Конспект урока по Литературе "Духовно-нравственное содержание легенды «О двух великих грешниках» Н.А.Некрасова"

17

$

План-конспект урока.

Тема урока: Духовно-нравственное содержание легенды «О двух великих грешниках» Н.А.Некрасова. (2 урока).

Цель урока: раскрыть духовно-нравственное содержание легенды «О двух великих грешниках».

  1. Задачи: 1. Познакомить учащихся с отрывком из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», помочь выяснить идейно-художественное своеобразие легенды, определить фольклорные и христианские традиции.

  2. Учить видеть авторскую позицию и идейный замысел.$

  3. Способствовать формированию необходимых ценностных установок, духовно-нравственных основ жизни, воспитывать такие качества, как совестливость, справедливость, ответственность.

  4. Развивать самостоятельность мышления, вырабатывать умение обосновывать оценку прочитанного.

Формирование УУД:

  1. Познавательные: работать с различными источниками, уметь видеть авторскую позицию, идейно-художественное своеобразие легенды.

  2. Коммуникативные: строить устное и письменное высказывание, читать и осмысливать текст, уметь слушать и слышать друг друга.

  3. Регулятивные: определять цель урока, производить рефлексию.

  4. $

    Личностные: вырабатывать духовно-нравственные основы жизни, ценностные ориентации.

Оформление:

1. Мультимедийная презентация: портрет Некрасова, иллюстрации к поэме «Кому на Руси жить хорошо», словарь понятий, отрывок из Нагорной проповеди.

Эпиграфы к уроку:

1. Мужественный дух $потенциально заключен в России пророческой, в русском странничестве и русском искании правды. (Н.Бердяев).

2. Не верь, чтоб вовсе пали люди;

Не умер Бог в душе людей,

И вопль из верующей груди

Всегда доступен будет ей. (Н.А.Некрасов)

План-конспект урока.

п/п

$Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1.

Организационный.$

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя.

Демонстрируют готовность к уроку.

2.

Актуализация знаний.

- На прошлом уроке мы познакомились с основными темами и мотивами лирики Некрасова. Давайте вспомним их.

- Каков основной пафос поэзии Некрасова?

$ Отвечают на вопросы:

/- назначение поэта и поэзии

- любовь к родине

- тема материнской любви

- сострадание к простому на$роду

- мотив вины и покаяния перед страдающим народом/

/-Некрасов – поэт-гражданин, страдающий за народ, любящий родину:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан./

Слайд: портрет

3.

Целеполагание.

Сегодня нам предстоит знакомство с отрывком из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси…». Центральной проблемой этого произведения является вопрос, вынесенный в заголовок. А темой нашего урока станет духовно-нравственное содержание легенды «О двух великих грешниках».

- Тему я обозначила. А вы попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.

/Попробуем разобр$аться в духовно-нравственном содержании легенды, выяснить, какие проблемы ставит Некрасов и как их решает, постараемся выяснить авторскую позицию и сформировать собственную$/.

Эпиграфами к уроку послужат слова философа Н.Бердяева и поэта Н.А.Некрасова.

Записывают тему урока в тетради.

Совместно с учителем формулируют цель урока.

Слайд:

Тема урока

Слайд: эпиграфы

4.

Усвоение нового материала.

1. - Я знаю, что многие из вас целиком прочитали поэм$у «Кому на Руси жить хорошо».

- О чем эта поэма? Каков ее сюжет?

Слово учителя:

Итак, семеро беспокойных крестьян из «смежных деревень» странствуют по Руси в поисках счастливого, в поисках правды. Некрасов использует фольклорные традиции, в частности, мотив странничества и правд$оискательства.

Индивидуальное опережающее задание: краткий пересказ сюжета поэмы.

Слайды:

иллюстрации к поэме

2. Работа с эпиграфом.

- Прочитайте эпиграф – слова Н. Бердяева.

- Кто такие странники?

Слово учителя:

Традиционно герой русских сказок отправляется в путь-дорожку ради какого-то общего дела: то прослышал, что Змей Горыныч мучает жителей дальнего села; то выручает царскую дочь, томящуюся у Кощея Бессмертного. А то и так просто идет себе солдат: окончил службу и бродит по Руси, освобождая города и изгоняя чертей. А то спорят о том, как лучше жить – правдой или кривдой. И спор этот разрешается в пользу мужика, стоящего за правду.

$Так и герои поэмы отправляются в путь искать общее счастье, узнать правду./

- А вы как понимаете слово «правда»?

-Какие однокоренные слова можно подобрать?

$

Слово учителя:

«Правдивый»,«справедливый»,«праведный». Сам язык подсказывает родство этих понятий.

А высшая справедливость исходит от Бога. Вершиной народных представлений о правде и справедливости в поэме «Кому на Руси жить хорошо» стала легенда «О двух великих грешниках».

Читают эпиграф.

Отвечают на вопрос.

$

Отвечают на вопрос,

подбирают однокоренные слова.

Слайд.

3. Работа с литературоведческим понятием.

- Выясним, что $такое легенда.

Читают определение легенды из литературоведческого словаря.

Записывают определение в тетради.

Слайд: понятие «легенда»

4.Слово учителя.

Легенда «О двух…» имеет народную основу. Она соединяет два фольклорных сюжета: о разбойнике Кудеяре, который является в народном сознании олицетворением удали, вольницы и в конечном счете протеста против насилия и гнета; и о раскаявшемся грешнике. В народе бытовали две основные версии легенды о великом грешнике: 1. Некий великий грешник кается в грехах и заслуживает прощение, убив еще более грешного грешника. 2. Герой заслуживает прощение грехов добрыми христианскими подвигами: молитвами, постом, самоистязанием.

Некрасов создает свой особый вариант легенды. Рассказывал ее странник-богомол Иона Ляпушкин.

$

Выразительное чтение легенды подготовленным учеником.

  1. Анализ легенды.

Целевая установка:

- Попробуем выяснить идейный смысл легенды и авторскую позицию.

- О чем эта легенда?

/$Речь идет о разбойнике Кудеяре и пане Глуховском. У Кудеяра, совершившего тяжкие грехи, пробудилась совесть, и он раскаялся/

$

- Какой путь к спасению раскаявшемуся Кудеяру указал Бог? Найдите в тексте.

- Зачем старец решил рассказать пану Глуховскому свою тайну?

тарец стремился пробудить совесть пана, о котором слышал много страшного и жестокого/

- Каков ответ пана? Найдите в тексте.

- О чем свидетельствует ответ пана?

-/Моральное воздействие оказывается тщетным. Совесть пана осталась глуха к призывам старца. В свою очередь Глуховский обращается к старцу с поучением: «Жить надо, старче…»

- Какова реакция старца на эти слова пана?

- /Вызывает бешеный гнев, и старец убивает пана Глуховского/

- Что толкнуло раскаявшегося разбойника на этот поступок?

/Гнев в душе грешник$а рожден сочувствием к тем крестьянам, которые терпели жестокие издевательства пана Глуховского/

- И именно за убийство, расправу над тираном, притеснителем народа, он и получает прощение грехов. Найдите в тексте.

- Сделайте вывод, в чем идейно-нравственный смысл легенды и какова позиция Некрасова?

/ Раскаявшийся грешник нашел свое спасение, встав на путь заступничества за народ. Расправа над тираном засчитывается как подвиг, как путь разрешения непримиримого конфликта народа с угнетателями. Легенда у$тверждает моральное право народа на расправу с его врагами: Кудеяру за убийство жестокого угнетателя народа прощаются все грехи. С точки зрения «Божьего суда» пан является большим грешником, чем Кудеяр. А «Божий суд» - это проявление высшей справедливости. Вот почему рассказ на самую острую тему современности ведет «смиренный богомол» Ионушка. Поэтому в легенде обилие слов из религиозного обихода: Господь, грешник, инок, божий промысел, угодник…

Такова позиция Некрасова: он не зовет прощать врагов, жить в страхе и покорности, а благословляет великий гнев человека, рожденный состраданием и сочувствием к угнете$нному народу./

Отвечают на вопросы, работают с художественным текстом.

Работают с текстом.

Работают с текстом.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Работают с текстом.

Совместно с учителем делают$ вывод об идейно-нравственном смысле легенды, позиции Некрасова. Записывают в тетради.

6. Постановка проблемного вопроса.

- Итак, «око за око», смерть за смерть – высшая справедливость?

- Согласны ли вы с такой позицией?

Устно отвечают на вопрос (возможна $дискуссия)

7. Работа с нравственными понятиями.

$- А что есть

  • справедливость

  • покаяние

  • искупление

  • страдание

  • грех

  • терпение?

Слово учителя:

-это краеугольные камни православия. Именно на его каноны и на народное понимание христианских ценностей ориентировался Некрасов, а народное понимание не всегда совпадает с христианскими законами и главными заповедями «Не убий!» и «Прощай своих врагов».

- «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»- сказано в Нагорной проповеди Христа.

- Как вы понимаете эти слова?

/$Христос в своей проповеди говорит о любви и сострадании к ближнему, человек должен стать человеком – добрым и прекрасным. Главное, по Христу, открыть сердце каждого для каждого/.

Дают свое понимание этих понятий.

Отвечают на вопрос.

Слайд: слова: словарь понятий

Слайд: слова из Нагорной пропове-ди

5.

$

Закрепление полученных знаний.

1. Беседа:

- Какие проблемы ставит Некрасов в легенде?

$- Какова идея легенды?

- Какие фольклорные традиции использовал Некрасов?

- Какие христианские мотивы звучат?

-Отличается ли позиция Некрасова от истинно христианских?

-А вам какая позиция ближе?

Отвечают на поставленные вопросы.

2. Работа со вторым эпиграфом (слова Н.А.Некрасова).

Прочитайте второй эпиграф к уроку – слова Некрасова.

- Как вы понимаете слова поэта?

Вывод:

Есть зло$, творимое людьми. Но есть и раскаяние в содеянном, а значит, есть и надежда.

Читают эпиграф.

Отвеч$ают на вопрос.

Слайд.

6.

Подведение итогов, рефлексия.

1. - Что узнали на уроке?

- Что показалось трудным? Интересным?

2. А теперь творческое задание. Дайте письменный ответ на вопрос:

«О чем заставила задуматься легенда Некрасова?»

Устно отвечают на вопросы.

Дают письменный ответ на вопрос.

7.

$

Информирование о домашнем задании.

Творческое задание: сопо$ставьте легенду Н.А.Некрасова и притчу Платона Каратаева Л.Н.Толстого из романа «Война и мир».

«Мотивы покаяния, прощения, справедливого суда… Какими они предстают у Н.А.Некрасова и Л.Н.Толстого?»

Записывают домашнее задание.

$

$

Панина Г.Ю. МАОУ СОШ№1, г.Верхняя Пышма

Post Comment