Конспект урока по литературе «Слова, обозначающие признаки предмета»

ОКУ «Обоянская с(к) о школа-интерн$ат»

Открытый урок

по письму и развитию речи

Тема: «Слова, обозначающие признаки предмета»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Лубенцева Н.В.

$

Тема: «Слова, обозначающие признаки предметов»

Цель: познакомить со словами, обозначающими названия признаков предметов.

Задачи: образовательные:

$

  • повторить материал о словах названиях предметов и названиях действий предметов, правильно ставить к ним вопросы, а также вопросы от предмета к действиям.

  • закрепить написание знакомых словарных слов;

  • задавать вопросы от слов предметов к словам признакам;

  • подчеркивать слова названия признаков волнистой линией.

коррекционно – развивающие:

  • работать над развитием связной устной и письменной речи

  • работать над коррекцией зрительного и слухового восприятия

  • развивать зрительное внимание и зри$тельную память

воспитательные:

  • воспитывать навыки самостоятельной работы

  • прививать положительную мотивацию к уроку.

  • обучать правилам этикета в гостях

  • воспитывать аккуратность при выполнении задания.

Оборудование: карточки со словарными словами и словами действиями предметов, презентация, воздушные шарики, ноутбук.

Тип урока: комбинированный

$

Ход урока

I. Организация класса

Я рада видеть вас на уроке. (Слайд 1 ) Солнышко

$Давайте улыбнемся друг другу. Повернемся к гостям улыбнемся.

Сейчас мы узнаем, готовы ли вы начать работать на уроке?

Отвечайте да или нет на мое утверждение.

Очень любим мы учиться – да

и конечно же лениться – нет

выполняем все задания – да

очень любим опозданья – нет

Считаем, пишем, рассуждаем – да

$дисциплину нарушаем – нет

Всем успехов пожелаем – да

$И урок мы начинаем!

Не забывайте: Отвечать – не кричать, только руку поднимать!

II. Минутка чистописания

К нам в гости на урок пришел сказочный герой.

Но для того чтобы узнать кто это мы должны выполнить задания.

Внимательно послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего в ней встречается? (Слайд 2)

В сосняке все сосны не соседи, а сестры.

Да, чаще всего слышится звук «С». Какой это звук? (согласный, парный глухой, бывает твердым и мягким).

А какая буква обознача$ет этот звук? С (Слайд 3)

Мы сегодня будем писать букву С.

Внимательно посмотрите из какого элемента состоит буква С? (из полуовала)

Прежде чем мы начнем писать, надо подготовить наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

$

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли!

Запишем: число, классную работу и 2 строки данной буквы

1 строка – строчная, т.е. маленькая

2 строка - заглавная, т.е. большая.

Слайд 4 (пустой)

III. Основная часть

1. Актуализация опорных знаний.

К нам гости пришел Незнайка из Цветочного города, где он жив$ет со своими друзьями – малышами.

(Слайд 5).

Но Незнайка почему – то грустный, оказывается Знайка - самый умный малыш, задавал ему вопросы, а он не знает ответов. Поможем Незнайке? (Слайд 6)

Итак, начнем.

- Из чего состоит наша речь? (из предложений)

- Из чего состоит предложение? (из слов)

- Что мы знаем о словах?

( каждое слово имеет значение, отвечает на вопрос, что-то обозначает)

А у Незнайки много слов, а он не знает, что с ними делать?

Поможем выполнит следующее задание Незнайки.(Слайд 7)

Разделите эти слова на 2$ группы.(2 ученика у доски)

шёл

лежала

висела

прыгал

Заяц

картина

$рабочий

газета

Проверка. (Слайд 8)

Что можно сказать о 1 группе? (Это словарные слова. Написание этих слов мы должны запомнить).

1. На какие вопросы отвечают эти слова? ( Кто? Что?)

2. Что обо$значают эти слова? (предметы)

3. К каким словам – предметам можно поставить вопрос кто? Почему? (живые)

4. К каким словам-предметам можно поставить вопрос что? Почему? (неживые).

5. Как мы подчеркиваем эти слова?

Прочитайте слова из 2 группы.

1. На какие вопросы отвечают эти слова?

2. Что обозначают эти слова? (слова-действия предметов).

3. Как мы подчеркиваем эти слова? ____

Скажите, а мы можем подобрать к словам предметам слова –действия ?

А как? (с помощью вопросов.)

$Заяц прыгал

картина висела

рабочий шёл

$газета лежала

Знайка. (Слайд9)

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

С какими словами вы работали?

2. Гимнастика для глаз.

Наш Незнайка устал. Давайте немного отдохнем

(Следим за движущими предметами ) (Слайд10 )

Слайд 11 (пустой)

3. Изучение нового материала.

а) Введение в тему

Незнайка любит играть. Давайте подарим ему шарик.

$Игорь, принеси мне шарик. Извини, но я не этот хотела шарик. А какой?

Принеси мне зеленый шарик.

А какой еще этот шарик? (большой, круглый)

Какой вопрос мы ставим к этим словам? (какой).

Что, по-вашему, обозначает для слова шарик слова большой, круглый, зеленый? ( Слайд 12)

(его описание или признаки по цвету по размеру, по форме).

А как вы думаете, о каких словах пойдет речь на уроке? (о словах, которые отвечают на вопрос какой?)

б) Сообщение темы урока.$

Мы определим тему нашего урока «Слова- названия признаков предмета»

в) Работа по теме.

1. Работа с предложениями.

Механик Винтик и Шпунтик предложили вам свое задание.

Послушайте предложения и скажите, какое из них вам больше понравилось?

Снег в воздухе кружится Белый снег пушистый в воздухе кружится

(Слайд 13)

$Почему второе предложение понравилось больше? (Красивее, понятнее.)

Так для чего же нужны слова – признаки предмета? (они украшают нашу речь, помогают лучше ее понять, и представить картину)

$ 2. Пришел Пилюлькин. Он волнуется за здоровье.

Физминутка «В траве сидел кузнечик» (Слайд 14)

3. Исследовательская работа.

Перед вами на партах лежат карточки, где написаны слова.

Вы должны внимательно слушать мою инструкцию и выполнять ее.

Найдите слова, которые отвечают на вопрос кто? Подчеркните ___.

Найдите слова, которые отвечают на вопрос что? Подчеркнуть _

Найдите слово, которое отвечает на вопрос что делать? Подчеркните __

$

А какие слова остались? Прочитайте.

лисица, василек, рисовать, синий, желтое, рыжая, туфли, солнце, красные.

Слайд 15

Ребята, а вы обратили внимание, что все слова- предметы и слова действия подчеркнуты, а слова признаки нет. Может кто-нибудь знает, как подчеркнуть их? (волнистой линией). Запомните.

На какие вопросы они отвечают? (какое? какие? какая? какой?)

А какой вывод мы сделаем?

$Есть слова, которые отвечают на вопросы какое? какие? какая? какой? и обозначают признаки предмета.

А как можно проверить свои выводы? (С помощью учебника)

- Чтение правила в учебнике (стр. 161)

Мы правильно определили тему нашего урока? (Да)

$4. Закрепление

Работа у доски (один ученик у доски, остальные пишут в тетради)

Подобрать к словам – предметам слова- признаки с помощью вопроса.

Лисица (какая?) рыжая (картинки)

Василек (какой?) синий

Туфли (какие?) красные

Солнце (какое?) желтое

Проверка. Слайд 16.

5. Дидактическая игра « Незнайка в гостях».

Незнайку друзья пригласили на день рождения. Но вот беда, он не знает, что им можно подарить. А помогут нам в этом слова- признаки

-– Вкусный, сладкий, клубничный … (торт)
– Красивую, мягкую, плюшевую … (игрушку)
– Цветные, яркие, красивые … (карандаши)
– Интересную, волшебную, большую … (книгу)
– Вязаный, красный, тёплый … (шарф)

- А знает ли Незнайка, как там правильно  себя вести. 
– Давайте на всякий случай ему напомним (поздороваться, ничего не брать без разрешения, не кричать, не чавкать за столом, говорить хозяину только приятные вещи, сказать до свидания при уходе).

$Давайте попрощаемся с нашими друзьями из Цветочного города. (Слайд 17

IV. Домашнее задание. Прочитать стихотворение на стр. 161. Списать его. Подчеркнуть слова-признаки предметов. Слайд 18

V$. Рефлексия.

Какие новые знания открыли на уроке? (познакомились со словами-признаками)

На какие вопросы отвечают? Что они обозначают?

Как подчеркиваются в предложении? Какого сказочного героя выручили?

У вас на столах смайлики. Давайте определим ваше отношение к уроку, ваши впечатления об уроке.

- отличный, интересный, заставляющий работать

- нормальный, обычный

- скучный, бесп$олезный

Сегодня на уроке все работали хорошо. Спасибо за урок Слайд 19

Post Comment