?

Дети: — До знакомого $места, до развилины.

Логопед: — Что увидел дятел в развилине?

Дети: — Отработанную шишку.

Логопед: — Какое горе у дятла?

Дети: — Нечем сбросить старую шишку, клюв $занят.

Логопед: — Что придумал дятел, чтобы сбросить отработанную шишку?

Дети: — Зажать новую шишку между грудью и деревом и освободить клюв.

Логопед: — С кем сравнивает автор дятла?

Дети: — С человеком.

Логопед: — Что дятел сделал потом?

Дети: — Поместил новую шишку в мастерскую и заработал.

Логопед: — О чем говорит этот поступок дятла? Какой он?

Дети: — Умный, сообразительный, мудрый, догадливый, трудолюбивый.

  1. Установление последовательности событий в рассказе с помощью карточек с цифрами и составление плана рассказа путём выделения ключевой фразы.

Дидактическое упражнение «Что было сначала, а что потом?»

Цель: Учить устанавливать последователь$ность событий, обозначая её цифрами.

Инструкция педагога:

Отметьте на картинке цифрами, что было сначала, а что потом?

  1. Проговаривание фраз с предлогами с опорой на картинки.

$

V. Итог. Что нового мы узнали о дятле?

$

Список использованной литературы

  1. БРЕМ А.Э. Жизнь животных. Птицы. — М.: ТЕРРА, Т.2, 1992.

  2. $ Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «ПТИЦЫ». — М.: » Издательство ГНОМ и Д», 2008.

  3. Коваленко В.В., Коваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001, с. 33-34.

  4. Коваленко В.В., Коваленко С.В. Развитие связной речи. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001, с. 13-17.

 

Еще записи

Leave a Comment