Конспект урока по Литературе “Баллада А.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»” 7 класс

ОТКРЫТЫЙ УРОК по произведению А.С.Пушкина «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»

Самое лучшее пророчество – трезвая решительность и здравый

смысл.

ЭВРИПИД.

ТЕМА: Баллада А.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Художественный пересказ летописи или самостоятельное произведение?..

ЦЕЛЬ : выявить сходство и различия лето$писи и баллады

-определить, в чем особенности композиции баллады и своеобразие ее языка

-увидеть мастерство художественного воспроизведения быта и нравов

Древней Руси

– понять, в чем основная мысль баллады Пушкина

-воспитывать любовь к своему Отечеству

ОБОРУДОВАНИЕ : -портрет А.Пушкина

-иллюстрации В. Васнецова, М. Р$удакова к балладе Пушкина

-индивидуальные и групповые карточки

-тексты баллады «Песнь о вещем Олеге».

ХОД УРОКА

1-Й ЭТАП

УЧИТ. А.С.Пушкин… У каждого он свой, неповторимый, загадочный. Но всегда добрый друг и советчик, т. к. со страниц его произведений говорит сама мудрость. И сегодня мы не просто продолжаем з$накомство с творчеством великого поэта, сегодня мы вместе с А. С.Пушкиным, окунувшись в страницы далекого прошлого, исследуя и сопоставляя древнюю летопись и балладу»Песнь о вещем Олеге», попытаемся выявить:

1)в чем же их различия;

2) в чем особенности композиции баллады и своеобразие ее языка;

3) увидеть мастерство художественного воспроизведения б$ыта и нравов Древней Руси;

4) в чем основная мысль баллады.

А темой урока явл$яется проблемный вопрос, на который мы с вами дадим ответ, когда проведем исследование. Да, именно исследование! Ученики старших классов принимают участие в НОУ, пишут большие исследовательские работы по разным вопросам, по разным предметам.

Мы тоже скоро станем старшеклассниками, поэтому и попробуем сегодня провести не простой урок, а

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ, И каждая группа вела предварительную исследовательскую работу(после первого$ прочтения текста) по 3 –м различным направлениям:

1 –ая Исследовала эпоху, изображаемую в летописи

( во главе – МОНАХ-ЛЕТОПИСЕЦ)

2 – ая занималась исследованием героев и событий, изображаемых Пушкиным на страницах «Песни..»

( во главе – АВТОР А.С.ПУШКИН)

3- я исследовала язык и художественные средства как 1 из методов реализации замысла «Песни…»

( во главе СОВ$РЕМЕНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ)

По этим основным направлениям мы продолжим нашу исследовательскую работу над произведением А. ПУШКИНА «Песнь о вещем Оллеге» и древними летописными источниками.

Давайте попробуем!

(Записывается тема уро$ка)

Проводя исследовательскую работу, попробуйте делать некоторые выводы из сказанного и записывать главное.

Кроме того, мы часто будем пользоваться текстами, поэтому обратите внимание на ПАМЯТКУ «Выразителное чтение»

2-Й ЭТАП(ЭВРИСТИЧКСКАЯ БЕСЕДА)

Обратимся к истории!

$

(1-я группа: СООБЩЕНИЕ)

Мы обратились к истории и вот что узнали…

Фигура древнерусского князя Олега окружена тайнами, имя его обросло легендами. Воспоминания о нем мы можем найти в известном историческом и литературном памятнике эпохи Киевской Руси «Повести временных лет». Из этого произведения мы узнаем , что происходил князь из варягов, был родственником Рюрика, который умер в 879г., а княжество и опекунство над своим малолетним сыном Игорем передал Олегу. В 882г. Олег овладел Киевом. Это ему принадлежат сло$ва: «Это будет мать городов русских».

Олег был доблестным воином, он покорил много племен, повесил свой щит на вратах Цареграда ( тогда это был Константинополь – столица Византийской империи) как символ своей побе$ды; добился, чтобы русичи без всякой пошлины торговали в Царьгороде.)

( Вопросы 1-й группе)

? А теперь обратимся к заметкам известного литературоведа-пушкиниста СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧА БОНДИ.(стр уч-ка 79) Что можем дополнить?

(уч-ки дополняют)

? Как сказано об этом в летописи? Послушаем ГОЛОС СТОЛЕТИЙ.

( откроем текст Летописи, прочитаем отрывок)

$

( читает подготовленный ученик )

ВЗАИМОВОПРОСЫ

В Ы В О Д Ы: (в тетрадях)

Летописец рассматривает и героический образ князя Олега, и его желание использовать престол в личных целях

УЧИТЕЛЬ( обращается к ученикам 2-й группы):

? Что заинтересовало и поразило А. Пушкина в этой летописи? Почему он пишет $свою «Песнь о вещем Олеге»?

? А как об этом говорит сам автор?

( СООБЩЕНИЕ ПУШКИНА «Из письма А. Бестужеву)

В письме к Александру Бестужеву я писал: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтиче$ского»

УЧИТЕЛЬ

? За что же славит поэт князя?

УЧЕНИКИ:

Произведение называется «ПЕСНЯ» Это ЛИРИЧЕСКОЕ стихотворное произведение. Т.о. поэт уже в заглавии говорит о том, что в стихотворении будет воспеваться мужество$ героя, его жизнь, подвиги.

ПУШКИН наделяет «Песню» общими чертами с фольклорными произведениями

( постоян. эпитеты: верный конь, товарищ верный, темный лес и т. д. ;

Образ ВОЛХВА -волшебника – придает произведению загадочность)

древнерусские обряды и поверья вспоминаются в «ПЕСНЕ..»

1- встреча с кудесником( волшебником) – несчастье

2- во время тризны нельзя печалиться

З А П И С Ь В Т Е Т Р А Д Ь

Пушкин разносторонне раскрывает характеры героев. Они не только действуют, но и не лишены ч$увств.

(Работа над синквейном)

— Кудесник ( какой он)

—Князь Оле$г (Какой он)—

— дружина Олега

ВЗАИМОВОПРОСЫ

Записываем ВЫВОД

УЧИТЕЛЬ: давайте посмотрим инсценировку, которая покажет, как разносторонне раскрывает поэт характер кудесника. Проведем исследование: сравним кудесника и Олега

ВОПРОСЫ ПО СЦЕНКЕ:

? Каким изображен Олег и кудесник? Что в их изображении общего?

(Оба СИЛЬНЫЕ Олег – Земной властью

Вещун- способностью понять то , что неведомо простым смертным)

?Почему волхв отказывается от подарка князя?

(ему не нужны материальные богатства, у него ес$ть больший дар – пророчество)

? В чем сила вещуна?

( в его «вещем» слове, «правдивом и верном» слове )

УЧ _КИ 3 – я гр.

$Мы исследовали язык «Песни…» , художественные средства, использованные автором, и можем сделать выводы, что в тексте много диалогов, которые помогают разносторонне раскрыть характеры героев, например, КНЯЗЯ ОЛЕГА

В разговоре с КУДЕСНИКОМ И В РАЗГОВОРЕ С ДРУЖИННИКАМИ

(примеры)

Со слугами,

С друзьями-дружинниками) НО сам КНЯЗЬ везде разный

$

роль этих диалогов?

( диалоги помогают более разносторонне раскрыть характеры героев )

-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ХУД. СРЕДСТВ:

Устаревшие слова (помогают отобразить события времен существования Киевской Руси)

$Эпитеты

Сравнения

Метафоры и т.д.

Составляющие композиции помогают вполне раскрыть идейный замысел поэта:

композиционные части»Песни…»

Экспозиция —( «Князь едет по полю на верном коне» )

Завязка$ —– ( Встреча с волхвом )

Развитие действия— ( Замена коня, наказ слугам, воспоминания о коне через много лет)

Кульминация—– ( «И вскрикнул внезапно ужаленный князь»)

Развязка-— ( Тризна на могиле Олега )

ВЗАИМОВОПРОСЫ

ВЫВОД ЗАПИСИ В Т Е Т Р А Д Я Х

Язык «Песни…» , различные художественные средства помогают сделать произведение ярким и красочным.

ОБЩИЙ ВЫВОД

СРАВНИМ РЕАЛЬНОГО КНЯЗЯ ИЗ ЛЕТОПИСИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, СОЗДАННЫЙ ПУШКИНЫМ!

$УЧИТЕЛЬ: чтобы показать, насколько более поэтичным создал Пушкин образ Олега, еще раз обратимся к тексту, только теперь группа попробует совместно найти и зачитать соответствующие$ цитаты.

3 – й ЭТАП -РАБОТА С ТЕКСТОМ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

ПОЛУЧИТЕ КАРТОЧКИ (1 МИНУТА НА ОБДУМЫВАНИЕ) ПРИ ЧТЕНИИ ПОЛЬЗУЕМСЯ ПАМЯТКОЙ «Как читать выразительно?»

( НА СТОЛАХ И НА ДОСКЕ ЛЕЖАТ ПАМЯТКИ «выразительное чтение»)

ПАМЯТКА : « ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ!»

– читай медленно, не спеша

– на ключевом слове делай смысловое ударение, а после него- небольшую паузу

– читай уверенно

– умей передавать свои эмоции, чувств$а с помощью интонации

– описание движения читай ускоренно

– вовремя изменяй ритм, скорость чтения, интонацию

$

– жестами и мимикой передай свое отношение к описываемому

– умей придавать своему голосу соответствующие оттенки( от насмешливого до прославления и возвеличивания)

( Каждая группа получает карточку с заданием для выразительного чтения)

1 $– я Найти описание коня Олега, зачитать.

Зачитать отрывки, в которых изображен сам князь Олег

2 – я Найти и выделить интонационно те строки, где говорится о трагической судьбе

Олега

3 – я Как поэт воспевает силу и мужество Олега, его человеческое достоинство и величие,

Зачитать строки.

$

ВЫВОД ПЕРВЫЙ: ОСНОВНАЯ ТЕМА

Учитель: Итак, мы видим, что Пушкин воспевает силу и мужество Олега, говорит о его непобедимости, и в то же время жизнь князя заканчивается трагически. ПОЧЕМУ? КАКОВА ОСНОВНАЯ ТЕМА «ПЕСНИ…» ?

( ТЕМА неотвратимости судьбы. Проблема столкновения человека и судьбы)

4– й этап РА$БОТА ПО КАРТИНЕ В. ВАСНЕЦОВА( в учебнике и на доске)

УЧИТЕЛЬ : ВАЖНЕЙШИЕ исторические события отобразились не только в литературных памятниках.

Попробуем проанализировать, как смогли отобразить эти же исторические события художники:

– рассмотрим иллюстрации к произведению Пушкина

– как помогает понять характер героев «Песни…» художник Васнецов?

1- че$рез одежду, соответствующую той эпохе

2- через изображение лиц и движений героев

3- через сюжет построения картины?

5-Й ЭТАП : ВЫВОДЫ ПО УРОКУ

$Учитель: Т.о., исследуя язык произведения, историческую основу его создания, изображение героев, их действий и поступков, мы можем понять различия между летописью и балладой Пушкина.

В чем же сходство и в чем различия?

( Обратимся к литературоведческому словарику)

ЛЕТОПИСЬ- памятник исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы

БАЛЛАДА- стихотворное произведение, в основе которо$го чаще всего лежит исто-

рическое событие

( ОТВЕТЫ: общее – исторические события;

различное- в прозе или в стихотворной форме, причем, в БАЛЛАДЕ –

много средств художественной изобразительности)

ЭТО НАШ ВТОРОЙ ВЫВОД! Пушкин не просто пересказывает летопись, он создает самостоятельное произведение, которое включает в себя размышления о пределах княжеской власти, о б$ожественном происхождении дара пророчества, о противостоянии человеческой воли и судьбы.

А мы с вами давайте вернемся к эпиграфу нашего урока и подумаем, как можно понимать слова ЭВРИПИДА$: «САМОЕ ЛУЧШЕЕ ПРОРОЧЕСТВО – ТРЕЗВАЯ РЕШИТЕЛЬНОСТЬ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ»

МОЖНО ВЕРИТЬ В ПРОРОЧЕСТВО И НЕ ВЕРИТЬ, ЗАГЛЯДЫВАТЬ В БУДУЩЕЕ И НЕ ЗАГЛЯДЫВАТЬ, А ЛУЧШЕ ВСЕ-ТАКИ ЕГО ТВОРИТЬ.

СЕГОДНЯ, КОГДА РАЗЛИЧНЫЕ АСТРОЛОГИ, ВЕЩУНЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ НА КАЖДОМ ШАГУ, ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ТРЕЗВЫЙ УМ НЕ МЕШАЮТ НИКОМУ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Познакомиться с отрывком драмы «БОРИС ГОДУНОВ», данным в учебнике стр.$ 85- 95 вопр. №6 составить словарик слов, характерных для речи Пимена.

Индивидуальное задание отдельным ученикам: написать сочинение-миниатюру на одну из тем:

1.Чем должен руководствоваться властитель, силой или мудростью?

2. Как я понимаю слова Сократа: «Настоящая власть – это мудрость!»

ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕНИКОВ.

$

6

Еще записи

Leave a Comment