Конспект урока на тему «Л.Н.Толстой. Сказка «Два брата»

Тема: Л.Н.Толстой. Сказка «Два брата».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведени$ем Л.Н.Толстого.

Задачи: 1) образовательная: Способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся: умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям, научить определять жанр произведения, сравнивать , выделять их особенности; делить текст на части; составлять пл$ан; выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки;

2) воспитательная: Воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение», умение слушать художественное произведение, понимать эмоционально-нравственные переживания героев;

3) развивающая: Формирование умений учащихся анализировать художественное произведение, определяя основную мысль.

Планируемые результаты (УДД):

$личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, желание больше узнать, осознают значимость чтения для развития и обучения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;

метапредметные: $регулятивные – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); анализируют собственную работу;

познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; презентуют подготовленную информацию в наглядном виде;

коммуникативные – уметь задавать вопросы, в$ести диалог при работе в группах; использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

предметные: научатся определять жанр произведения, сравнивать, выделять особенности; делить текст на части, составлять план, выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация$, система Вотум, пульты, портрет Л.Н. Толстого, выставка книг, учебник Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. – 3 класс (в 2-х частях) – Москва, «Вентана-Граф», 2013 г., Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. – Москва, «Вентана-Граф», 2014 г.

Формы урока учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

$Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости, давайте поздороваемся. (Дети поворачиваются). Молодцы!

Вхождение в урок: дети продолжают стоять, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.

Из глубокого колодца (руки «О»)

Солнце медленно встает (руки над головой),

$– Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх.)

Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)

Новый день она начнет ($руки вниз широко).

Учитель. С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть Ваш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.

Учитель. Сели девочки, сели мальчики. Повторим правила посадки. Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят р$овно. Нам предстоит интересная работа.

Дыхательная гимнастика.

Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.

Повторяем 3 раза.

Эпиграфом нашего урока будут такие слова:

Слайд 1

$«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»

Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)

- Прочитайте их про себя, постарайтесь осмыслить. Чтение вслух

- Как вы их понимаете? (человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого что-то не получается ему надо помогать, подсказать, поддержать, нельзя быть счастливым одному – это неинтересно, человек счастлив, когда приносит счастье другому)

- Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? $(произведение будет связано, в произведение будет говориться о)

  1. Повторение пройденного материала$ (3 мин).

Игра «Вспомни и назови».

Учитель читает отрывки из произведений Л.Н. Толстого, изучаемых в 1, 2 классах, а ученики должны вспомнить и назвать произведения.

1) На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. Народ спрашивает у нее: «Какая же твоя мама?» (Быль «Лучше всех» Быль – рассказ о том, что было или бывает на самом деле.)

2) Отец и говорит: «Так-то вы: если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит» (Рассказ «Отец и сыновья»).

3) Мышка сказала$:

- Один страшный, ходит по двору вот так: ноги у него черные, гребешок красный, нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я очень испугалась. (Басня «Страшный зверь»)

$- Кто автор этих произведений? (Л.Н.Толстой)

3. Работа с текстом до чтения.

- Сегодня на уроке мы с вами начинаем изучать творчество великого русского писателя…

- Определите по ключевым словам жанр произведения:

волшебная, бытовая, богатырская, народная, авторская (сказка)

-Назовите признаки сказки $(зачин, волшебство, троекратный повтор, концовка)

Тема нашего урока …

Какие цели ставим? (познакомиться с произведением Л.Н.Толстого, научиться выразительно читать, узнать, чему нас учит сказка)

- Как вы думаете, о чём эта сказка, судя по названию? (ответы детей$)

- Прочтём сказку и узнаем, верны ли ваши предположения.

- Когда вы будете читать сказку, подумайте, в чём мудрость сказки.

-Знакомство с биографией Л.Н.Толстого.$

Янбарисова Аделина получила задание изучить биографию Л.Н.Толстого и поделиться своими знаниями с нами.

Л.Н. Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад, а умер в 1910г. Он прожил 82г. И всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание его сочинений – 90 томов.

Л.Н. родился и провёл детство в имении «Ясная Поляна». Мама умерла рано, когда ему было 2 года. Его окружили з$аботой и вниманием со стороны отца и бабушки. Все, окружающие его люди, были для него хорошими и родными людьми.

Толстого окружала дивная природа. Он любил бродить по аллеям парка, наслаждаться запахами лугов и полей, купаться в речушке, протекавшей в имении.

Семья писателя принадлежала к высшей знати в России и носила титул графа. Отец Толстого был военным, участвовал в войне 1812г. Маму свою не помнит, но о ней все говорили, как о добром, отзывчивом человеке.

$

В 17 лет Л.Н. поступил в Казанский университет на иностранные языки. После окончания, начал писать книги. Изучал историю, музыку, рисование, медицину. Много путешествовал.

К концу жизни вернулся в своё имение «Ясная Поляна», продолжал писать произведения.

- А что вы, ребята, знаете о Л.Н.Толстом?

4. Работа с текстом во время чтения.

$1.Чтение сказки «Два брата» хорошо читающими ребятами.

2.Словарная работа. Какие слова показались вам непонятными.

Любо, не убыло, подивились, на месте друг друга не застали, хлеб.

3.Подготовка к технике чтения.

Для того, чтобы трудные слова вам читалось быстро и правильно давайте, их прочитаем сначала по слогам, а затем целыми словами

Читаем вместе:

$Од-но-го одного

По-ди-ви-лись подивились

Нес-коль-ко несколько

Пе-ре-кла-ды-ва-ли перекладывали

4.Чтение сказки.

- чтение «цепочкой»

5. Вопросы после чтения.

- Понравилась вам сказка? Чем?

- Назовите главных героев.

- Найдите и прочитайте, чем занимались братья

- Как они поделили зерно?

$- О чём думал старший брат? Прочитайте.

- О чём думал младший брат? Прочитайте.

- Почему зерна не убыло?

- Почему «еще крепче стала любовь между братьями»? $(Братья увидели насколько они любят и заботятся друг о друге. Каждый был готов отдать свое, только бы брату было хорошо. Старший заботился о брате и его четырех детях. Младший заботился о старшем, у которого не было детей).

- Какие братья? (добрые, жадные, честные, трудолюбивые, отзывчивые, злые, верные, заботливые, грубые, щедрые)

- Есть ли в сказке Л.Н Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие$?

(Волшебных чудес нет. Это бытовая сказка, а не волшебная. Чудеса легко объясняются. Для каждого из братьев было чудом то, что ночью он пересыпал свое зерно другому, а зерно не убывало).

- Чему учит сказка?

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

$И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Работа с текстом после чтения.$.

1.Подготовка к пересказу.

Задание «Проталинка»

Вам нужно вставить слова, которые по неизвестной причине выпали из текста

(Слайд - дан текст. В одном селе жили два брата, ____, _____. У старшего брата детей не было; у младшего было_____ детей. Жили братья так _______, что _____было на них смотреть.)

(Слайд – контроль. Слова: землю пахали, хлеб сеяли, четверо маленьких, дружно, любо.)

- Сейчас подумайте и скажите, сколько частей в сказке? Как можно озаглавить каждую часть?

$Одну из целей перед началом урока вы ставили научиться выразительно читать.

Теперь, зная характер братьев, отношения в этой семье и объяснив все трудные слова, я думаю, мы сможем прочитать сказку выразительно. $

Какие чувства вам предстоит передать?

Слайд

Спокойное повествование о братьях

Тревога, волнение, забота друг о друге

Радость за братьев

- чтение по рядам

Работа в парах. Задание в рабочей тетради. Есть ли ошибка в плане? Если есть, укажите её.

- Что нам поможет сделать этот план? (правильно пересказать текст)

2. $Работа над пословицами.

Назовите ту, которая, вам кажется, наиболее подходит к этой сказке:

Жизнь дана на добрые дела

Любовь братская лучше каменных стен.

В дружной семье и в холод тепло.

- Какую пословицу подобрали?

- Что происходит между братьями? (Дружба$.)

- На какую тему? ( О дружбе.)

- Какие вы знаете пословицы о дружбе?

- Давайте вспомним эпиграф нашего урока.

- Какая из пословиц очень его напоминает. Как вы считаете, почему русская пословица и изречение римского философа так похожи? (отношения между людьми важны для любого народа)

-Ребята, как вы считаете, только ли в семье надо жить в дружбе и в согласие? ($ответы детей)

3$. Групповая работа. Моделирование обложки к сказке (проектно-исследовательская работа)

Теперь проверим, насколько вы внимательно читали сказку. Я предлагаю поработать в группах.

- Прочитайте модель сказки.

6. Самостоятельная работа. Система Вотум.

Вопросы:

  1. Кто автор сказки «Два брата»?

1.А.С.Пушкин

$2.Л.Н.Толстой

  1. Какая эта сказка?

1.бытовая

2.волшебная

  1. Кто главные герои сказки?

1.братья

$2.брат с сестрой

  1. Сколько детей у младшего брата?

1. нисколько

2.четверо

  1. О чём эта сказка?

1.о дружбе и любви в семье

2.о добре и зле

- Анализ самостоятельной работы

  1. Рефлексия. Итог урока$. Д/з. нарисовать иллюстрацию к сказке, подготовить пересказ

Ребята высказываются одним предложением:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…$

Урок дал мне для жизни…

Если вам было интересно, и вы работали в полную силу, то поднимите улыбающееся лицо человечка.$

Если вам было интересно, но по какой-то причине у вас что-то не получалось, то поднимите серьёзное лицо.

Если вам было неинтересно, и у вас возникали трудности, то поднимите грустное лицо.

Обращение к гостям.

Я держу в ладошках Солнце!

Я дарю его друзьям!

$Улыбнитесь – это ж просто,

Лучик Солнца – это Вам!

Тема: Л.Н.Толстой. Сказка «Два брата».

Тип урока$: урок изучения нового материала.

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведением Л.Н.Толстого.

Задачи: 1) образовательная: Способствоват$ь формированию коммуникативных навыков учащихся: умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям, научить определять жанр произведения, сравнивать, выделять их особенности; делить текст на части; составлять план; выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки;

2) воспитательная: Воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение», умение слушать художественное произведение, понимать эмоционально-нравственные переживания героев;

$ 3) развивающая: Формирование умений учащихся анализировать художественное произведение, опре$деляя основную мысль.

Планируемые результаты (УДД):

личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, желание больше узнать, осознают значимость чтения для развития и обучения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;

метапредметные: регулятивные$ – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); анализируют собственную работу;

познавательные – воспроизводя$т по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; презентуют подготовленную информацию в наглядном виде;

коммуникативные – уметь задавать вопросы, вести диалог при работе в группах; использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

$предметные: научатся определять жанр произведения, сравнивать, выделять особенности; делить текст на части, составлять план, выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, система Вотум, пульты, портрет Л.Н. Толстого, выставка книг, учебник Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. – 3 класс (в 2-х частях) – Москва, «Вентана-Граф», 2013 г., Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтен$ие: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. – Москва, «Вентана-Граф», 2014 г.

Формы и методы работы учащихся$: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

Технологии, методы и приемы:

Урок литературного чтения построен в технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технологии продуктивного чтения). Соблюдаются 3 этапа работы с текстом:

1) Работа с текстом до чтения;

По заголовку учащиеся предполагают тему, героев, содержание текста. Совместное целеполаган$ие настраивает детей на активный поиск ответов в течение урока. На этом этапе был использован частично-поисковый метод работы (сообщение Аделины о творчестве Толстого)

2) Работа с текстом во время чтения;

На этом этапе используется прием чтения хорошо читающими детьми, чтения «по цепочке», ведется по ходу чтения словарная работа, работа по технике чтения. Выявляется первичное восприятие содержания, совпадение первичных предположений детей о содержании с помощью вопросов, беседы. После повторного чтения всего текста или его от$дельных фрагментов дети отвечают на уточняющие вопросы к каждой смысловой части. Обобщается прочитанное. Ведется работа над выразительным чтением.

$ 3) Работа с текстом после чтения.

Ведётся работа по подготовке к пересказу, составление плана. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Работа над пословицами. На этом этапе использовались методы парной работы (выявление ошибок в плане), групповой работы, где проведена проектно-исследовательская работа (моделирование обложки). В конце урока проведена небольшая проверочная работа по системе Вотум, рефлексия.

Post Comment