Конспект урока по Литературе “Технология саморазвития личности школьника в условиях реализации концепции модернизации образования” 7 класс

Открытый урок – мастерская по литературе в 7 классе

в рамках городского семинара для учителей русского языка

$ «Технология саморазвития личности школьника в условиях реализации концепции модернизации образования»

$учителя 1 категории

МБОУ СОШ № 55

$ Ткаченко Валентины Павловны

7- класс 27.01.2012

Литература.

Урок – мастерская по самостоятельно прочитанным рассказам

$Виктора Петровича Астафьева.

Запишем тему урока:

Нравственные “затеси” Виктора Петровича Астафьева.

И послушаем сообщение Наташи об их изначальном значении.

Работа на уроке.

$ I. Работа с тетрадью.

а) В жизни человека должны быть какие-то “затеси”, по которым он должен двигаться в жизни, – честность, совесть, умение трудиться, приносить добро людям … Вот такие зарубки в душе …

В. П. Астафьев

$… Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем.

В. П. Астафьев

б)

Гласарий.

  • Юннат

  • Гиподинамия

  • Охрана природы

  • Наслаждаться природой

  • Росток

  • Беречь природу

  • Природа-мать

  • Будущее планеты

  • Окру$жающая среда

  • Миграция животных

  • Загрязнение воздушного и водного бассейна

  • Заповедник

  • Здоровье человека

  • Национальный парк

  • Территория

  • Памятник природы

  • Ресурсы

  • Уставшая земля

  • Земля покрылась коростой

  • Посильная добровольная помощь

    1. Слово учителя.

    Сегодня мы проведём урок-мастерскую по рассказам

    В. П. Астафьева, с которыми вы познакомились самостоятельно:

    Запись на доске:

    $ “Хвостик”,

    “Костёр возле речки”,

    “Серёжки”,

    “Марьины коренья$”

    Ключевыми словами к пониманию темы изберём слова:

    «затеси», нравственные, экология человека.

      Структура деятельности нашей мастерской:

      (Т) Каковы были основные направления вашей самостоятельной деятельности при подготовке к теме занятия?

          1. Чтение рассказов.

          2. Рисование – представление с закрытыми глазами.

          3. Понятие о рассказе.

          4. Учились создавать образ человека-труженика по стихотворениям Брюсова и Бальмонта.

          5. $ Оформление рисунков.

        $А теперь попытайтесь самостоятельно определить основные задачи нашего урока. Какими вы их видите?

        а) Учащиеся определяют задачи

        б) Учитель обобщает задачи урока:

        I. Определить, в чём суть нравственных уроков писателя и какие из них помогают вам формировать свою жизненную позицию?

        И. Постичь суть мастерства Астафьева в изображении мира человека и природы.

        Наша мастерская работает по тем направлениям, которые вы самостоятельно сегодня определили:

        IV. Работа с текстом.

        Темы записаны на доске, каждый учащийся внимательно читает 3 темы и начинает работать с текстом по одной из них (по выбору).

              1. Отношение человека ко $всему живо$му на земле (“Серёжки”, “Хвостик”).

          Задача: Какие авторские выражения и как помогают вам определить отношение человека ко всему живому на земле?

                1. Голос автора наблюдателя за всем происходящим в природе (“Костёр возле речки”, “Хвостик”).

            Задача: Какие примеры из текста показались вам интересными и как автор о своих наблюдениях рассказывает вам?

            $ 3) Усилия растений, направленные на сохранение жизни (“Марьины коренья”)

            Задача: Какие усилия растений направлены на сохранение жизни и как автор об этом рассказывает?

            Внимание!

            Задание: выписать в тетрадь ключевые слова по избранной теме и подготовить устный рассказ.

            V. Ответы учащихся.$

            Первая тема, вывод: человек должен быть заботливым хозяином

            природы.

            Вторая тема, вывод: лечить природу способны только добрые люди.

            Третья тема, вывод: природа старается подарить человеку красоту, она

            заботится о нашем здоровье, пытается залечить свои раны.

                    1. Самостоятельная работа в тетради

              $Слово учителя.

              Задание: основные положения работы по темам оформите письменно в тетради, ответив на один из 3~ вопросов:

                        1. Какие уроки нравственности вы получили в рассказах Виктора Петровича Астафьева?

                        2. Как автор изображает в своих рассказах растение, борющееся за свою жизнь?

                        3. Какие астафьевские “зарубки” ты считаешь самыми важными?

                      1. Определение уроков нравственности

                Наблюдение учителя за работой класса, определение лучших высказываний и их запись на доске учащимися.

                1. Сбереги в себе чистоту души.

                2. Срубил дерево – посади два.

                3. $ Оказывай природе посильную добровольную помощь

                  1. Слово учителя.

                Сегодня вы самостоятельно определили самые важные нравственные “затеси” в рассказах В.П. Астафьева. И ваш отклик на призыв “В защиту природы” отражён в авторских рисунках.

                  1. Выступления юных художников.

                  2. Оценка за урок по таблице: монологическая речь (+,- (уровень восходящего развития); работа с текстом; анализ эпизодов; рисунок, назва$ние, стихи.

                  3. Домашнее задание.

                Дописать свой ответ и составить памятку “Если ты заботливый хозяин природы”. Например: Приходи в лес как к другу. Береги лесные цветы.

                Оставь в лесу хлебные крошки. Сооруди поилк$у для птиц. Унеси пластмассовые бутылки в оборудованное для мусора место.

                Открытый урок – литературно – музыкальный салон

                «Земли согретой теплые

                ладони»

                учитель первой категории

                $ МБОУ СОШ № 55

                Ткаченко Валентина Павловна

                Урок-литературно-музыкальный салон. «Земли согретой теплые ладони».

                Тема малой родины в поэзии дальневосточных поэтов: Риммы Федоровны Казаковой и Людмилы Ивановны Миланич.

                $Цель: Мы должны определить место «малой родины» в душе каждого подростка- дальневосточника, познакомившись с истинной любовью-откровением к дальневосточной природе в поэзии Р.Ф. Казаковой и Л.И. Миланич.

                Мы должны убедиться, что единение поэтесс с любимым уголком родной земли, природы приносит истинное счастье и творческое вдохновение.

                От первого лепета до

                Последнего дня у меня,

                Как у лебедя, песня одна…

                Р. Казакова

                1. Мотивация «малой родины» в отечественной литературе. Слово учителя:

                  1. В.Г. Белинский говорил: «…природа есть наставница и вдохновительница поэта».

                  2. $Тема любви к родной земле — едва ли не главная в отечественной литературе.

                  3. К. Бальмонт писал: «Люблю я звездную России снежной сказку и лес, где лик берез – венчальный лик невест».

                  4. Ф.И Тютчев уверен, что природа России обладает душой:

                Не то, что мните вы, природа:

                Не слепок, не бездушный лик –

                $В ней есть душа, в ней есть свобода,

                В ней есть любовь, в ней есть язык.

                  1. И поэтому надо понять Россию не умом, по Тютчеву, а сердцем:

                Умом Россию не понять,

                Аршином общим не измерить:

                У ней особенная стать –

                В Россию можно только верить.

                  1. Наша дальневосточная земля – «кладезь» редких богатств и красот.

                1. Вступление. «Земли согретой теплые ладони»

                $1 ведущий: Велика и прекрасна дальневосточная земля. Удивителен и неповторим каждый её уголок. О нём написано немало стихов нашими поэтами-земляками – Р.Ф. Казаковой и Л.И. Миланич.$

                1 чтец: От первого лепета

                До последнего дня

                У меня, как у лебедя,

                $ Песня одна…

                2 ведущий: Римма Казакова родилась в Севастополе, училась в Ленинграде, в настоящее время живёт в Москве. Но дальневосточники считают её своей.

                2 чтец: Так получилось, что выпускницу Ленинградского университета «ветер шальных дорог позвал далеко, как можно дальше», и она поехала по распределению на Дальний Восток.

                1 ведущий: «Я была очарована Хабаровском, его просторами, небом, похожим на море Амуром», – вспоминает Римма Федоровна. Пешком прошагала она Охотское побережье – землю рыбаков, летчиков, геологов. И в своих стихах она писала об этом так:

                1. $чтец: Я знаю это побережье…

                Там жил артельный верный люд –

                На совесть чист, до дела крут.

                Там человек был весь – как есть:

                Пусть груб, но прям,

                Суров, но нежен…

                1. $ведущий: Уже в первом сборнике стихов «Встретимся на Востоке» основной ее темой становится тема единства лирической героини с близкой и такой понятной ей землей. Римма Казакова действительно стала «своей у своих». Снова и снова в ее стихотворениях появляются любимые ею образы: Охотское побережье, тундра, не выдуманная ею дальневосточная тайга:

                2. чтец: Тайга строга. В тайге не плачут

                Вдали от самых дорогих.

                А если плачут, слезы прячут,

                Спокойно помня о других.

                $ Тайга с безмерными вещами,

                С добром, чей мед всегда горчащ,

                С энцефалитными клещами,

                С тысячелетними плащами

                Глухих тысячеглазых чащ…

                1 ведущий: В 1961 году Римма Казакова уехала из Хабаровска в Москву учиться на Высших литературных курсах. О своих чувствах в день расставания с Дальним Востоком она писала:

                1. $чтец: Когда меняют паруса,

                Есть в этом что-то очень грустное,

                И лодка – пусть на полчаса! –

                Без парусов бескрыло грузная.

                  1. $ Слово учителя: Но опасения поэтессы были излишни: восток не ушел из ее жизни, он стал ее парусом, ее лебединой песней. Главной темой ее творчества осталась тема дочерней любви к дальневосточной земле. Немногословный лес, «весенний и осенний», в сугробах до небес, был лучшим собеседником Риммы Федоровны. Сердце Казаковой питают и согревают запахи дальневосточных кедров, елей, сосен.

                  2. Мой путь.

                1. Я в гости всех вас вечером зову.

                  $

                Дела хоть ненадолго отложите.

                Пойдем в страну, где я – законный житель,

                Где чудеса бывают наяву.

                (Людмила Миланич)

                    1. (в 3 голоса – 2 слова)

                Услышим мы, о чем поет трав$а,

                Как в дереве живое сердце бьется,

                И что-то в нас, наверно, отзовется,

                И вспомнятся заветные слова.

                    1. Земля нас щедро одарит добром,

                Мы станем непридуманней и чище.

                Вот так приходит в сказку робкий нищий

                И под конец становится царем.

                  $

                    1. Велика и прекрасна дальневосточная земля. Удивителен и неповторим каждый ее уголок. О нем написано немало стихов нашими поэтами- земляками.

                    2. Среди них – Римма Федоровна Казакова

                    3. и Людмила Ивановна Миланич.

                    4. От первого лепета

                До последнего дня

                У меня, как у лебедя,

                Песня одна…

                (Римма Казакова).

                9 А. Эта песня о дочерней любви Риммы Казаковой к дальневосточной земле.

                      1. «Я была очарована Хабаровском, его просторами, небом, похожим на море Амуром… Побывала в самых отдаленных уголках дальневосточного края. Жила в таких местах, где простые человеческие дела приобретали характер героический и романтический.

                      2. Там утром медленно, с трудом

                Рассвет волну$ лучами режет

                Там просыпаются в тумане

                И засыпают под пургу.

                        1. Там жмутся ласковые лайки

                К теплу хозяйских добрых рук.

                Там прямо на прибрежной гальке

                Растет картошка, зреет лук.

                $ Там ночь длинней и солнце реже,

                Там и шторма, и холода…

                        1. Пешком прошагала она Охотское побережье – землю рыбаков, летчиков, геологов. И в своих стихах она писала об этом так:

                Я знаю это побережье…

                $ Там жил артельный верный люд –

                На совесть чист, до дела крут.

                Там человек был весь – как есть: Пусть груб, но прям,

                Суров, но – нежен…

                Я знаю это побережье.

                Мне выпала такая честь.

                        1. Уже в первом сборнике стихов «Встретимся на Востоке» основной ее темой становится тема единства лирической героини с близкой и такой понятной ей землей:

                        1. Я похожа на землю,

                Что была в запустенье веками.

                Небеса очень туго,

                Очень трудно ко мне привыкали.

                        1. $Меня ливнями било,

                Меня солнцем насквозь прожигало…

                Время тяжестью всей,

                Словно войско, по мне прошагало.

                $

                Но за то, что я в небо

                Потянулась упрямо и верно,

                Полюбили меня и дожди, и бродячие ветры.

                        1. Мне не надо просить

                Ни ночлега, не хлеба, ни света, –

                Я своя у своих перелесков, затонов и веток.

                А случится беда —

                Я шагну, назову свое имя…

                Я своя у своих.

                $Меня каждое дерево примет.

                Я иду и не гнусь.

                Я пою и смеюсь.

                20 А Гляжусь, как в речку дерево, в Россию,

                Где у лугов и вод – как у огня,

                Где я пройду сквозь каждую осинку

                И каждая осинка – сквозь меня.

                        1. На нашей дальневосточной земле Римма Казакова действительно стала «своей у своих». Любовь к суровому краю, высокое чувство неотделимости от Дальнего Востока, прекрасного уголка великой России, пронизывает все творчество поэтессы.

                        2. Снова и снова в ее стихотворениях появляются любимые ею образы: Охотское побережье, тундра, не выдуманная ею первозданная дальневосточная тайга…

                        3. Тайга с безмерными вещами,

                $ С добром, чей мед всегда горчащ,

                С энцефалитными клещами,

                С тысячелетними плащами

                Глухих тысячеглазых чащ…

                Я своя у березок,

                $У стогов и насмешливых речек,

                Все обиды мои подорожники пыльные лечат…

                        1. В 1961 году Римма Казакова уехала из Хабаровска в Москву учиться на Высших литературных курсах. О своих чувствах в день расставания с Дальним Востоком она писала:

                Когда меняют паруса,

                Есть в этом что-то очень грустное,

                И лодка – пусть на полчаса! –

                Без парусов бескрыло грузная.$

                24. Но опасения поэтессы были излишни: восток не ушел из ее жизни, он стал ее парусом, ее лебединой песней. Главной темой ее творчества осталась тема дочерней любви к дальневосточной земле.

                25 .Стихотворение «Тайга»

                26. Немногословный лес, «весенний и осенний, в сугробах до небес», был лучшим собеседником Риммы Федоровны:

                Ухожу в лесок – как вода в песок,

                И в зеленый лист, и в залетный свист.

                Ухожу в травинки невзрачные

                И в грунтовые воды незрячие.

                И в сумерки чащи,

                И в ключик летящий,

                И в лучик полянки проталинки.

                Только сыну скажу:

                $ Ухожу! Ухожу! –

                Он поймет, потому что он маленький.

                          1. И поеду я в сопки,

                На Дальний Восток…

                Там у склонов колючих,$ упав с высоты,

                Светлый ключ, будто ключик,

                Обронен в кусты.

                          1. Там у синей Дюанки, безвестной реки,

                Не поляны – диваны, пуховики!

                          1. Там ало от саранок, взметнувших луга,

                $Будто горных баранов крутые рога.

                          1. На востоке – просторы, моря, острова.

                Все такое простое – как хлеб и трава.

                          1. Что мне смутно и ложно темнит белый све$т,

                Там прочтётся несложно, как заячий след.

                          1. Мне нужны эти сопки в закатном огне,

                Чтоб весенние сопки не сохли во мне.

                          1. Мне нужны эти сопки, высоты мои.

                Мое сердце, как соты, тяжело от любви.

                          1. Сердце поэтессы питают и согревают запахи дальневосточных кедров, елей, сосен:

                $ А встретимся – о, как повисну я

                На вас, друзья, деревья, сопки!

                Не ты, восток, а я – провинция,

                Моя столица на востоке.

                          1. Римма Федоровна, припадая щекою к земле по-девичьи безгрешной, говорит:

                Останусь$, как невеста, верною

                Тебе, жасмин, таёжный, нежный

                Я – сыроежка с каплей светлою

                В земле по-девичьи безгрешной.

                          1. И пахнет мне грибами этими

                С троп, что и есть начало родин,

                Что не вторыми и не третьими,

                А только первыми проходим.

                $

                          1. И пахнет мне лесной саранкою,

                И так прекрасно и жестоко,

                Ты у меня – в глазу соринка,

                О, запах моего востока!

                          1. И медленно, с колен, от утра голубая,

                Я воду, как олень, из речки похлебаю.

                Я зацеплюсь за плечи осин незнаменитых.

                Я знаю, как ты лечишь, лесная $земляника.

                          1. Пусть это больно, но как заповедь

                Твой крепкий запах мной затвержен.

                Хожу, как в платье, в твоем запахе,

                Кедровом, смоляном, медвежьем…

                39 А. Глаза мои – с хрусталинкой от звезд и вод весной,

                $А кровь моя – с русалинкой, с зеленинкой лесной.

                Лепечут листья и лопочут гуси…

                Незабываемо, навеки пахнет Русью!

                40. Музыка «Времена года». На их фоне – слайды.

                1. Лебединая песня Людмилы Миланич коснулась и наших сердец, потому что мы тоже почувствовали, что единение человека с природой «малой родины» приносит счастье.

                2. Недавно мы написали сочинение «Любимый уголок природы»

                42 А «Этим летом, – пишет Наташа Левченко, – я побывала на побережье Японского моря. Меня поразила величественная природа Приморского края. Я с восхищением наблюдала, как красив дальневосточный лес в часы раннего пробуждения. Выступая из туманного одеяния, он манил меня под свои кроны»

                42 Б «Мой любимый уголок природы – обрывистый берег Амура в селе Богородском, – пишет Денис Замиралов. – Отсюда далеко виден наш красавец Амур-батюшка, по водной глади которого величаво проплывают теплоходы. На противоположном берегу видны густой таинственный лес и маленькая деревенька Ухта. Я люблю приезжать сюда на велосипеде и мечтать, наблюдая за Амуром».

                $42 В «Меня очаровала красота березовой рощи в селе Виноградовка; свежий воздух был так чист, им можно было дышать вечно… Я дорожу этим уголком природы как самым дорогим для себя, потому что эта березовая роща может вдохнуть в человека жизнь. В этом уголке земли я помню незабываемый аромат цветов и ягод. Когда мне грустно, береза помогает мне стать веселым».

                1. Римма Федоровна, прислушиваясь к нашим голосам, в своем стихотворении «Оправдываю все» напоминает: «Пусть доброта всему мерилом будет».

                2. Вливается в море моя душа,

                Поиссохшаяся что-то

                $Как в землю уходят болота,

                Как реки вбегают в моря.

                1. Чувством доброты согрето и все творчество дальневосточной поэтессы Людмилы Ивановны Миланич.

                2. «Спасибо вам, кто дал мне добрый свет», «Речка Теча, будь здорова и добра», «Земля нас щедро одарила добром», «доброе зерно», «Каждой буквой даря добро», «Добрый человек», «Солнца добрый свет», «А снег он, знаешь, тоже добрый», – пишет она, много раз повторяя в стихах слово «добро». Оно обозначает для поэтессы все самое дорогое ее сердцу.

                47. Михаил Асламов в рецензии на сборник произведений Людмилы Миланич отмечал, что в ее поэзии доброта – точка отсчета в оценке событий, фактов, явлений. Только человек, чувствующий добро, способен на бескорыстную отдачу людям всего, чем он богат.

                48. Источником духовного богатства для самой поэтессы является ее земля.

                Как с ручейков берут начала реки,

                $Чтоб течь потом в далекие края,

                Так доброта и нежность в человеке

                Тебе и от тебя, моя земля.

                49. Понятие «моя земля» в стихотворениях Людмилы Миланич многозначно. «Моя земля» – это, прежде всего, планета людей (пауза). «Я просто крепко влюблена в лобастый, морщинистый и мудрый шар земной», – признается она.

                50. Свое пристрастное отношение к земле – планете она пытается передать своим читателям:

                А ты в нее попристальней вглядись,

                Мечтая о серебряных планетах,

                Узнай сперва единственную, эту, $

                И первый раз без памяти влюбись.

                50 А. В тайге, которой нет конца и края,

                Меж азиатским зноем и пургой

                Живет она, земля моя родная,

                И никакой не нужно мне другой.

                            1. $Лирическая героиня Миланич – малая частица этой земли, глубоко чувствующая и свое родство, и свое единство с ней: (пауза)

                Понимаю движенье реки

                И язык облаков понимаю,

                И во мне оживают стихи

                И, как крылья, меня поднимают.

                            1. Но «моя земля» для поэтессы – это, прежде всего, тот единственный и неповторимый у$голок, где она родилась и выросла, где пережила тяжелое военное лихолетье. Приметы войны навечно врублены в память ее души.

                53.1942 год. Горожане превращают дворы в огороды:

                Двор – сплошная гряда –

                Зазеленеет скоро.

                В ход пойдет лебеда,

                Вставшая у заборов.

                Полны, врагам назло,

                Наших оврагов склоны

                Кашкою и пасленом –

                Вот как нам повезло!

                Есть еще корм подножный,

                Так что выдюжить можно.

                $ Так нам пришлось узнать

                То, что земля нам – мать.

                1. В стихах Людмилы Ивановны обостренное чувство матери – земли.«Каждой клеточкой», «каждой травинкой» любит она родину (пауза).

                Мне каждая травинка здесь знакома,

                И есть у встречных имя – земляки.

                Я здесь своя, я здесь повсюду до$ма,

                И потому шаги мои легки.

                1. Главным предметом удивления и поклонения в поэзии Людмилы Миланич является природа: (пауза)

                Печально, если человек,

                Свои отсчитывая годы,

                В дожде увидит только воду

                И не услышит песню рек, – сокрушается она в стихах и призывает:

                1. $Послушай, как звучит молчанье сада,

                Как родничок в тиши ночной журчит,

                Как дышит где-то речка рядом,

                И как, прощаясь, поезд простучит.

                1. Сама поэтесса чутко вслушивается, всматривается в звуки и краски родного края. Светом и свежестью пронизаны ее стихотворения о дальневосточной земле. Они очаровывают земляков своей душевной теплотой, оставляют в сердцах читателей радостное чувство.

                Вы видели, как капает капель,

                $ Когда весна себя еще стыдиться?

                Далек, почти несбыточен апрель.

                Капель, как стайка воробьев, садится

                И замерзает молча на кустах.

                А ночью ледяные эти ветви

                Поют тихонько о весеннем ветре,

                Его звенящим продолженьем став!

                $

                1. Прикоснитесь к светлой и доброй поэзии Людмилы Ивановны Миланич. Ее стихи помогут вам осознать себя частью ликующего мира.

                2. Все объяснить не научусь я,

                За что, когда, с какого дня

                С какой поры, с какого чувства

                Входила Родина в меня.

                60А. Я богата, ах, как я богата:

                Вот родная мне с детства земля,

                И – мои дорогие ребята –

                Подбегают$ ко мне тополя.

                То-то вымахали большие,

                То-то смотрят они свысока.

                И летят облаками пушинки,

                Чтобы их утвердить на века.

                И цветы – словно родинки лета,

                И река моя – мой окоем.

                И еще ничего не пропето,

                $Все еще пропоем мы вдвоем.

                1. Дышали теплые деревья,

                Качалась темная трава,

                Зву$чали древние поверья,

                И пелись первые слова.

                1. А. Всходили солнца, зрели луны…

                И захотелось уберечь

                Мне каждый день таким же юным,

                Такою же понятной речь.

                61 Б. Людмила Ивановна спешит «обратить в деянье слово», она и «рубит», и «лепит». И во всем ее творчестве одна первооснова: безграничная любовь к дальневосточной земле.

                  1. Над легкими осенними лесами –

                Спокойный дождь, а в глубине его,

                Рожденная цветастыми листами,

                Нас радуга зовет на торжество.

                  1. $ В зеленой тьме травы, из душной влаги

                Огни грибов, как мордочки лисят,

                И кленов пламенеющие флаги

                Над всей землею празднично висят.

                  1. А я – лишь часть ликующего мира,

                Пытаюсь это навсегда сберечь.

                Пусть сохранит неповторимость мига

                Моя душа, переливаясь в речь.

                  1. Идет накопление света,

                Таится весна до поры.

                В сплетеньи напрягшихся веток

                Веселые пря$чет дары.

                $

                  1. И – грохнет, и рухнет, и грянет,

                На радужных крыльях спеша,

                Хорошее время настанет,

                Весь мир в разноцветье смешав.

                  1. Воскреснут над солнечным ветром

                Листва, и цветы, и трава.

                Идет накопление света,

                И главные зреют слова.

                Еще записи

                Leave a Comment