Конспект урока по чтению и развитию речи в 4 классе специальном (коррекционном) VIII вида «Пожарник Карл» А Барков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Тасеевская средняя общеобразовательная

школа №1»

$Тасеевского района Красноярского края

Конспект урока по чтению и развитию речи в 4 классе специальном (коррекционном) VIII вида «Пожарник Карл» А Барков»

$подготовила

учитель начальных классов

Алексеева Валентина Леоновна

с Тасеево

$2012г

Тема: «Пожарник Карл» А Барков»

Цель: ознакомление с содержанием рассказа и обогащение словаря учащихся новыми словами, обобщение знаний по пройденной теме,

$

развитие психических процессов - связной устной речи, мышления, памяти, способности к самоконтролю, воспитание коммуникативной культуры учащихся, познавательной активности и интереса к учению, любви к природе.

Оборудование: карточки, иллюстрация с изображением птиц, домашних животных, таблички со словарными словами,

Ход урока

1.Организационный момент.

Давайте поделимся, друг с другом хорошим настроением, улыбнитесь друг другу. Надеюсь, что на уроке вы будете активными, внимательными и старательными.

2.Артикуляционная гимнастика.

А сейчас как обычно проведем речевую разминку.

- дыхательные упражнения: $

- чтение знакомых скороговорок.

Предлагаю выучить новую скороговорку.

Шла Саша по шоссе,

Несла сушку на шесте.

-Что такое шест?$

-Прочитайте по слогам.

- А теперь с убыстрением.

- С интонацией вопроса.

- С чувством радости.

- Прочитайте скороговоркой.

3.Игра «Четвертый лишний».

Скажите, какая картинка лишняя? Докажите почему?

(Волк, лиса, воробей, собака)

4. Закрепление пройденного материала «Воробьишко» М. Горький.

$- А о какой птице мы читали на прошлом уроке?

-Что вы видите на доске? (слова)

- Кто догадается и прочитает их? (воробей, гнездо, воробьиха, человек. кошка)

в - р - б – й

гн – зд –

в – р – бь – х –

ч – л – в – к

к – шк –

- Предположите, из какого они рассказа?

-Как называются буквы, которых не хватает? (ученики вставляют по очереди буквы)

- Давайте вспомним, как звали воробья? ( Добиваться от учащихся полных ответов)

- Где и из чего было гнездо?

- Докажите, что воробьиха была заб$отливая мама?

- Что сказал Пудик о человеке, которого увидел из гнезда?

- Что сделала кошка?

- Какое чувство вы испытывали, когда читали сказку «Воробьишко?»

- Какой можно сделать вывод из этой сказки?

5. Работа над пословицей.

Мала птица, и та свое гнездо бережет.

С давних времен пришли к нам пословицы. В них жизненный опыт, добрые советы, пожелания.$

(Выясняется смысл пословицы, что для птицы гнездо - это ее дом)

- А как люди должны относиться к своему дому?

- Как к школе?

6. Физминутка «Будь внимателен».

(Если учитель называет птицу, то взмах руками, если животное – присесть).

7. Введение в тему.

Сегодня, мы п$ознакомимся с интересным рассказом, прослушав текст, скажете, что затронуло вашу душу? Но в тексте встречается много хитрых слов, давайте попробуем объяснить их значение.

8. Словарная работа.

- взъерошенный – растрёпанный, взлохмаченный;

- бедолага – бедняга;

- медный умывальник – изготовлен из меди (медь – сплав железа и меди);

- коромысло – предмет для ношения двух вёдер на плече — изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах;

- сруб – стены рубленого деревянного сооружения, собранные из обработанных брёвен;

- шальной ветер – сильный, быстрый;

- бадья – большое ведро;

- нахохлился - съёжился, втянув голову, взъерошив перья.

(Слова чи$таем хором, обращая внимание на ударение. Дети объясняют смысловое значение слов.)

9.Чтение рассказа учителем.

- О какой птице этот рассказ? ( иллюстрация галки)

- Какое вы испытывали чувство, слушая рассказ?

Дополнительный рассказ о птице (рассказывает учитель)

Это птица черная, но меньше вороны, верх головы у нее серый. Перелетная. Прилетает к нам в конце марта. Г$незда в дуплах деревьев. В гнезде высиживает самка 4-6 голубовато-зеленоватых яиц. Галка поедает насекомых, личинок - этим приносит пользу.

$10. Чтение учащимися по абзацам.

( следить, чтобы читали внимательно, правильно проговаривали слова)

11. Коррекционное упражнение «Вопрос- ответ».

Ученики придумывают самостоятельно вопрос по содержанию текста и задают любому ученику на понимание.

12.Выборочное чтение.

Ученики находят в рассказе и читают.

- Как в доме поселился галчонок Карл?

-Какие забавы были у галчонка?

- Как Карл ходил за водой?

$- Где было гнездо Карла?

- Почему Карла прозвали пожарником?

13. Домашнее задание.

Беглое чтение рассказа с133-135, 1 группе нарисовать рисунок к рассказу, 2 группе ответить на вопросы (1-6), запись домашнего задания в дневник.

14. Рефлексия.

- Как называется рассказ, который читали?

- К$то автор этого рассказа?

- Что узнали нового на уроке?

15. Комментирование оценок.

Спасибо за работу. Урок окончен.

Список используемой литературы.

1.Журнал «Начальная школа», 2010г - №3, с42-47, 2010г - №4 с11-14.

2. Тридцать три Егорки.$ Русские народные скороговорки. Составитель Г. Науменко, Москва «Детская литература», 1989г.

3. Птицы над полями. Э.Н. Голованова. Издательство «Гидрометеоиздат», 1989г.

4. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

Коррекционная педагогика. Л. Н. Ефименкова, Москва «Владос», 2004г

$

Post Comment