Конспект урока литературы «Чтение рассказа М. Пришвина «Дятел»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
компенсирующего вида №1 детский сад « Лесная сказка»
Конспект урока литературы «Чтение рассказа М. Пришвина «Дятел»
$
подготовила
учитель-логопед
$ Шлыкова Елена Евгеньевна
г. Саров
2010 г.
Тема: Чтение рассказа М. Пришвина «Дятел».
Цель:
- Познакомить детей с содержанием рассказа М. Пришвина «Дятел».
- Учить детей понимать смысл литературного текста.
- Расширить представление детей о повадках дятла.
- Обогатить словарный запас.
- Формировать положительный отклик на чтение авторского произведения.
Предварительная работа.
Чтение рассказов о птицах.
Рассматривание птиц на картинках.
Ра$ссказывание о дятлах (по А.Э. Брему).
Беседа об особенностях строения дятла и его повадках.
Оборудование.
Демонстрационный материал: серия картин к рассказу «Дятел»; карти$нки — символы с предлогами, схемы слов «дятел», «сорока».
Раздаточный материал: предметные картинки: воробей, дятел, сорока, ворона; рисунок — схема к рассказу, карточки — цифры, карандаши.
I. Организационный момент.
Дидактическое упражнение «Выложи правильно».
Цель: Развивать слуховую память.
Инструкция педагога:
Послушайте название птиц, запомните и выложите в той же последовательности: воробей, сорока, дятел, ворона.
Дополнительное задание:
$ а) Скажите, название какой птицы начинается на мягкий согласный звук?
б) Положите картинку к подходящей схеме.
ОО ООО ОО ОО ОО
з к з к с с к с к с к
II. Работа по теме.
-
Сообщение темы занятия:
Мы сегодня будем читать рассказ М. Пришвина «Дятел».
-
Чтение адаптированного текста рассказа М. Пришвина «Дятел».
Летел дятел и нёс в клюве большую еловую шишку. Сел на берёзу, где у него была$ мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой в клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка, и новую шишку некуда девать.
И — горе какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв — то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, $зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и сбросил клювом старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.
-
Повторное чтение текста, с установкой на запоминание слов — действий.
-
Подбор действий к дятлу на материале рассказа М. Пришвина «Дятел».
$
Дидактическое упражнение «Прочитай и назови».
Цель: Упражнять в чтении слов на карточках и учить их выкладывать в правильной последовательности, в соответствии с текстом рассказа.
Инструкция педагога:
Вспомните слова — действия, которые помогли нам узнать больше о дятле, а для этого прочитайте слова на карточках:
Летел
Сел
Пробежал вверх по стволу
Зажал новую шишку
Освободил клюв
Выбросил старую шишку
Поместил в мастерскую
Заработал клювом
Шелушил шишку$
а) карточки со словами разместить под картинками на доске;
б) проговорить фразы с опорой на картинки и слова.
III. Физкультминутка:
Отдых нам — физкультминутка,
Занимай свои места.
Мы согнёмся, разогнёмся,
Повернёмся, улыбнёмся.
Соберём руками солнце,
Из оконца, из оконца.
Пустимся потом мы вскачь,
Как большой упругий мяч.
$
IV. Продолжение работы по теме занятия.
-
Беседа по содержанию рассказа.
Логопед: — Как называется рассказ?
Дети: — Дятел.
Логопед: — Кто его написал?
Дети: — Михаил Пришвин.
Логопед: — Что дятел нёс в клюве?
Дети: — Шишку.
Логопед: — Куда он нёс еловую шишку?
Дети — На берёзу, в мастерскую.
Логопед: — До какого места пробежал дятел с шишкой?
Дети: — До знакомого $места, до развилины.
Логопед: — Что увидел дятел в развилине?
Дети: — Отработанную шишку.
Логопед: — Какое горе у дятла?
Дети: — Нечем сбросить старую шишку, клюв $занят.
Логопед: — Что придумал дятел, чтобы сбросить отработанную шишку?
Дети: — Зажать новую шишку между грудью и деревом и освободить клюв.
Логопед: — С кем сравнивает автор дятла?
Дети: — С человеком.
Логопед: — Что дятел сделал потом?
Дети: — Поместил новую шишку в мастерскую и заработал.
Логопед: — О чем говорит этот поступок дятла? Какой он?
Дети: — Умный, сообразительный, мудрый, догадливый, трудолюбивый.
-
Установление последовательности событий в рассказе с помощью карточек с цифрами и составление плана рассказа путём выделения ключевой фразы.
Дидактическое упражнение «Что было сначала, а что потом?»
Цель: Учить устанавливать последователь$ность событий, обозначая её цифрами.
Инструкция педагога:
Отметьте на картинке цифрами, что было сначала, а что потом?
-
Проговаривание фраз с предлогами с опорой на картинки.
$
V. Итог. Что нового мы узнали о дятле?
$
Список использованной литературы
-
БРЕМ А.Э. Жизнь животных. Птицы. — М.: ТЕРРА, Т.2, 1992.
-
$ Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «ПТИЦЫ». — М.: » Издательство ГНОМ и Д», 2008.
-
Коваленко В.В., Коваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001, с. 33-34.
-
Коваленко В.В., Коваленко С.В. Развитие связной речи. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001, с. 13-17.