Конспект урока по Литературе "Глубина чувств в сонетах Шекспира. Вклад Шекспира в мировую литературу" 9 класс

Володина Людмила Дмитриевна

Перовский УВК «общеобразовательная школа I-III ступеней-гимназия», Симферопольский район, Республика Крым

Директор, учитель русского языка и литературы

$Урок литературы, 9 класс

Тема «Глубина чувств в сонетах Шекспира. Вклад Шекспира в мировую литературу»

Цели урока:

-познакомить учащихся с сонетами Шекспира, помочь понять глубину чувств в них, помочь определить всемирное значение творчества поэта и драматурга

$- дать представление о сонете как лирическом жанре

- закрепить навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения, перевода с английского языка на русский язык

- формировать читательскую культуру и воспитывать любовь к литературе

Межпредметные связи: английский язык /творчество Шекспира/, психология /эффект ореола/

Оборудование: выставка книг, рефератов, тексты сонетов, портрет поэта, высказывания и крылатые сло$ва на английском языке, карточки для опроса

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. $Проверка домашнего задания. Срез знаний литературоведческих терминов, связанных с драматическими произведениями / карточки для опроса/

  3. Объяснение нового материала

-Объяснение какого из терминов вызвало затруднение при ответе?

Или

  • Какой из терминов не связан с драматургическими произведениями?

  • Попробуйте предположить тему нашего урока

  • Как в$ы думаете, каковы цели нашого урока?

- Что такое сонет?

Запись в тетрадь определения сонета

СОНЕТ – стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трёхстишия. Или выписать из учебника, стр.105.

- Для иллюстрации этого термина я выбрала сонет поэта начала 20 века.$

Чтение учителем сонета М.Волошина из цикла «Киммерийские сумерки», IV [ 5, стр. 243]

- Кто автор этих строк? Как вы это определили?

- Приятно, что наша поездка в Коктебель осталась у вас в памяти…

Возник сонет в Италии, точнее, на Сицилии, в начале 13 века, особенно был популярен в поэзии Возрождения$. В то время утвердились три основных типа европейского сонета:

- итальянский

- французский

  • английский: упрощённая модель, которая состояла из трёх четверостиший и заключительного двустишия.

- Я повторю заключительное трёхстишие, а вы определите стихотворный размер

$

Размер – ямб.

Английский сонет называют также шекспировским.

- Почему?

К концу 16 века увлечение сонетом было очень модным в Англии, не остался в стороне и Шекспир, который создавал свои стихи в период 1592-1598 годов, а вышел сборник в 1609 году.

Условно его можно разделить на три части: первая /1-126 сонеты/ посвящена другу, вторая $/127-152/ написана в честь возлюбленной, в третью /153, 154/ вошли сонеты, воспевающие красоту любви.

- О каких же чувствах говорит Шекспир в сонетах?

Чтение сонета №66 на английском языке /индивидуальное задание/

  • Как поняли содержание?

Чтение сонета русском языке в переводе С.Маршака / индивидуальное задание/ с элементами анализа

В страшное время живёт поэт, безобразен мир, окружающий его, и хочется умереть, чтобы не видеть «мерзости»$ века. И только «милый друг» способен спасти, помочь одержать победу над жестоким и мерзостным веком.

Сонет настолько$ силён в прославлении дружбы, способной не только помочь преодолеть удары судьбы, но и вдохновить на творчество, что привлёк к себе внимание известного русского поэта Бориса Пастернака, чей перевод помещён у вас в хрестоматии / чтение учителя/.

- Какова главная мысль сонета?

ВЫВОД / записать в тетрадь/ Творчество неподвластно силам зла, оно бессмертно.

Чтение сонета №116 на английском и русском язиках / подобная работа/

- Сравнить чтение ученицы с чтением актёра /грамзапись/

- Одинаково ли читают? Почему?

$

- От чего зависят интонации, акценты чтеца?

Любовь – вечное чувство. Кто же она, «смуглая леди»$ шекспировских сонетов? Предположения высказывались разные: придворная дама королевы Елизаветы, дочь придворного музыканта. Сегодня, по прошествии пяти веков, это не важно. Важно другое: великое чувство любви, которое испытывал поэт, помогло ему создать прекрасные стихи.

Работа над анализом и выразительным чтением сонета №130 / в группах/

- Я умышленно не даю вам образец чтения, мне$ интересно услышать ваше восприятие стихотворения

  • Можно ли прочитать выразительно стихотворение, не сделав его анализ?

Устный анализ сонета с использованием Памятки

- вид лирики

- тема

- главная мысль

- как построено / описание/

  • изобразительные средства языка / эпитеты, отрицательные сравнения/

Обратить внимание учащихся на особенности описания любимой /отсутствие “эффекта ореола” у влюблённого лирического героя/

- рифма

- размер$

- синтаксические конструкции

  • дополнительные свободные размышления

  • Согласны ли вы c предложенным анализом? Какие будут дополнения у других групп?

Расстановка партитурных знаков / на доске $можно записать основные, желающий ученик /

Выразительное чтение учащихся.

Любовь у Шекспира – это и восторг, и грусть, и боль, и счастье, это реальные чувства реального человека, и именно поэтому сонеты так близки и понятны нам.

$

Вывод: / в тетрадь/

Два дивных чувства: любовь и дружба – переполняют сонеты Шекспира, именно они помогают человеку жить, творить, верить и побеждать.

4. Закрепление.

Составить диалог «У полки с книгами Шекспира», отметив мировое значение творчества Шекспира. Я думаю, в этом вам помогут высказывание русского демократа А.Герцена и стихотворение английского поэта, современника Шекспира, Джона Мильтона, а также цитаты из драм Ше$кспира.

- О чём свидетельствует тот факт, что многие из них стали крылатыми? Включите ответ на мой вопрос в свой диалог.

Во время подготовки диалога звучит грамзапись песни на сонет № 40 / в исполнении А.Пугачёвой/.

$5. Домашнее задание

Выразительное чтение наизусть и анализ сонета Шекспира /по выбору учащихся/, прочитать по учебнику и использовать для анализа стр.110-114, 128-129.

Продолжите диалог, начатый на уроке, со своими родителями.

Post Comment