Конспект урока по Литературе «М.Ю.Лермонтов. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837)» 5 класс

$

План-конспект урока

УРОК литературы в 5 КЛАССЕ

$ «М.Ю.Лермонтов. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837)»

УЧИТЕЛЬ: Шакирзянова Анна Сергеевна

МБОУ СОШ №111

$

Тема

$

М.Ю.Лермонтов. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837)$

Цель и задачи

  • познакомить учащихся с сюжетным лирическим произведением на историческую тему, вызвать эмоциональный отклик детей на прочитанное;

  • закрепить знания и представления учащихся о композиции художественного произведения, изобразительно-выразительных средствах языка;

  • развивать способность анализиров$ать читаемые произведения литературы, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, их аргументировать;

  • воспитывать чувство любви и уважения к подвигам предков, к прошлому своей страны.

Планируемый результат

Научиться понимать стихотворный текст, выразительно читать стихотворение, аргументировать свое отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки, слушать художественное чтение текста, усваивать литературоведческую терминологию

Познавательные: уметь выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи.

Регулятивные: уметь сравнивать свои действия с ожидаемым результатом; уметь оценивать содержание своего ответа.

Коммуникативные: уметь применять изученные навыки при работе по анализу тек$ста

Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России

Межпредметные связи

Литература, русский язык, история

Ресурсы:

– основные

$– дополнительные

учебник «Литература. 5 класс» под редакцией В. Я. Коровиной, I часть$

Организация пространства

компьютер, проектор, презентация к уроку

$

Ход урока.

1.Организационный момент. (Постановка целей урока, запись темы).

2.Проверка домашнего задания. (Устный фронтальный опрос о жизни и творчестве поэта).

3.Вступительное слово учителя. В 2014 году будут отмечать юбилей М.Ю.Лермонтова. Ему исполнилось бы 200 лет. Вы уже познакомились с жизнью и творчество$м поэта М. Ю. Лермонтова. Сегодня мы обратимся к сюжетному лирическому произведению на историческую тему «Бородино» и продолжим обучаться анализу текста.

4. История создания стихотворения «Бородино». М. Ю. Лермонтов написал свое стихотворение в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы. Стихотворение это считается одним из самых выдающихся произведений русской литературы, посвященных наполеоновскому нашествию. Поэт просто рассказал о самоотверженности русского народа, о его беспредельной любови к Родине и готовности ее защищать не на жизнь, а на смерть. Стихотворение «Бородино» -это истинно народное произведение, а его создатель – истинный народный поэт.

5. Заочная экскурсия «Бородинское сражение». Ег$о значение. Впервые за всю Отечественную войну 1812 года Наполеон не смог разбить своего противника, более того, такого открытого сопротивления он не встретил нигде в Европе, поэтому к настоящему сражению он не был готов ни морально, ни физически: французские войска ослабели, командиры привыкли к безоговорочной капитуляции противника, а полки, составленные из покоренных народов, вообще не хотели воевать.

Фран$цузская армия после Бородинского сражения вынуждена была отступить на свои первоначальные позиции, в то время как русские, несмотря на тяжелые потери в людях, остались на месте, готовые «заутра бой затеять новый и до конца стоять».

После сражения под деревней Бородино русские войска перекрыли иные дороги, ведущие в Европу, и французы, оставив спаленную Москву, стали отступать по старой Смоленской дороге, по которой и пришли в древнюю столицу: дорога, то есть города и села, была уже ими разграблена, поэтому наполеоновскую армию ждали голод и холод (подступала зима). Крестьяне и горожане сами сжигали свои дома, посевы и запасы $продовольствия, чтобы те не достались врагу, и уходили в ополчение и партизаны.

Именно поэтому война и была названа Отечественной, то есть народной – воевал весь народ от мала до велика: крепостные крестьяне, ремесленники, зажиточные горожане, дворяне.

26 августа 1812 года русские войска и русский народ одержали победу. Они были твердо уверены, что эта победа стала поворотной точкой в данной войне. Такого же мнения был и М. Ю. Лермонтов, раскрывший в своем стихотворении «Бородино» высокие черты русского народного патриотизма.

– Приходилось ли вам когда-нибудь слушать рассказы участников войны — дедов, пап, братьев. С каким чувством эти люди вспоминали войну? Рассказыва$ли они, что для них было самым страшным? Что им запомнилось больше: победы или поражения?

6. Словарная работа

На доске записаны слова: бивак, редут, уланы, драгуны, картечь, лафет, кивер – по толковому словарю объясняется значение слов. Слова мусью, басурманы имеют стилистическую окраску.

$7.Чтение стихотворения «Бородино» учителем и беседа по прочитанному с элементами словесного рисования.

Вопрос$ы и задания:

  • Почему «помнит вся Россия про день Бородина»?

  • Какие чувства вами владели во время чтения этого стихотворения М.Лермонтова? Опишите их.

  • Какое общее настроение преобладает в этом произведении поэта?

  • Понравилось ли вам само стихотворение? Почему? Аргументируйте свой ответ. $

  • С чего старый солдат начинает свой рассказ? Почему он противопоставляет богатырей «нынешнему племени»?

  • Что вы можете сказать о построении стихотворения, то есть его композиции?(В скобках даны примерные ответы учеников и комментарии учителя). (Стихотворение представляет собой беседу двух солдат: старого и молодого. Это Диалог. Обращение «дядя» традиционно в русской простонародной среде (к человеку$ незнакомому или мало знакомому старше себя).

  • Каким вы представляете старого воина? Опишите старого солдата.

  • А что волнует молодого солдата?

  • Какую оценку дает солдат-рассказчик людям своего поколения?

  • Найдите строчки, в которых описывается настроение русской армии во время отступления и накануне боя.

  • Как вели себя русские воины в ночь перед боем? Что делали французы?

  • Сравните описание лагерей (ликование у французов и серьезное, сосредоточенное настроение у русских), отметьте эпитеты (красочные определения), которые использует авт$ор для описания противника и места исторического сражения («На поле грозной сечи…»).

  • Найдите описание поля боя? Каково оно?

  • Как описывается сам бой? Это описание дано солдатом или самим автором? Докажите это. Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.

  • На сколько жес$ток бой?

  • Кем и где служил старый солдат?($Он был артиллеристом на батарее Раевского).

  • С каким чувством солдат-рассказчик вспоминает своего боевого командира? Где говорится об этом? Что объединяло простого солдата, скорее всего, крепостного крестьянина, и боевого полковника, родовитого дворянина? Свой ответ подтверждайте цитатами из текста стихотворения.

  • Что значит «наш рукопашный бой»?

  • Какую часть речи использует поэт, чтобы подчеркнуть русское единодушие и стойкость в момент народного бедствия и во время сражения? Что это за слова? (Мы долго молча отступали…», «У наших ушки на макушке…», «И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой» и т. д.)

  • зачитатйте из стихотворения строфы, где говорится о героизме, мужестве и патриотизме русских людей.

$8.Работа над языком произведения:

  • Приведите примеры поэтическ$ого языка (метафоры, эпитеты, сравнения и т. п.), при помощи которых изображаются высокие чувства простых русских людей.

  • Приведите примеры народных слов и оборотов, характерных для языка стихотворения «Бородино».

  • Сравните седьмую и восьмую строфы стихотворения.(Седьмая строфа описывает ночь накануне сражения – в ней большую роль играют прилагательные, замедляющие темп рассказа. Восьмая строфа рисует утро боя 26 августа 1812 г. – здесь больше глаголо$в, которые передают движение проснувшегося и готовящегося к бою лагеря.)

  • Какой урок извлек молодой солдат из рассказа старого воина?

  • Как вы думаете, почему Лермонтов решил написать не о победном сражении русского войска, а о его поражении? Какова главная мысль автора в стихотворении?
    9.Работа с иллюстрациями.

Просмотр иллюстраций: С. В. Герасимов «М. И. Кутузов под Бородином», Бой за Семёновский овраг. Фрагмент $панорамы Бородинского сраженияРубо Ф. А. (1912) $

Вопросы и задания:

1.Какое впечатление вызвали у вас эти картины? Опишите их.

2.Какая из картин понравилась больше и почему? Аргументируйте свой ответ.

3.Совпадает ли видение событий художниками с представлениями автора стихотворения «Бородино»? Как вы думаете, почему?

$4.Какое общее чувство объединяет полотна художников и стихотворение

М. Ю. Лермонтова?

5.Почему раньше считалось, что порядочный человек обязательно должен быть патриотом? Попытайтесь это объяснить. Приведите свои примеры для подтверждения вашей точки зрения.

  • Патриот (греч. patriotеs – земляк, соотечественник) – тот, кто любит Родину, предан Отечеству. До конца 18 в. Более был распространен синоним – словосочетание «сын Отечества».

$6.можно ли назвать патриотом, на ваш взгляд, М. Ю. Лермонтова? Докажите свою точку зрения.

7.Заинтересовала ли вас эта тема, почему?

  • Актуальность (лат. аctualis) – важность для данного момента, значительность в настоящее время чего-либо, злободневность.

$10. Рефлексия. Тест

1. Исторической основой произведения является:

А. Великая Отечественная война;

Б. Отечественная война 1812 года;

В. Ру$сско-японская война.

2.О Бородинском сражении рассказывает:

А.Молодой новобранец;

Б. Патриот;

В. Старый солдат.

3. Герой стихотворения (рассказчик) служил в :

А. Артиллерии;

Б. Кавалерии;

В. Танко$вых войсках.

4. Кому принадлежат слова:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умира$ли…»:

А. Старому солдату;

Б. Драгуну;

В. Полковнику.

5. В строках: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы…» – используется:

А. Сравнение;

Б. Антитеза;

В. Метафора

$6. Какое настроение царит в русской армии перед боем:

А. Ликование;

Б. Солдаты готовятся к бою;

В. Все легли спать.

7. Изображение боя представляет собой:

А. Описание;

Б. Рассуждение;

В. Повествование.$

8. В строках: «…носились знамена, как тени», «… земля тряслась, как наши груди», «… французы двинулись, как тучи» – автор прибегает к :

А. Метафоре;

Б.Сравнению;

В. Эпитету.

9. Стиль речи, к которому можно отнести фразы: « скажи-ка, дядя», « у наш$их ушки на макушке», «постой-ка брат мусью»:

А. Художественный;

Б. Разговорный;

В. Деловой.

10. На следующий день после Бородинского сражения русские солдаты были готовы:

А. Укрепить свои позиции;

Б. Продлить бой;

$В. Сдаться французам.

11.Заключительное слово:

Это стихотворение Лермонтова стало тем самым зерном, из которого выросло другое великое произведение. Это р$оман Л. Н. Толстого «Война и мир». Кроме того, стихотворение повлияло и на сознание людей в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Рассказывают, например, что в боях на подступах к Москве зимою 1941 года один из бойцов, подхватив знамя из рук смертельно раненного товарища, воскликнул: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой!» эти слова знакомы каждому, кто горячо любит свою Родину. Да, «Бородино» Лермонтова – это завет потомкам на все непростые и тяжелые времена.

2014 год объявлен годом КУЛЬТУРЫ. Не случайно и мы с вами обратились на уроке литетаруры к произведениям живописи. Эти памятники культуры помогают нам осознать величие нашей литературы, живописи, истории. Все $эти памятники культуры свидетельствует о мощнейшем духовном потенциале нации, ее культуре.

Культура- это наш фундамент. Без него невозможно построить ни одно человеческое общество. Именно культура приносит важнейшую национальную идею: беречь то, что подарила история. Нельзя не согласиться $с Лихачевым: «Если у народа нет культуры, то этого народа нет на свете». Если наши предки создавали и восстанавливали из руин великие творения, то наш долг сохранять память о подвиге этих людей.

12.Домашнее задание: выразительно отчитать стихотворение по ролям; выучить наизусть отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Еще записи

Leave a Comment