Конспект урока по Литературе "«Капитанская дочка» - духовное завещание А.С. Пушкина" 8 класс

План урока

Преподаватель – Гроц Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение – шко$ла-гимназия №1

Предмет – литература

Класс – 8 класс

Тема – «Капитанская дочка» - духовное завещание А.С. Пушкина.

Продолжительность занятия – 45 минут

Оборудование, наглядный материал:

1.MS Word, MS Power Point

2.Наглядная презентация учебного материала

3.Интерактивная доска

4.Учебник, текст повести

5. Кроссворд, иллюстрации к повести.

Целесообразность использования интерактивной доски на занятии:

$

  • недостаточное количество информационного и иллюстративно-наглядного материала в учебно-методическом пособии;

  • сухое, $неэмоциональное представление о Пушкине как об историке-исследователе и человеке;

  • повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационного материала;

  • формирование информационной культуры и компетентности школьников;

  • формирование навыков коммуникативного взаимодействия;

  • актуальность внедрения информационных технологий в учебный процесс;

Цель и задачи урока:

образовательная:

  • способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкин$а и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;

развивающая:$

  • способствовать развитию речи, памяти, внимания, развивать умение рассуждать и делать выводы;

воспитательные:

  • способствовать развитию познавательных способностей учащихся, фантазии и творческого мышления, воспитанию у учащихся навыков общения и сотрудничества, нравственные качества.

Ход урока

1. Организационный момент (объявление темы и целей урока). Вступительное слово учителя и ведущих.

$

Учитель. Народ в пушкинскую эпоху был «спящим озером, подснежных течений которого никто не знал… Государство заканчивалось на канцеляристе, прапорщике и недоросле из дворян; по другую сторону были уже не люди, а материал, ревизские души, купленные, всемилостивейше пожалованные, приписанные к фабрикам, экономические податные, но не признанные человеческими» (А. И. Герцен). Крупнейшим взрывом наро$дного сопротивления конца XVIII – начала XIX в. явилась крестьянская война 1773 – 1775 гг. во главе с Емельяном Пугачёвым

Пушкину бунт кажется «бессмысленным и беспощадным», пугает возможность гибели той цивилизации, которой Пушкин порождён. Присматриваясь к разбушевавшейся стихии, Пушкин понимает, что у тех, бунтовщиков, своя правда, своё право, свой взгляд на добро и зло, выработанный барщиной, розгой, рекрутчиной. Мысль о грядущих катаклизмах занимает поэта, и он пробует их разглядеть в прошлом. Поэтому он начинает изучать историю пугачёвского бунта.

$ Ведущий 1. Два приговора сопровождали Пугачёва в могилу. Первый – «бунтовщику и самозванцу Емельке Пугачёву учинить смертную казнь, а именно: четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по 4-м частям города и положить на колёса, а после на тех же местах сжечь». Второй – «внутреннее возмущение, беспокойствие и неустройство 1773 и 1774 гг. предать вечному забвению и глубокому молчанию».

Первый был приведён в исполнение в Москве на Болотной площади 10 января 1775 г., второй не был исполнен никогда.

Ведущий 2. Пугачёвщина – одно из самых трагических и мучительных событий русской истории: гражданские, братоубийственные войны бывают особенно свире$пы, пленных на них не берут. С одной стороны это неизбежная, справедливая борьба за свободу, а с другой – гигантский самосуд, ведь Пугачёв уничтожал целое сословие, включая малолетних детей.

Образ Пугачёва виделся противоречивым, становился всё трагичнее и тревожнее. Его победа пробила б$ы чудовищную брешь в русской культуре: едва не погиб Державин, едва не был повешен малолетний Крылов, да и Пушкина могло не быть (бунтовщики хотели расправиться с его дедом).

Как дворяне не считали крестьян за людей, так и крестьяне перестали видеть в дворянах людей. Началось всеобщее ожесточение.

Учитель. Пушкин ищет духовные скрепы, которые$ смогут связать нацию воедино. Главное – личные связи, отношение человека к человеку, глаза в глаза, не важно, из какого ты сословия. Поэтому Пушкин помимо документального труда «История пугачёвского бунта» пишет историческую повесть «Капитанская дочка» - одно из последних произведений, можно сказать, «духовное завещание». Постараемся понять, что хотел передать Пушкин на$м, живущим в XXI веке. Мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.

Наша задача - разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

2. Вопросы для разминки.

  1. Какая важная для А. С. Пушкина дата стоит в конце пове$сти? Почему? (19 октября 1836 г. – день открытия Лицея. Роман посвящён теме взросления, избрания верного пути в жизни.)

  2. Какой эпиграф выбрал автор ко всей повести? Почему? («Береги честь смолоду». Для лицеистов слово «честь» не было пустым звуком: никто из них никогда не совершил бесчестного поступка.)

  3. Что помогло автору в создании повести? (Работа в архивах, встречи с очевидцами во время его путешествия по местам восстания Пугачёва.)

  4. В какое время происходят события повести? (В 1773 – 1774 гг.)

3. Проверка домашнего задания: учащиеся читают ответ на вопрос 10 стр.269. «Каково значение любви Петра Гринева и Маши Мироновой в повести?»

4. Беседа по вопросам.

Итак, «Капитанская до$чка», что это- повесть? роман? исторический роман? семейные записки? «Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом и повестью. Действительно такие определения в литературоведении существуют. Но можно о ней говорить как об историческом романе, семейных записках или мемуарах? Наверное, в строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, не мемуарами, так как в произведении есть художественный вымысел. Н$о она написана в форме воспоминаний, семейных записок., показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (а именно Е. Пугачева и Екатерины II), а поэтому содержит в себе особенности всех названных жанров.

Но все же, это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Все изобр$аженные картины жизни и события ставят перед нами проблему чести, долга.

О жанре произведения можно спорить; но мы видим в ней и то, и другое, и третье, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей ее полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы привыкли задумываться над ходом истории? Не все$гда. А надо: и вы, и ваше будущее зависят от того, что происходит в настоящем.

5. Решение кроссворда самостоятельно учащимися:

1

$

2

$

$

$

3

$

4

$

$

$5

$

$

6

$

7

$

По горизонтали:

  1. Какая русская императрица является ге$роиней повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

  2. Дядька главного героя повести Петра Гринева

  3. Предводитель восстания, выдававший себя за царя Петра III

  4. Название одной из глав повести – имя существительное общего ро$да

  5. Что отдал вожатому Петр Гринев за оказанную помощь?

  6. Молодой офицер, сосланный в Белогорскую крепость за убийство на дуэли

  7. При каком графе служил отец Пет$ра Гринева?

По вертикали: ключевое слово…

Во время решения кроссворда учащимися проводится устный индивидуальный блиц-опрос на проверку знания текста повести (5 учащихся):

1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович)

2. Служил ли при графе... (Минихе)

3. Сыну был пожалован в дядьки... (стремянный Савельич)

4. Выучился Петруша грамоте... (на двенадцатом году)

5. Повесть была закончена (19 октября 1836г)

6. В качестве учителя для Петруши был нанят француз (мосье Бопре)

7. ... который в Отечестве своем был… (парикмахером).

8. ... в Пруссии (солдатом)

9. Батюшка вошел на урок (географии)

10. В это $время Гринев (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды)

11. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то подари ей...» (пару серег)

12. Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: «А почему ты о ней такого мнения?» («Знаю по опыту ее нрав и обычай»)

13. Каким образом Петруша Гринёв ещё до рождения стал сержантом? (Ещё только ожидаемый наследник Гринёвых заранее был записан в один из лучших полков – С$емёновский – в чине сержанта и числился «в отпуску». К моменту появления в полку Пётр Гринёв вырос бы в чине и начал службу, как положено дворянину, офицером)

14. Как зовут Савельича? (Архип.)

15. Какой наказ дал Петруше батюшка на прощание? («Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».)

16.$ Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица (Петра Гринева)

$ 17. Имя матери Петра Гринева (Авдотья Васильевна)

18. За что Швабрин был переведен в Белогорскую крепость (за смертоубийство)

19. Кто из героев рассказывает калмыцкую сказку (Емельян Пугачев)

20. Чье имя принял на себя Е. Пугачев (Петра 3)

21. Закончите слова Ивана Кузьмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите?.. Умирать - так умирать:…» (дело служивое)

22. После освобождения Петр Гринев и Маша Миронова…(обвенчались)

23. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем$ платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…» (Екатерина 2)

24. Продолжите: «Схвачен был башкирец с…» (возмутительными листами).

25. С какой целью в повесть вводится сон Петруши? (Предвещает развитие отношений двух персонажей.)

$ 6. Первые выводы. Слово учителя.

У нас ведь всё от Пушкина.

(Ф.М. Достоевский)

Главный герой повести Петр Гринев, и мы идём за героем, туда, не знаем куда, за тем, не знаем чем. И вот-вот должен появиться зверь-помощник. И вещий сон сморил Петра. И неведомая сила в образе метели тут как тут. И загадочные речи вожатого-спасителя. А пословица, как известно, недаром молвится: загадочный человек всё наперёд знает и предупреждает. И простая человеческая благодарность за добро, которая всегда любого выручит и в памяти останется: подаренный заячий тулупчик будет стоить жизни и счастья. А вот уж$е и Белогорская крепость, и новые испытания на верность отцовскому наказу.

В повести Петр Гринев выступает, как человек чести, а кто же в повести бесчестен? (Швабрин)

Сравнивая двух героев, мы можем четко уяснить понятия о чести, которое для Пушкина было священным. О Пушкине Лермонтов напишет «Погиб поэ$т-невольник чести…». Заполнить диаграмму Венна «Швабрин-Гринев»:

Критерий сравнения

Гринев

Общее

Швабрин

1. Отношение к семье $капитана Миронова

С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй.

Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.

$

Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету.

$

2. Поведение на поединке

Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.

Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.

3. Поведение во врем$я захвата крепости пугачёвцами

Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку.

Становится на сторону бунтовщиков,$ нарушает военную присягу.

4. Отношение к Маше Мироновой

Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. Наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.

$

Описывает Машу “совершенною дурочкою$”, клевещет на неё. Держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.

5. Поведение с Пугачёвым

Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека.

Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.

— Какой вывод мы$ можем сделать о понятиях чести у одного и у другого?

Вывод: У Гринёва понятие чести развивается. Во всех своих поступках он действует честно и открыто. Постепенно он восходит к высшему проявлению чести — самопожертвованию во имя другого человека. У Швабрина понятия чести вообще нет. Этот герой, напротив, морально опускается всё ниже и ниже.

7. Работа с иллюстрациями к$ повести. Проверим, хорошо ли вы помните события в повести. Нужно по иллюстрации назвать эпизод, который изображен, кратко его пересказать, назвать главу, в которой присутствует этот эпизод:

$

8. Екатерина II и Пугачев.

- А теперь давайте решим проблему, кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II или Пугачев?

Посмотрите ребята: личности, казалось бы, совершенно разного масштаба равно интересны Пушкину.

А для того, чтобы решить эту проблему, давайте вспомним 2 эпизода:

1. «Освобождение Гриневым и Пугачевым Маши Мироновой »

2. « Встреча Маши Мироновой с Екатериной II»

- Так кто же больше заслуживает характеристики «великодушный государь»?

- Похожи ли эти эпизоды?

(Да. Гринев говорит Пугачеву о сироте , которую обижают. В этих 2-х сценах герои просят государя (государыню) о спасении любимых . «Государь - в одном слу$чае самозванец, в другом «маска» Всесильная императрица тоже не называет своего настоящего имени . значит, в этой и другой$ сцене общим является и обман)

Вывод: такой характеристики больше заслуживает Пугачев, т.к, узнав, что Маша -дочь Миронова, он отпускает ее с Гриневым и желает им счастья .

А императрица свое милосердие связывает, прежде всего, с Марьей Ивановной, как дочерью капитана погибшего за царский престол.

-Скажите, каким помогает нам видеть Пугачева Пушкин? Заполнение кластера по характеристике образа Пугачева: бунт, насилие, властолюбие, помощь, щедрость, храбрость, военачальник, долг.

$ Вывод: Встречаясь с Пугачевым с глазу на глаз, испытывая «пиитический ужас» перед этим «изувером и злодеем», Пётр смог разглядеть в нём человека со всеми его сильными сторонами и недостатками, испытывает к нему «сильное сочувствие» и надеется «не только на его пощаду, но даже и на помощь». А просто и честно высказав своё отношение к калмыцкой сказке, поверг Пугачёва в глубокую задумчивость. Как знать, не этот ли момент предопределил исход войны? Так или иначе, но Пугачёв освобождает Машу из «дворца» Кащея-Швабрина; как посажённый отец из вещего сна – благословляет молодых и отпускает на все четыре стороны, не забыв щедро одарить их, хотя Гринёв н$е изменил присяге, более того, говорит, что будет ей верен, то есть будет воевать против Пугачёва.

9. Главная героиня - женский образ в повести

А события только разворачиваются. Что ждёт нашего спутника дальше? Правильно: огонь и воду он прошёл, остались медные трубы, а именно: злая молва, оговор – одним словом, арест и суд. Это испытание наш герой с честью выдержал: он готов пожертвовать собой ради честного имени любимой девушки.

Горе поселилось в доме Гринёвых. И теперь уже Марии Ивановне, дочке капитана Миронова, приходит черёд идти в бой за любимого. Она дошла до самой госуда$рыни, которая, оказывается, тоже просто женщина, просто человек и способна понять и простить. И, если бы не её «собственноручное письмо за стеклом в рамке», всё это можно было бы считать сказкой…

- Почему же роман назван не «Гринёв» — по имени главного героя, не «Пугачёв» — по имени предводителя народного восстания, а по имени Маши — «Капитанская дочка»?

Вывод: Видимо потому, что именно главная героиня становится центром лирического сюжета романа. Несмотря на свою скромность и незаметность, она с$тановится предметом любви и обожания всех, кто встретится с нею. Из-за Маши сражаются на дуэли Гринёв и Швабрин. Из-за неё Гринёв $отправляется в ставку Пугачёва на верную смерть, из-за Маши Пугачёв проявляет царскую милость. Именно Маша потом вызволит Гринёва из тюрьмы.

- Интересует ли характер Маши Пушкина?

(да).

- Почему?

(Она - человек. Прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешне простой героиней- любящей, спокойной, в минуты опасности, живущей по правильным, благородным законам. Эти законы делают значительной жизнь скромной капитанской дочки Маши Мироновой, помогают окружающим людям, спасают их).

10. Рефлексия: Написать синквейн о любом понравившемся образе повести, отразить основные черты героев.

- Почему же мы можем считать «Капитанскую дочку» духовным завещанием Пушкина?

11.$ Заключительная часть урока. Что же за всем этим следует? Следует во все $времена жить честно, то есть стремиться к добру и благородству. Именно так понимал честь Пётр Андреевич Гринёв, так её понимает и народ, поэтому и эпиграф к повести – народная пословица. Пушкин считал, что главное отличие писателя от учёного в том, что писатель должен писать историю «домашним образом». Он был уверен, что «правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы приподняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей».

(Ю. М. Лотман.) Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни - человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

-Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать?

Загадки жанра произведения, характеристик$и героев: Маши Мироновой, Пугачева, учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.

Таким образом, загадки романа - это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.

«Капитанская дочка» – чудо искусства. Не подпишись под ним Пушкин, и действительно можно подумать, что это в самом деле написал какой-то старинный человек, бывший очевидцем и героем описа$нных событий, до того рассказ наивен и безыскусствен, так, что в этом чуде искусства как бы исчезло искусство, утратилось, дошло до естества. Читая Пушкина, читаем правду о русских людях, полную правду, и вот этой-то полной правды о себе самих мы почти уже и не слышим теперь или столь редко слышим, что и Пушкину, пожалуй бы, не поверили, если б не вывел и не поставил он перед нами этих русских людей столь осязаемо$ и бесспорно, что усомниться в них или оспорить их совсем невозможно».

(Ф.М. Достоевский)

12. Домашнее задание. Сочинение. Темы:

  1. Какую «каплю добра» может принести «Капитанская дочка»?

  2. Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.

  3. Семья Мироновых

  4. Друзья и враги Петра Гринева

  5. Образ Маши Мироновой.

13. Подведение итогов. Выставление оценок.

$ Причина, по которой «Капитанскую дочку» будут читать и перечитывать по крайней мере до тех пор, пока не умрет русский язык, заключается в том, что в ужас пугачевщины Пушкин бросает не героя без страха$ и упрека, а обычного человека. Выбор, который делает Петруша Гринев – не подвиг героя, а достойный поступок обычного человека. Который просто верен присяге, чести и любви. Обычный, даже заурядный человек проявляет героизм. И он сам не видит здесь героизма – его ведет его любовь и его честь. Он просто по-другому не может.

$ История оказывается полем нравственного выбора, пространством, в котором человек проявляет и утверждает в себе человеческое. Человеческое и вместе с тем Божественное. А коль скоро так, формы общественной жизни – продукт нравственного выбора, если угодно – побочный эффект проявления человеческой души. «История складывается из наших биографий», как сказано еще у одного русского писателя.

Все сказанное выше, относится$ и к политике. Для Петруши Гринева пугачевский бунт не был историей. Он был для него самой, что ни на есть, актуальной политикой. Получается, что политика – история сегодня. И она – тоже поле нравственного выбора. А что не все этот выбор видят – так это вопрос не к политике. Ведь «история складывается из наших биографий»…

$А «Капитанская дочка», вообще-то, прежде всего чудесная повесть о любви… (Н. Силаев)

7

Post Comment