Конспект урока по Литературе “Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове” 7 класс

$7 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 8.

Тема. Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове.

Цель:

  • воссоздать атмосферу эпохи, выявить особенности классицизма как литературного направления; актуализировать знания учащихся, полученные при изучении творчества М.В.Ломоносова в 6 классе; выявить значение научного наследия М.В.Ломоносова;$

  • формировать навыки работы с таблицами, работы с учебником и иллюстрациями;

  • развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слова «классический».

$Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация, аудиозапись, мультфильм.

ХОД УРОКА.

$І. Организационный момент.

II. Актуализация прежних знаний.

Проверка тезисных планов. Пересказ вводной статьи учебника к разделу «Из русской литературы XVIII в.».

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Заполнение таблицы «Классицизм в русской живописи, музыке, архитектуре».

Классицизм

$

Признаки

Памятники культуры

и их создатели

В скульптуре и архитектуре

$Ясность, уравновешенность, четкий и спокойный ритм, выверенность пропорций, симметрия, подчеркивание центра, общая гармония частей и целого.

Здание Адмиралтейства (А.Д. Захаров); Казанский собор (А.Н. Воронихин); бронзовые скульптуры П.К.Клодта «Укротители коней»; Исаакиевский собор (О.Монферран), здания Сената и Синода, Александрийский театр, Михайловский дворец (К.И.Росси) в Петербурге; Дом Пашкова (В.И. Баженов), Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя (К.А.Тон) в Москве

В живописи и музыке

Высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Библейские сюжеты, $салонные пейзажи и парадные портреты. Стилизация музыки XVIII в.: изящные, грациозные хоры и танцы.

К.П. Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень»;

А.А. Иванов «Явление Христа народу».$

Сочинения М.И.Глинки, 4-я оркестровая сюита П.И.Чайковского, «Моцартиана», интермедия «Искренность пастушки» из оперы «Пиковая дама»

3.Обращение к статье учебника «Литературное направление».

4. Лексическая работа.

Объясните значен$ие слова «классический».

5. Слово учителя.

Классицизм — европейское культурно-эстетическое направление и стиль XVII — начала XIX в. в литературе и искусстве, которые ориентировались на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию как на художественный образец.

Как литературное направление классицизм начал складываться в эпоху Возрождения в Италии, однако как целостная художественная система сформировался во Франции в XVII в. и получил распространение в Европе.

$В России классицизм зародился во второй четверти XVIII в.

6. Сообщение «искусствоведа» и слайдовая презентация «Классицизм в скульптуре и архитектуре».

$

7. Сообщение и слайдовая презентация «Классицизм в живописи и музыке».

8. Прослушивание фрагмента «Искренность пастушки» из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама».

$9. Работа над темой «Классицизм в литературе».

9.1.Слово учителя.

Никола Буало-Депрео (1636—1711) — французский поэт, критик, теоретик классицизма. Самое знаменитое сочинение Буало — поэма-трактат в четырех песнях «Поэтическое искусство». Произведение является своего рода подведением итогов эстетики классицизма. Буало считал, что в поэзии выше всего разум, которому подчиняются фантазия и чувства. Поэзия должна быть понятна по содержанию и по форме, а стиль изящен, высок, но в то же время прост и свободен от вычурности.

9.2. Лексическая работа.

$Объясните значения слов: Венера, Минерва, Античность, Гай Юлий Цезарь, Людовик IX Святой.

Венера — древнеримская богиня садов, плодов.

Минерва — в древнеримской мифологии — богиня — покровительница ремесел и наук, мирной городской жизни.$

Анти́чность (восходит к лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.

$Гай Ю́лий Це́зарь— древнеримский государственный и политический деятель, диктатор, полководец, писатель.

Людо́вик IX Свято́й — король Франции в 1226—1270 годах. Сын Людовика VIII и Бланки Кастильской. Руководитель 7-го и 8-го крестовых походов.

9.3. Обращение к репродукции портрета Н.Буало работы И.Риго.

$9.4. Обращение к таблице. Выразительное чтение учителем фрагментов трактата Буало, выявление особенностей классицизма.

Особенности классицизма

Фрагменты трактата Буало

Обращение к образцам и формам Античности как к идеалу.

Чтоб нас очаровать, нет выдумке предела.

Все обретает в ней рассудок, душу, тело:

В Венере красота навек во$площена;

В Минерве — ясный ум и мыслей глубина.

$

Принцип рационализма. Культ разума.

Поэт обдуманно все должен разместить,

Начало и конец в поток единый слить

И, подчинив слова своей бесспорной власти,

Искусно сочетать разрозненные части.

Стремление запечатлеть существенные стороны жизненного явления.

Поэт, что глубоко познал людей сердца

$И в тайны их проник до самого конца,

Что понял чудака, и мота, и ленивца,

И фата глупого, и старого ревнивца,

Сумеет их для вас на сцене сотворить,

$Заставив действовать, лукавить, говорить.

Утверждение идей просвещённого абсолютизма, патриотизма, гражданственности.

Идеализация героев.

Деление героев на положительные и отрицательные.

Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,

Нас должен волновать и трогать ваш герой.

От недостойных чувств пусть будет он свободен

$И даже в слабостях могуч и благороден!

Великие дела он должен совершать

Подобно Цезарю, Людовику под стать.

Соблюдение триединства: единства времени, места и действия.

Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести.$

Единство места в нем вам следует блюсти.

За Пиренеями рифмач, не зная лени,

Вгоняет тридцать лет в короткий день на сцене.

В начале юношей выходит к нам герой,

А под конец, глядишь, — он $старец с бородой.

Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:

Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечет;

Лишь в этом случае оно нас увлечет.

Обращение к общественной проблематике

Столкновение долга и чувства — излюбленная коллизия в произведениях классицистов.

$Строгая иерархия жанров

«Высокие» жанры (эпопея, ода, трагедия) и «низкие» (комедия, сатира, басня).

9.5.Обращение к статье учебника «Классицизм». Ответы на вопросы 1-3 учебника.

10.Работа над темой «Краткие сведения о М.В.Ломоносове».

$ 10.1. Беседа.

– Что вы узнали о М.В.Ломоносове в курсе 6 класса?

$- Что вам известно о скульптурном портрете М.В. Ломоносова работы Ф.И.Шубина?

– Какие произведения М.В. Ломоносова вы изучали в 6 классе?

– Какой мотив является преобладающим в произведении М.В. Ломононосова «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф…»?

$Преобладает мотив стремления человека к внутренней свободе и невозможности её обретения.

– Какие события жизни М.В. Ломоносова нашли отражение в стихотворении?

Ломоносов стремился добиться реорганизации университетского и гимназического образования.

В начале 1761 года советник академии Г.М. Теплов, никогда не отличавшийся твёрдостью позиций, пошел на поводу у Тауберта и его приспешников в ущерб интересам отечественной науки. Ломоносов пришел в ярость и обратился к Теплову с письмом, в котором призывает отказаться от интриг и встать на защиту отечественного просве$щения.

10.2.Заполнение таблицы в ходе просмотра мультфильма и рассказа учителя «Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого».

Сферы деятельности

$

Примеры

Химия

$

Молекулярно-кинетическая теория Ломоносова, его идея о связи вещества и движения

Физика атмосферных явлений

Работа «Теория электричества, разработанная математическим путем» (1756)

Астрономия

Труд «Явление Венеры на Солнце, наблюдаемое в Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук майя 26 дня 1761 года»

Минералогия

«Первые основания металлургии, или рудных дел» (1763)— руководство для специалистов горнорудной промышленности

Оптическое производство, пр$оизводство цветных стёкол

Мозаичные портреты, мозаичная картина «Полтавская баталия»

История

«Древняя российская история» (1754—1758)

Экономика и политика

$

«О сохранении и размножении российского народа»

Грамматика

«Российская грамматика» (1755)

Статья «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1757)

$Риторика

«Краткое руководство к красноречию» (1744)

$10.3. Слово учителя .

М.В. Ломоносов, автор «Российской грамматики», обосновал теорию «трех штилей», разработал нормы русского литературного языка.

Учение Ломоносова о «трех штилях», как и разработанные им грамматические категории, — это акт национального самосознания, шаг вперёд в овладении богатейшими возможностями русской речи. Литературный язык до Ломоносова отличался лексической пестротой, обилием обветшавших слов и варваризмов, которые отнюдь не украшали русскую речь. Пользоваться таким языком в сферах науки, а тем более литературы было невероятно трудно.

10.4.Выразительное чтение учащимся фрагмента из книги «Юности честное зерцало» (1717).

В первых наипаче всего дол$жни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж не$который или слуга. В доме ничего своим имянем не повелевать, но имянем отца или матери, от челядинцев просительным образом требовать, разве что у кого особливыя слуги, которыя самому ему подвержены бывают. Для того, что обычайно служители и челядинцы не двум господам и госпожам, но токмо одному господину охотно служат. А окроме того, часто происходят ссоры и великия между ими бывают от того мятежи в доме, так, что сами не опознают, что кому делать надлежит.

10.5. Слово учителя.

Реформа письменного, литературного языка была жизненно необходима. Ломоносов считал, что совершенствование литературного языка возможно лишь на основе сближения с народной живой речью. В 1755 г. впервые опубликована его «Российская грамматика», в которой на научной основе разработаны основны$е грамматические категории родной речи.

Однако нормы языка (правила) не сделают речь человека совершенной. Необходима ещё обработка слова, его классификация, умелое употребление. Этому и способствовала теория «трех штилей» Ломоносова, представленная в статье «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1757).

Учёный не перечёркивал значение церковнославянского языка, однако, по его мнению, ни разговорный, ни книжный язык нельзя перегружать церковнославянизмами, поскольку это делает речь непонятной даже $образованным людям. В литературных произведениях, написанных высоким стилем (героические поэмы, оды, ораторские речи), Ломоносов допускал церковнославянизмы, но только понятные всем. В среднем стиле (трагедии, сатиры, научные труды) он рекомендовал применять русские слова с добавлением церковнославянизмов, низкий стиль составлялся из слов русского происхождения. М.В. Ломоносов был прекрасным оратором и внёс неоценимый вклад в развитие этой науки. Он усматривал достоинство речи не в «извитии словес», а в глубине, важности её содержания.

IV. Подведение итогов урока.

$Авторитет М.В.Ломоносова как учёного был более высок в Западной Европе. В Петербурге принижали славу великого учёного, но его труды часто появлялись за рубежом, и уже с конца 1740-х гг. там знали о нём как о незаурядном исследователе. В России авторитет Ломоносова как учёного и просветителя также возрастал, несмотря на противодействия его реакционеров. К концу XVIII в. его слава становится общепризнанной.

V. Домашнее задание.

1. Подготовить сообщение о М.В.Ломоносове-учёном, используя материал учебника и урока.

2.Индивидуальные задания:

$– подготовить сообщение «историка» о времени правления императрицы Елизаветы Петровны;

– подготовить сообщение о мозаике М.В.Ломоносова «Императрица Елизавета Петровна». Мо$заика ломоносовской мастерской;

– подготовить сообщение о Платоне и Ньютоне;

– подготовить сообщение об отношении Елизаветы к русской науке.

6

Еще записи

Leave a Comment