Конспект урока по Литературе "Изображение русской усадьбы в романе А.С.Пушкина «Дубровский» 6 класс

$Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4

Г. Миллерово Ростовской области

Урок литературы в 6 классе

Тема урока: «Изображение русской усадьбы в романе А.С.Пушкина «Дубровский»»

Подготовила:

Учитель
русского языка и литературы
высшей категории
Дидковская Н.Е.

Тема урока: «Изображение русской усадьбы в романе А.С.Пушкина «Дубровский»»

$Цели для учителя:

Учебные:

  • помочь учащимся получить представление об усадьбе как одном из ярчайших явлений жизни, истории, культуры;

  • помочь установить, какое место занимает усадьба в жизни автора и в романе «Дубровский»;

  • совершить экскурсию по пушкинским местам.

$

Развивающие:

  • приобщать учащихся к истории, культуре XIX века, развивать $способность выявлять в произведении конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;

  • развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление;

  • развивать литературоведческие и коммуникативные компетенции учащихся, рефлексивные способности, речь.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуре, любовь к родине, истокам, родовой памяти.

Технологии: информационно-коммуникативная, технология сотрудничества

Методы и приемы:

  • выявление восприятия, беседа,$ чтение, эвристические вопросы, лексическая работа, слово учителя, творческие задания, подготовка презентации, поиск фрагментов описания, рассматривание иллюстрации, анализ таблицы, сообщение учащихся (историка, языковедов, экскурсоводов), художественный пересказ, экскурсия.

Цели для учащихся: выяснить

  • как устроена усадьба;

  • $какое место она занимает в жизни и творчестве автора?

  • как изображена усадьба в романе «Дубровский», какую роль играет в произведении?

Ход урока.

  1. Выявление восприятия. Беседа.

Слайд №2 А.С. Пушкин «Дубровский»

  • Ваши первые впечатления?

  • Понравилось ли вам произведение?

  • О чем оно?

  • Какие герои вызвали ваши симпатии и антипатии? Почему?

  • $Удалось ли вам почувствовать историческую эпоху в произведении? Каким образом?

  1. Чтение эпиграфов к уроку. Определение темы.

Слайд №3Прочитаем эпиграфы к уроку.

Будет именье – будет и уменье (старинная пословица)

Империя Российская
Дворянскими усадьбами
Была полным – полна.
И жили там помещики,
Владельцы имени$тые,
Каких теперь уж нет!

(Н.А. Некрасов)

Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси

(Н. Гумилев)

  • Что объединяет эпиграфы?

  • О чем будем говорить на уроке?

  • Как вы думаете, что нас будет интересовать? (Подсказки детей)

    $

  1. Определение целей урока учащимися. Проверка по слайду

Слайд №4

  • Выяснить как устроена усадьба

  • Какое место она занимала в творчестве автора

  • Какую роль играет усад$ьба в романе «Дубровский»

  1. Лексическая работа

Учитель: Коль речь пойдет об усадьбе, давайте точно определим значение слов «усадьба», «имение».

Сообщение ученицы-языковеда. Проверка по слайду

Слайд №5 Определим значение слов:

«усадьба» (от усаживать, усадить) – господск$ий дом на селе, со всеми ухожами, садом, огородом, деревнями.

Усада, усадь, усадище, усадьбище

Имение (от иметь) – имущество, достаток, собственность, зажиточность, усадьба, земли, дома.
(Словарь В.И.Даля)

Учитель: Любопытно, что слово усадьба имеет большое количество синонимов. Слово языковеду, которая составила словарь синонимов.

Подбор синонимов: усадьба, имение, поместье, подворье, двор, дворянское гнездо, вотчина

Современные:$ дача, фазенда, коттедж, жилище

  1. Слово учителя:

Русская усадьба – одно из ярчайших явлений жизни, отечественной культуры, истории, уникальный мир эпохи.
Русская литература тесно связана с жизнью дворянской усадьбы. Именно там великие русские поэты, писатели уже в детстве погружались в атмосфе$ру дворянского гнезда, получали представление о жизни помещиков, наблюдали быт, традиции семьи, становились хранителями родовой памяти.

Имена их неразделимы с названиями усадеб, где прошли их детство, часть жизни, где жили герои их произведений

Слайд №6

А.С. Пушкин – Михайловское, Болдино, Захарово

М.Ю.Лермонтов – Тарханы

А.П.Чехов – Мелихово

И.С. Тургенев – Спасское – Лутовиново

Л.Н. Толстой – Ясная Поляна

  • Как назывались усадьбы героев-помещиков в романе «Дубровский»?

    $

Слайд№7 Установите соответствие

Троекуров

Дубровский

Князь ВерейскийКистеневка

Арабатово

Покровское

$

Проверим по слайду…

Слайд№8

Троекуров

Дубровский

Князь ВерейскийПокровское

Кистеневка

Арабатово

$

  1. Слайдовая презентация. Исследование текста (фрагментов описаний усадьбы). Чтение текстов детьми.

Слайд №9
Дворянская усадьба XIX века

Слайд №10
Нам интересно:

  • $Что из себя представляет дворянская усадьба

  • Какое значение имела усадьба в жизни русских дворян $XIX века.

Слайд №11

Вступление

Усадебная культура сложилась в России к середине 18 века, когда император Петр III издал указ в 1762 году об освобождении дворян от обязательной госслужбы. С тех пор дворяне могли или служить или удаляться в деревню. Помещики в силу своего достатка и образования преображали старые деревенские дома родителей, возводили в саду новые беседки и павильоны. Многое зависело от того, для чего усадьба предназначалась. Большинство использовалось для постоянного проживан$ия. Другие служили хозяевам для увеселений.

Слайд №12

Как правило, усадьбу строили в живописном месте, часто на берегу реки или озера. Вспомним… (учащиеся называют Покровское)

Покровское, Имение Троекуровых

(«Дубровский» гл.3) (поиск фрагмента- описания Покровского)

«Он (Дубровский) ехал берегом широкого озера, из к$оторого вытекала речка и вдали извивалась между холмами: на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась земная кровля и бельведер каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня»Учащиеся называют Арбатово, имение князя Верейского. Поиск фрагментов описания Арбатова.

Слайд №13

Арбатово (гл.13)

«Им (гостям) открылся прелестный вид , Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные баржи под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки. . За рекою тянулись холмы и поля.»

«Они пили кофей в беседке, на берегу широкого озера, усеянного островами»

$

«Они поехали по озеру, около островов, посещали некоторые из них, на одном находили мраморную статую, на другом уединенную пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью»

Слайд №14 Дом в Болдине. Иллюстрация.

Сл$айд №15 Имение Братцево, 1810. Иллюстрация.

Слайд №16

Центральное место в усадьбе занимал барский дом. Обычно от дороги к нему вела тенистая липовая аллея. Она подводила к нарядным воротам – въезду на территорию усадьбы. Перед домом устраивали окруженны$й оградой или колоннадой парадный двор.

Дом богатого помещика походил на дворец. Например, …

Учащиеся называют дом князя Верейского «Дубровский» (гл. 13)

Усадьба Кусково, 1828. Иллюстрация.

Усадьба Абрамцево. Иллюстрация.

Слайд №17

К барскому дому примыкали флигеля – одноэтажные постройки, в которых размещались хозяйственные службы (кухни, кладовки) и комнаты прислуги.

В отдалении от жилья располагались конюшни, скотные дворы$, мастерские, погреба, псарни.

«Новый деревенский дом» Титул книги Левшина В.А. «Всеобщее и полное домоводство» М., 1795 Иллюстрация

Михайловское П.А. Александров, 1838. Иллюстрация.

Слайд №18

В господском доме центральное место занимал парадный зал с колоннами. Он был отделан в белом и золотом тоне. Полы были выложены нарядным паркетом из ореха и дуба. Стены комнат драпировали штофом - шелковыми тканями с рисунками. Часто название гостиной было связано с цветом обивки ее стен: Малиновая, Пунцовая, Голубая комнаты.

Учебная комн$ата. Иллюстрация.

Для интерьера дворянских домов характерна разнообразная мебель: мягкие кресла, диваны, шкафы, секретеры, столы, музыкальые инструменты и зеркала.

Слайд №19

Обязательной принадлежностью дворянской усадьбы был парк. В первой половине$XVIII века парки строились по типу Версаля – строгий порядок, симметрия в дорожках и клумбах. Такие парки получили название – регулярные. Регулярный парк разбивался на ровной местности перед домом. По всей видимости, такой парк был в …

Учащиеся называют имение Троекурова («Дубровский» гл. 13) .

Поиск фрагмента описания «старинный сад с стриженны$ми аллеями, четвероугольным прудом и правильными аллеями…»

Регулярный парк в имении Кусково. Иллюстрация.

Слайд 20

В 70-е годы XVIII века регулярный французский парк в России сменился английским, пейзажным. Высшей эстетической ценностью была признана первозданная красота природы. Вместо прямых дорожек появились извилистые тропинки, упорядоченную посадку деревьев сменила свободная.

Любителем английских садов в$ романе «Дубровский» был .. .

Учащиеся называют князя Верейского.

Вспомним описание его имения Арбатова («Дубровский» гл.13)

Поиск фрагмента описания:

« Перед домом расстилался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы…. Пространственный парк окружал дом со всех сторон…. За рекою тянулись холмы и луга».

Вид помещичьего дома с садом, 1830 гг. Иллюстрация.

Усадебный$ пейзаж, 1830. Иллюстрация.

Слайд №21

Заключение.

Русская усадьба – это целая удивительная «страна в стране», особый материк, замечательное явление истории и культуры. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельца в архитектуре дома, разбивке садов и парков, создание художественных, научных и иных коллекций. И, конечно, усадьба – это прежде всего мир детства русских дворян, который на всю жизнь оставил в памяти привольные луга, игры со сверстниками, наблюдения за живой природой.

  1. Учитель:
    Итак, мы выяснили, как устроена усадьба, как она изображена в романе «Дубровский». А теперь $определим, какое место она занимала в жизни и творче$стве автора. Рассмотрим таблицу.

Слайд №22

Усадьба

Страницы биографии автора

Материал для творчества

Свидетельство исторической эпохи

Родовая память

Место жизни и творчества

Творческая история произведения, прототипы героев

Предмет изображения

Место действия героев

$

Сообщение ученицы-историка. Творческая история произведения. Прототипы героев.

Слайд №23 Усадебная жизнь

домочадцы

Крепостные крестьяне

$

дворовые

помещик

  1. Лексическая работа. Словарь эпохи. Слово языковеду. Сообщение ученицы.

$Помещик, крепостные крестьяне, домочадцы, дворовые, псари, стремянной, отъезжик поля, генерал-аншиф, губерния

Учитель: Соединение дворянского мира с деревенским формировало особый уклад усадебной жизни. Он включал в себя:

Слайд №24 Уклад усадебной жизни

  • $

    Особенности быта

  • Нравы

  • Картины жизни

  • Правили и порядки

  • Взаимоотношения хозяев и их крестьян

Учитель: Назовите картины усадебной жизни в романе «Дубровский»Проверим по слайду:

Слайд №25 Картины уса$дебной жизни в романе «Дубровский»

  • На псарне Троекурова (гл.1)

  • Охота (Гл.1)

  • Праздника в доме Троекурова (гл.9)

  • Прием у князя Верейского (гл.13)

  1. Художественный пересказ $эпизодов учащимися:
    «На псарне у Троекурова»
    «Праздники в доме Троекурова»

10. Слайд № 26 Подведем итоги.
Описание усадеб и картины жизни их хозяев

1)является средством характеристики героев-помещиков;
2) позволяет воссоздать историческую эпоху, передать особенности русской жизни
XIX века.

11. Экскурсия по Пушкинским местам

$Слайд №27 Экскурсия по Пушкинским местам

  • Михайловское

  • Тригорское

  • Петровское

Учитель: В роли экскурсоводов выступят …
Презентации учащихся.

Учитель:$ Поэтическое описание усадебной жизни дано Пушкиным в стихотворении «Деревня», фрагменты которого вы учили дома наизусть. Послушаем!

Выразительное чтение наизусть.

Слайд №28 Информационные ресурсы

  • Мир русской усадьбы. Москва, 1995
    Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы , М. 1999

  • Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы

  • Щукин В.Г. Миф дворянского гнезда.

  • Презентация «Дворянская усадьба 19 века.

12. Далее учитель выставляет оценки.

13. Домашнее задание:
Под$готовить рассказ о Троекурове и Дубровском.

Post Comment