Конспект урока литературы «Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома»

Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевска

Конспект урока литературы
«Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома»

подготовила $

учитель-логопед:

Шишулина Елена Павловна

г. Новокуйбышевск

2012

Задачи:

1.Обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий.

$ 2. Учить выделять событийную основу и существенные детали изображения.

3. Формировать навык планирования рассказа.

4. Формировать грамматически правильную фразовую речь.

5. Упражнять в подборе синонимов.

6. Развивать творческое воображение.

Оборудование: сюжетная картина «Одни дома»$ (из пособия Т.А.Ткаченко), план рассказа, рисунки детей к стихотворению Э.Успенского «Разгром».

Предварительная работа: чтение стихотворения Э.Успенского «Разгром»; беседа по содержанию; рисование детьми иллюстраций к изученному произведению.

Ход занятия:

I. Организационный момент

- Составьте из слов предложения:

Игрушки, в , дети играть. Кукла, девочка, кормить.

Алеша, к$атать, машина, мишка, на. Аня, кукла, качать.

Саша, мяч, в , играть. Ребята, игрушки, убирать, место, на.

Играть, в, ребята, прятки. Ваня, башня, построить, высокий.

$ II.Основная часть

1. Введение в тему:

- Сейчас я напомню вам стихотворение Э.Успенского «Разгром», к которому вы рисовали иллюстрации:

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

- Был на квартиру налет?

- Нет.

- К нам заходил бегемот?

- Нет.

- Может быть, дом не наш?

- Наш.

$ - Может, не наш этаж?

- Наш.

Просто заходил Сережка,

Поиграли мы немножко.

- Значит это не обвал?

- Нет.

$ - Значит, слон не танцевал?

- Нет.

- Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась.

  • Откуда вернулась мама? Чем занимались дети во время ее отсутствия? Как вы думаете, что же увидела мама?

- Сегодня на занятии мы будем составлять рассказ том, как дети остались дома одни. На картине вы видите окончание рассказа, начало рассказа мы будем учиться сочинять сами.

2. Рассматривание картины «Одни дома» (приложени$е №1) и беседа по ней.

- Где происходит действие картины?

- Кто изображен на картине?

- Как вы думаете, кем приходятся девочка и мальчик друг другу?

- Придумайте имена мальчику и девочке.

- Придумайте кличку собаке.

$- Посмотрите на маму. Какая мама?…грустная, печальная, сердитая, расстроенная, недовольная, строгая, хмурая…

- Почему мама рассердилась? (Дети порвали ее бусы)

- Что сказала мама, увидев рассыпанные бусы?

- Скажите, а когда могла произойти эта история? (когда мамы не было дома)

- Как вы думаете, куда уходила мама? (в магазин, в гости, на работу)

- Что могла сказать мама детям перед уходом? (ведите себя хорошо …)

- Что пообещали дети?

- Чем занимались ребята?

$- Что делала девочка?

- Во что играл ма$льчик?

- Что в это время могла делать собака?

- Зачем детям понадобились бусы?

- Где они лежали?

- Давайте подумаем, кто и как мог разорвать бусы? Как это произошло?

- Могла ли это быть девочка? (могла) Давайте представим, что девочка разорвала бусы.

- Как это произошло?

- Посмотрите на картину: Что делает девочка, почему она показывает на себя?

$ - Что она говорит маме? (извиняется, говорит, что вышло нечаянно)

- Посмотрите на картину: что делает мальчик? (спрятался под диван)

- Почему он спрятался? (испугался)

- Чего он мог испугаться? (мама отругает)

- А может быть, мальчик порвал бусы, потому и спрятался? (может быть)

- Как это могло произойти?

- Что в этом случае девочка может говорить маме? (извиняется за брата, просит его не ругать, берет вину на себя)

- Посмотрите на собаку. Что она делает?

- Какой взгляд у собаки? (хитрый)

- Так может быть, собака разорвала бусы? (может быть)

$ - Как собака могла порвать бусы?

- Что в этом случае девочка может говорить маме? (извиняется за собаку, просит ее не ругать, берет вину на себя)

- Посмотрите, что у нас получилось: оказывается каждый, из нарисованных персонажей мог разорвать бусы. Это могла быть и девочка, и мальчик, и собака.

- Скажите, а было ли детям стыдно за свой поступок?

$ - А как нужно себя вести, что бы не огорчать своих родных?

- Как вы думаете, что мама сказала детям? Простила ли она их?

3. Придумывание названия рассказу.

$ - Как можно назвать рассказ?

4.Игровое упражнение «Закончи предложение»

- Придумайте подходящий конец к каждому предложению. Повторите предложение полностью.

- Эта история «приключилась», когда мама ушла … (в магазин).

- Как по-другому можно сказать история «приключилась» (случилась, произошла).

Дети остались одни … ( дома).

- Перед уходом мама сказала детям: … (ведите себя хорошо, не берите мои вещи …)

- Дети ответили маме: … (не волнуйся, все будет хорошо)

- Мальчик стал играть … (в машинки)

- Девочка читала медвежонку … (сказки)

- Собака с интересом «наблюдала» за … (дет$ьми). Как по-другому можно сказать собака «наблюдала» (смотрела).

- Вскоре мама вернулась из … (магазина). Как по-другому можно сказать мама «вернулась» (пришла).

- На полу мама « заметила» рассыпанные … (бусы). Как по-другому можно сказать мама «заметила» (увидела).

- Мама «печально» смотрела на рассыпанные …(бусы).Как по-другому можно сказать «печально» смотрела (грустно).

- Мама строго спросила детей : …( кто рассыпал мои бусы?)

- Мальчик от испуга спрятался … (под диван).

$ - Девочка стала «извиняться» за … (свой поступок). Как по-другому можно сказать «извиняться» (просить прощение).

- Собака тоже со страхом смотрела на … (маму).

$ - Детям было очень стыдно за … (свой поступок, за бусы).

- Они сказали маме: … (прости, мы больше так не будем).

5. Составление плана рассказа.

- Сейчас вы будете составлять рассказ по картине (на доску выставляется план):

1).Скажите, как называется рассказ.

2).Начало рассказа придумаете сами.

$- Скажите, куда ушла мама, почему ее не было в комнате. Что могла сказать мама детям на прощание? Что пообещали дети маме? Не забудьте дать имена детям, кличку собаке.

- Затем расскажите о том, что могло произойти за время ее отсутствия:

Что делал мальчик? Девочка? Собака? Зачем дети взяли бусы? Что произошло с ними и почему ?

3). Затем расскажите о том, что увидела мама, когда вернулась домой:

Что случилось с бусами? Что делал мальчик? Девочка? Собака? Придумайте разговор между девочкой и мамой. Что девочка могла говорить маме?

4). В конце рассказа скажите о том, было ли стыдно детям за свой поступок?

6. Подготовка детей к расск$азыванию.

- Еще раз посмотрите на картину, подумайте, кто, по вашему мнению, мог бы рассыпать бусы. Придумайте и расскажите свою историю.

Физминутка: Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Раз, два, три, четыре (попеременно хлопки ладонями и удары $

кулачками друг об друга)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (попеременно хлопки ладонями и удары

кулачками друг об друга)

$

7. Составление рассказа детьми.

По мере составления дети анализируют рассказы друг друга.

III. Итог занятия

- Чем занимались на занятии?

Дифференцированная оценка деятельности детей.

$

$

Список литературы

1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи – СПРб.: Детство – Пресс, 2007.

$ 2.Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда - М.: Владос, 2005.

Приложение №1.

Post Comment