Конспект урока по Литературе "Авторская песня. Б. Окуджава" 11 класс

Форма урока: музыкально-литературная композиция.

Оформление: гитара, ф$отографии Б.Окуджавы, музыкальный центр.

Цели урока: 1. Дать понятие о литературном жанре «авторская песня», о её

месте в развитии литературного процесса и музыкальной

культуры страны.

2. Поз$накомить учащихся с жизнью и творчеством Б.Окуджавы.

3. Воспитывать гуманное отношение к человеку, критическое

мышление, умение нести в себе духовные ценности.

Ход урока.

1. Слово учителя:

- « Бард», «менестрель», «актёр-певец», «самодеятельная песня», «авторская

песня» - такие определения давались и даются этому литературному жанру$

и его авторам.

А как вы объясните, что такое «авторская песня»?

2. Ответы учеников.

3. – Итак, авторская песня включает в себя «умение писать стихи, музыку, иг-

рать на гитаре, быть артистичным, чуть психологом (ибо как работать с

тысячными залами?). Ещё важнее другое: объединить всё это в одном че-

ловеке. (И.П.Михалёв)

4. Рассказ учителя об авторс$кой песне.

- Вероника Долина так объяснила, что значит для неё авторская песня:

«Когда берёшь гитару, она тихонько подпевает тебе и учится, тоже учит-

ся подпевать голосу. Гитара подстраивается к голосу сама, а потом – голос

к гитаре.

Авторская песня… это та самая, где о$чень важно присутствие автора. Это

песня, не предназна$ченная для исполнителя. Во всяком случае, мне не зна-

ком автор, пишущий стихи с гитарой в руках, который искал бы исполни-

телей своих песен».

Микаэл Таривердиев, композитор, отмечал, что для него «барды – явление

драгоценное… Бард в трёх лицах: он автор стихов, автор музыки, он же

$исполнитель. И пусть его голос подчас уступает по красоте голосу насто-

ящих певцов, а стихи не всегда идеально отточены, но поразительная мера

искренности, помноженная на личное, заинтересованное восприятие мира,

составляет… драгоценность его творчества».

- Авторская песня сложилась на исходе 50-х годов и стала выразительной приметой демок$ратизации общественной жизни и культуры после ХХ съезда

КПСС. Минуя печатное слово, а значит, и цензуру, она обращалась к широ-

кой аудитории, численно превосходившей даже самые большие тиражи поэ-

тических сборников. В этом отношении авторская песня – родная сестра так

называемой эстрадной лирики, собиравшей тысячи слушателей на поэтиче-

ских вечерах в Лужниках.

Преимущество жанра состояло в том, что именно в нём ставились во гла-

$ву угла именно стихи, поэтический текст. Отсутствие композиторского и исполнительского профессионализма придавало песне особую естественность.

Авторская песня имеет свои истоки в русской культуре. Она связана, во-первых, с т$радицией так называемого блатного фольклора, получившего широкое распространение в годы «оттепели», после массового возвращения на свободу узников из сталинских лагерей. Вчерашние политзаключенные «привезли» с собой множество лагерных песен. Авторы их не всегда афишировали своё имя, ибо такое сочинительство могло обернуться для них большими неприятностями. «Под конец оттепели авторы… осмелели настолько, что имена свои перестал$и прятать».

Авторская песня воскрешала и традиции городского романса, и туристиче-

ской песни, многие мотивы и интонации которой она вобрала. Вообще авторская песня выражала внутренний мир человека, открывшего для себя новые, гуманистические ценности. Не случайно этот жанр очень раздражал власть, а лучшие барды тех лет так или иначе оказывались в опале.

5. Рассказ о жизни и творчестве Б.$Окуджавы.

- Одним из наиболее ярких выразителей новых поэтических настроений стал со второй половины 50-х годов Булат Окуджава, на долгие десятилетия вперёд занявший место своеобразного лидера жанра.

Для радио, фирмы «Мелод$ия», Мосэстрады песни Окуджавы оказались в те годы непривычными и даже неприемлемыми, большинство слушателей познакомились с ними в «магнитофонном исполнении». Но страна влюбилась в эти песни, прежде всего потому, что они был добры, мужественны, красивы.

Но именно они вызывали такую сокрушительную критику, какой не подвергался ни один из «предшественников» Окуджавы.

Что же такого было в этих песнях, что вызывало столь радостное принятие одних и ярос$тное негодование других? Внимательно всматриваясь в биографию Окуджавы, мы можем теперь понять, что его «внезапное» и довольно позднее увлечение песенным творчеством ( ему было далеко за тридцать ) не случайно. Судьба этого человека, никогда не учившегося музыке, складывалась так, что его детство и юность оказались насыщенными самыми разнообразными музыкальными и звуковыми впечатлениями.

В раннем детстве, месяцами живя то в Москве с родителями, то в Грузии$ с бабушкой-армянкой, мальчик говорил и по-грузински и по-армянски. Потом случилось так, что ни по-грузински, ни по-армянски говорить не приходилось. Знание слов ушло, но чувство этих звучных языков осталось в глубине памяти

«Моя родина – это Арбат. Я родился на Большой Молчановке, воспитывался в арбатском дворе. Потом меня стали возить в Грузию, на родину отца и матери. $Так параллельно с арбатской появилась грузинская линия, возник какой-то второй поток во мне. И всё же оставался москвичом, и в поэзии меня воспитывал русский фольклор. После войны я учился в Тбилисском университете, но чувствовал себя арбатцем. Так эти два потока во мне сосуществуют».

В 1937 году его отец, видный партийный работник, был арестован и вскоре расстрелян. Мать сослана в один из карагандинских лагерей. Сын с ней встретится только через десять лет. Тринадцатилетнего мальчика родственникам удалось спрятать и тем самым спасти от детского дома, куда был$о положено «сдавать детей» «врагов народа».

Мой отец.

Он был худощав и насвистывал старый, давно позабытый мотив,

$ И к жёсткому чубчику ежеминутно его пятерня прикасалась.

Он так и запомнился мне на прощанье, к порогу лицо обратив,

А жизнь быстротечна, да вот бесконечной ему почему-то казалась.

Его расстреля$ли на майском рассвете, и вот он уже далеко.

Всё те же леса, водопады, дороги, и запах акаций острый.

И кто-то ж кричал: «Не убий!» - одинокий…

И в это поверить легко.

Но бредили кровью и местью святою все прочие братья и сёстры.

И время отца моего молодого печальный развеяло прах,

И нет$у надгробья, и памяти негде над гробом склониться, рыдая.

А те, что виновны в убийстве, и сами давно уже все в небесах,

И там, в вышине, их безвестная стая кружится, редея и тая.

$В учебниках школьных покуда безмолвны и пуля, и пламя, и плеть,

Но чьё-то перо уже пишет и пишет о том, что пока безымянно.

И нам остаётся, пока суд да дело, не грезить, а плакать и петь,

И слёзы мои солоны и горючи. И голос прекрасен…

Как странно.

Только через полтора года Булат Окуджава смог вернуться в родной арбатский двор, продолжить учёбу в московской школе. Из 9 класса ушёл на войну. Был миномётчиком, связистом и взводным запе$валой. В 1947 году вернулась мама. Об этой трогательной и горькой встрече Б.Окуджава поведал в рассказе «Девушка моей мечты».

$В памяти его, как и в творчестве, война запечатлелась накрепко. Войну поэт воспринимает как трагическое испытание человеческой души. Как сказал сам Окуджава, «все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против неё.

В 1970 году появилась одна из самых знаменитых песен – «Мы за ценой не постоим». Из воспоминаний поэта: « Ко мне обратился режиссёр Андрей С$мирнов и попросил написать песню для его фильма. Мне хотелось выполнить его просьбу, и я стал пробовать. Далеко не сразу, но у меня появилась первая строчка: «Здесь птицы не поют, деревья не растут…» Появилась и мелодия. Её я не собирался предлагать, я знал, что над музыкой к фильму работает замечательный композитор Альфред Шнитке. Но под эту мелодию мне было легче сочинять. Я приехал на студию. Был Смирнов, был Шнитке и ещё несколько человек из съёмочной группы. И стоял в комнате рояль. Я говорю: «Вы знаете, у меня вместе со стихами попутно родилась мелодия. Я вам её не предлагаю, но мне как-то легче под неё вам эти стихи исполнить». Очень робея и конфузясь перед Шнитке, я стал одним пальцем$ тыкать по клавишам рояля и дрожащим от волнения голосом петь. Пою, а они все сидят такие мрачные, замкнутые… Еле-еле допел до конца, говорю: «Ну, музыка, конечно, не получилась, но$ слова, может быть, можно…» Смирнов говорит: «Да, конечно, не получилась…». И вдруг Шнитке встаёт: «А по-моему, даже очень получилась, спойте-ка ещё раз». И тогда я, ободрённый неожиданной похвалой, ударил по клавишам и запел уже смелее. И все стали подпевать, и когда допели, то оказалось, что песня всем понравилась».

Песня «Мы за ценой не постоим».

С начала 1950-х годов он живёт в Москве, работает в издательстве «Молодая гвардия», потом – в «Литературной газете». Он очень любил этот город и посвятил ему много стихотворений-песен.

Прекрасный московс$кий цикл складывался как бы в полемике с двумя совершенно различными, но значительными музыкальными явлениями. Во-первых, пр$еобладали в то время «гимновые» песни о Москве, а во-вторых, увлёкшись песнями французских певцов о Париже, Окуджава посчитал несправедливым, что нет таких же «интимных», «домашних» песен о его городе, о Москве.

Из воспоминаний поэта: «Мне давно хотелось написать песню о Москве, о городе, который я так люблю. Но не похожую на гимн, а какую-то интим-

$ную. Вот так я думал, мечтал, мечтал… И вот у меня стали появляться «Лёнька Королёв», «Полночный троллейбус», потом «Московский муравей», «Арбат, мой Арбат» - получился такой вот цикл московских песен».

Песня «Ах, Арбат, мой Арбат».

По московским улицам в песнях поэта ходили самые прекрасные, самые красивые женщины. Б.Окуджава писал: «Тема многих моих стихотворений –

любовь. Долгое время у нас почти не пели$ о любви, и в самом слове «женщина» для некоторых было что-то сомнительное. Из протеста против пуританского ханжества я решил воспеть женщину, как святыню, пасть перед ней на колени».

$Песня «Не бродяги, не пропойцы…».

Окуджаву привлекали исторические, литературные сюжеты и образы; он одним из первых в те годы почувствовал возможность такого обращения к прошлому, позволявшему сказать намёком о том, что не могло прозвучать открытым текстом.

«Лично меня многое привлекает в людях первой половины девятнадцатого века. И это без всякой попытки идеализировать. Я не могу отрицать большой нравственной устойчивости тех времён, высокой духов$ности, болезненных и активных поисков смысла жизни, утверждения общественного самосознания. Для меня как профессионального литератора это время не столь удалено, чтобы казаться недостоверным, но и не столь близко, чтобы утратить загадочность».

В «Песенке о Моцарте» поэт противопоставляет истинную и мнимую любовь к Отечеству, не нуждающемуся на самом деле в приукрашивании её «грехов».

$«Песня о Моцарте».

Возможно, песни Окуджавы нравятся не всем. Но уж тот, кто их полюбит, тот навсегда станет под их знамёна. Настойчиво и последовательно, но никогда не впадая в дидактичность, Окуджава внушает нам простые истины о любви, вере, дружбе, братстве, верности, милосердии…

«Художн$ик видит перед собой единственную задачу – рассказать о себе, выразить себя, поделиться своими впечатлениями об окружающем. Что бы я ни писал: стихотворение, песню, повесть, роман – всегда и везде я рассказываю о себе, не стараясь угодить ни своим поклонникам, ни противникам».

$ Песня «Молитва».

Какой особой магией обладают иные словосочетания стихов и песен Булата Окуджавы! Не так просто подчас определить, в чём же состоит их привлека-

тельность: «Возьмёмся за руки, друзья!», «До свиданья, мальчики!», «Пусть будет дверь открыта…», «Давайте понимать друг друга с полуслова!»

Давайте! Эти добрые слова, конечно же, близки и$ дороги всем, кто ценит подлинное человеческое общение, которому так верно служит хорошая песня.

Песня «Пожелание друзьям».

$

«А ИНАЧЕ ЗАЧЕМ НА ЗЕМЛЕ ЭТОЙ ВЕЧНОЙ ЖИВУ?».

$ (Авторская песня. Творчество

Булата Окуджавы)

$7

Post Comment