Конспект урока «Неисчерпаемый родник народного творчества»

Управление образования Каменского района Пензенской области

Муни$ципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества

$Конспект урока

«Неисчерпаемый родник народного творчества»

$

Каменка – 2002 г.

Цель занятия: заинтересовать детей перспективой участия в образовательной программе «Неисчерпаемый родник народного творчества».

Задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к культуре своего народа;

  • $познакомить с народным творчеством Пензенского края;

  • развивать у детей чувство коллективизма, творческие способности, коммуникабельность.

Содержание занятия

    1. Организационный момент. Приветствие.

    2. $

    3. Знакомство. Игры «Маятник», «Как тебя зовут?»

    4. Теория. Сообщение темы. Выявление знаний детей о народном творчестве. Понятия «фольклор», «народное творчество», Игра, её роль в жизни человека.

    5. Практика. «Экспедиция» в село Головинщино Каменского района. Знакомство с народными игрушками, пестушками, дразнилками, приговорками, играми. Проведение игры «Дедушка Мазай». Разучивание песни «Во горенке, во новой».

    6. Итоги. Роль народного творчества.

    Материалы и оборудование

    • Стенд;

    • 15 стульев (по количе$ству детей);

    • Большие тряпичные куклы – дед и бабка;

    • Короб с маленькими тряпичными куклами;

    • Плетёная корзинка с народными шумовыми инструментами;

    • Аудиоза$писи экспедиционного материала Каменского района об игрушках, пестушках, дразнилках, играх.

    Оформление кабинета

    $ Слева – стенд с надписью «Неисчерпаемый родник народного творчества». Перед ним – стульчики, на которых сидят большие тряпичные куклы – бабушка Арина и дед Макар, пока отвёрнутые от детей. Рядом – короб с тряпичными куклами в русских народных костюмах, плетёная корзинка, в которой находятся шумовые инструменты (расписные ложки, глиняные и деревянные свистульки, рожок, трещотки, колокольчик).

    Справа – 15 стульев (по количеству детей), расположенных в ряд парами, тройками друг за другом.

    Ход занятия.

    Дети входят в зал под аудиозапись народной песни, записанной в селе Казанская Арчада Каменского района «Уж ты, чёрненькая».

    Педа$гог:

    Тара-Ра, тара-Ра,

    Собралась к нам детвора.

    Вы пришли сюда играть,

    Песни слушать и плясать.

    Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Виктория Валерьяновна. Несколько лет я руковожу детским фольклорным ансамблем «Русские сувениры» в городе Каменка. И сегодня я хочу познакомить вас с тем, чем мы зани$маемся в ансамбле – с народным творчеством.

    В детстве я часто ездила в деревню к бабушке, там было много ребятишек, с которыми я знакомилась, дружила и играла. И с вами я хочу познакомиться и подружиться.

    Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки.

    Дети образуют в круг и берутся за руки.

    Педагог: Встаньте свободно, корпус отклоните немного назад и слегка согните ноги в коленях. Пер$еступаем с ноги на ногу, изображая движение маятника часов: «тик – так, тик - так». Повторяйте за мной.

    Дети выполняют задание.

    Педагог: теперь поворачиваем голову к соседу слева и по – очереди в том же ритме называем своё имя. Я начинаю: меня зовут В$иктория Валерьяновна.

    Дети выполняют задание. Проводится игры «Знакомство»

    Педагог: Молодцы! А теперь поворачиваем голову к соседу справа и все вместе, дружно называем его имя.

    Дети выполняют задание. Продолжается игра «Знакомство».

    Педагог: Ну, вот мы с вами и познакомились! Переходим к теме нашего занятия: «Введение в образовательную программу «Неисчерпаемый родник народного творчества»

    Показывает надпись на плакате.

    $ Я хочу приоткрыть дверцу в мир народного творчества. Ребята, а откуда мы можем узнать о народном творчестве?

    Ответы детей: «из книг, по телевизору в музее и проч.»

    Педагог дополняет: из походов, поездок, экспедиций.

    И я предлагаю отправ$иться в экспедицию в село Головинщино Каменского района, чтобы познакомится с традициями нашего края. Займите места в нашем автобусе.

    Дети садятся в воображаемый автобус: стулья, расположенные парами, тройками друг за другом.$

    Педагог: А пока мы добираемся до села Головинщино, я расскажу вам о том, что такое фольклор. Может быть, кто-нибудь из вас знает, что это такое?

    Ответы детей.

    Педагог: Оказывается, в переводе с английского языка это - «народная мудрость», «народное знание», это устное народное творчество: сказки, леге$нды, былины.…Помогайте мне, что ещё относится к фольклору?

    Ответы детей.

    Педагог: А почему же оно называется устным?

    Педагог: Потому что оно передаётся устно, а не письменно - от одного певца или сказителя к другому из поколения в поколение, из уст в уста (губы).

    Когда вы были совсем маленькими, с вами играли ваши мамы, папы, бабушки, пели вам песни, прибаутки, потешки, рассказывали сказки, тем самым развивали вас и веселили. Каким образом они вас веселили? («Ладушки», «Сорока»…) $

    Когда вы немножко подросли, стали общаться и играть со своими сверстниками, В какие игры вы играете? («Дочки-матери», «Прятки», «В магазин» и т.д.).

    Без игры в жизни не обойтись. Игры помогают нам освоить окружающий мир, развивают человеческие способности: ловкость, смекалку, пластичность, внимание…Игры самые разнообразные: с бегом, с движениями, с песнями и хороводами, с игрушками…

    А вот мы и добрались до села Головинщино к бабушке Арине и дедушке Макару. Выходите из автобуса.

    Дети выходят из воображаемого автобуса и $размещаются около тряпичных кукол, которых педагог в это время разворачивает к детям.

    Педагог: Ребята, давайте поздороваемся!

    Дети здоровают$ся.

    Педагог: Смотрите, какие интересные вещи: деревянные, глиняные свистульки, трещотки, расписные ложки. Всё это сделал дедушка Макар своими руками, и всё это относится к прикладному народному творчеству.

    Педагог подходит к коробу:

    У бабушки Арины - коробок, как ларец,

    $ Там заперт на ключ волшебный дворец…

    Позвони в бубенец (звонит в колокольчик)

    И попали во дворец!

    Открывается палата:

    Смотрим, чем она богата? (открывает короб)

    Дети заглядывают в короб.

    Педагог: Что же здесь? Куклы. Красивые? Их смастерила бабушка Арина. Бабушка, расскажите, как в старину делали кукол?

    Звучит запись экспедиционного материала о том, как изготавливали тряпичные куклы.

    $ Дед Макар голосом педагога, показывая соломенную куклу:

    А эту куклу сделал я из соломы: сложил пучок соломы пополам, перевязал, второй пучок - на ручки, опять перевязал, и готово.

    Педагог: Посмотрите, сколько кукол сделали бабушка Арина с дедом Макаром. Хотите в них поиграть? Возьмите.$

    Дети разбирают кукол.

    Педагог: Бабушка, расскажите, как вы играли с куклами?

    Звучит запись пестушки «А тата»

    Педагог: Давайте попестуем кукол.

    Разучивается пестушка.

    $ Педагог: А какие ещё пестушки, потешки помните?

    Звучит запись пестушки «Ах ты, миленький, ты мой»

    Педагог: Хотите разучить эту пестушку?

    Разучивается другая пестушка.

    Педагог: Бабушка, дедушка, ребятам интересно, в ка$кие игры вы раньше играли?

    Звучит запись об играх.

    Педагог: А я предлагаю поиграть в игру «Дедушка Мазай». Это игра с песней. Сначала разучиваем песенку:

    Здравствуй, Дедушка Мазай!

    Из коробки вылезай!

    Где мы были, мы не скажем,

    $ А что делали, покажем.

    Разучивается песенка.

    Педагог: Нам нужно выбрать водящего для игры - Деда Мазая. Как мы это сделаем?

    Ответы детей: считалкой!

    Педагог: Наверное, вы много знаете считалок? Считалки тоже относятся к народному творчеству, они служат для распределения ролей в игре, помогают нам в развитии речи, правильном произношении, и говорить их нужно громко и выразительно.

    Дети предлагают свои считалки. Выбирается водящий для игры - Дед Мазай.

    Педагог: Дед Мазай, садись рядом с дедушкой и бабушкой. Когда мы пропоё$м песенку, ты должен угадать, что мы изображаем, то есть, как люди трудятся. Если угадаешь, лови одного из ребят. Кого поймаешь, тот будет новым Дедом Мазаем.

    Проводится игра.

    Педагог: Ребята, бабушка Арина с дедушкой Макаром спели для нас и рассказал$и много интересного. Давайте и мы споём им песенку, которую я записала со своими воспитанниками в экспедиции в селе Скворечное Каменского района. Она очень простая. Послушайте.

    Слушается и разучивается песенка «Во горенке, во новой»

    Педагог: Ребята, наша экспедиция подходит к концу. Что же нового и интересного мы здесь узнали?

    Ответы детей.

    Педагог: Оказывается, кроме телевидения, видео, компьютеров, в мире существует много нового и интересного, в том числе и народные песни, игры, сказки, об$ычаи, которые помогают нам в жизни. Чему же учит народное творчество?

    $ Ответы детей с помощью педагога: только хорошему: добру, помогать друг другу, приходить на помощь в трудную минуту, заботиться о младших, помогать старшим, любить свою Родину, родной дом; пословицы и поговорки учат правилам поведения.

    Педагог: Время идёт, бабушки стареют, и наша задача - сохранить народные традиции, которые передавались из поколения в поколение, этот «Неисчерпаемый родник народного творчества» (показывает надпись на плакате).

    Я очень рада, что познакомилась и подружилась с вами. Всего вам доброго! До новых встреч!

    Дети уходят под аудиозапись песни «Уж ты, чёрненькая».

    В работе использованы материалы экспедиций по селам Каменского района Пензенской обл$асти фольклорного ансамбля «Русские сувениры», руководитель Полшкова В.В.

    Post Comment