Конспект урока по Литературе "Творческая мастерская Евгения Замятина – поэта-дальневосточника"

$

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ЛИТЕРАТУРА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА».

Тема: Творческая мастерская Евгения Замятина – поэта-дальневосточника. Вид урока: урок формирования умений и навыков учащихся. Тип урока: комбинированный (урок-диалог).

Основной метод урока: исследование текста. Используемые технологии:

  • обучение в сотрудничестве;

  • $ информационно-коммуникативные технологии;

  • исследовательский метод в обучении.

Цели: - образовательные: закрепить умения и навыки работы с текстом , научить отстаивать свою точку зрения , закрепить умения вычленять главное; - воспитательные: формировать гуманные качества личнос$ти учащихся, совершенствовать навыки общения; -развивающие: совершенствовать умения выступать и защищать свою точку зрения, развивать творческие способности, умение формулировать выводы. Задания группам: 1. Прочитать статьи, посвященные Е$.Н. Замятину. 2. Составить словарь неизвестных слов (по стихотворению «Рунный ход»). 3. Нарисовать иллюстрации к стихотворению.

Оборудование урока: 1. Мультимедийная презентация. 2. Текст стихотворения Е.Н.Замятина «Рунный ход» Ход урока. 1. Слово учителя.

Я продолжу знакомить вас с человеком, некогда жившим в Талакане, поэтом, редактором газеты «Бурейский гидростроитель». (1985-1993гг.). Сюда он приехал из Сахалина уже сложившимся не только человеком, но и поэтом – членом Союза писателей СССР (до этого работал на Урале), закончившим литературный институт им. М.Горького. По словам руководителей стройки, он довольно быстро вошел в колею жизни бурейских гидростроителей. На вид неброский, скромный, немногословный, самоуглубле$нный, он излучал внутреннее и внешнее достоинство. Е. Замятин умел отстоять свое мнение перед мэтрами гидростроения, если дело касалось судьбы конкретного человека, критического выступления в газете. Такой человек способен был выдерживать бешеный ритм работы журналиста-газетчика. Порядочным, принципиальным оставался он в сво$их стихах.

Учащиеся дополняют. Е. Замятин свежей струей влился в жизнь Амурской писательской организации, часто публиковался на страницах областных газет. И довольно быстро подготовил и выпустил в свет книгу стихов и поэм «Рунный ход». Своеобразие его творческой манеры чем-то перекликалось с интонациями любимого им поэта П. Васильева.

Игорь Игнатенко (амурский поэт) вспоминал: «…Случалось во время Комаровских чтений в обществе поэтов читать стихи по кругу. Собратья по перу знакомили слушателей со сво$ими новинками, но Замятин предпочитал вновь и вновь продекламировать васильевские стихи «В честь Натальи». Это было трогательно и вызывало сочувствие, хотя очень хотелось услышать от Замятина замятинское. «Ладно. Как-нибудь в другой раз…» - отмахивался он. Но другого раза ждать приходилось порой по году. «Вот когда новая книжка выйдет, $почитаете», – обещал поэт. Но до новой книжки не дожил – отказало сердце, которое он не хотел щадить ни в какую, отмахиваясь от советов признанного авторитета в нашей среде кандидата медицинских наук поэта Олега Маслова».

$ Работа в редакции не всегда позволяла «заарканить» творческое вдохновение, как он сказал однажды, но тем не менее стихи рождались на самые неожиданные темы: ему было подвластно любое лирико-драматическое начало, гражданский пафос и даже сатира.

Учитель: палитра Е. Замятина богата яркими и сочными красками. Поэт-Замятин умел найти и сказать свое слово так, что о присутствии учителя П. Васильева забываешь. Вот как интересно повествует поэт, например, о прошлом Урала: «Из хвоща топяного, багульника, острой осоки, огибая озера, не зная охотничьих пуль, по узорью лугов, голубики горячей и сочной волчья стая летела на запах сторожких косуль. И, ломая на кручах свои слюдяные копытца, уходили косули в хромую трево$жную даль. Черно-бурый шатун наклонялся к ручью, чтоб напиться, и – обманут – ревел, расцарапав губу о хрусталь…»

О рабочей гордости, о бодрости духа автор говорит в совершенно неожиданной для такой цели шутливой форме, но получается убедительно: «Вот работка так работка - тыща градусов жары! $Если в ад на сковородку попадем мы до поры. Мы на этой сковородке отдохнем с большой охоткой: потолкуем, посвистим, черта «Примой» угостим.$ Скажем «Эй, тащи дровишек, что-то стало холодать, руки-ноги зябнут слишком. Не пора ль жарку поддать?»

Е. Замятин любит характеры сильные, самоотверженные, готовые ради общего дела и продления жизни на земле расстаться со своей собственной жизнью. С мыслью о необходимости жертвовать собой ради новых поколений встречаемся мы и в стихотворении «Горбуша»:

Уймись, вода, смири гордыню, суша,

Встань на колени, дерзкий человек!

Идет на смерть усталая горбуша

По голым перекатам горных рек.

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

$ Пусть кровь ее на дикий камень брызнет,

Чтобы оставить свой нетленный след.

Уйти из жизни ради новой жизни –

Святое право на земле.

Не правда ли, как актуально звучит это в наши дни? (Ученики высказывают свое мнение).

$ Истинная поэзия тем и сильна, что всегда современна. Поэзия Е. Замятина, чей скованный, уверенный, хоть, может быть, и не слишком гр$омкий поэтический голос столь рано оборвался на полуслове, является таковой.

Сегодня мы читаем и рассматриваем стихотворение поэта «Рунный ход». Урок называем так: «Потому и живем мы, что бурлит на земле Рунный ход…»

Рунный ход.

В октябре, когда в ласковых росах

Отнежилась осень,

На вершинах гольцов

Откипел и отцвел Иван-чай,

Из холодных морей

Вышли светлые стаи лососей,

Чтоб в кипении $жизни и смерти

Потомство зачать.

Все забыли они

В тесных водах речушки обычной:

И тяжелую соль океанов,

И гром якорей.

Когда шли за планктоном

И сами служили добычей

Черным нерпам –

Усатым пантерам студеных морей.

Косяки их акулы-пираты

Безбожно губили,

Дожидаясь поживы,

У рунных священных путей

Вертолеты летали,

Рыбацкие шхуны кружили,

Их хватали за жабры

Удавки я$понских сетей…

Может, тех, кто любить не умеет,

Жестокая завить терзает?

Потому не прощают любовь

Ни друзьям, ни врагу.

Помню, как-то и я

За глаза васильковые в мае

Был парнями избит

На вечернем холодном лугу.

А потом я очнулся

В сыром незнакомом сарае.

Валентина смывала мне

Липкую кровь со щеки.

Кровь текла и текла.

И казалось мне – я умираю,

Не от боли и кро$ви, -

От милой дрожащей руки.

Это было давно.

Но опять в душу хлынула нежность.

Захлестнула, сдавила

И грудь обожгла, как шуга.

Я прощал Валентине

Ее непутевость и грешность

Даже то, что с Валеркой Хохловым

Казалось,

Была не строга.

Я прощал, хо$ть обида

Отравой под сердцем кипела

И хрустела в зубах

Кровяная горячая ржа.

Я прощал.

Но со злобой прощал, неумело:

Поминутно хватаясь

За ручку кривого ножа.

Эту ревность-любовь

Я с собою принес на край света.

Помню раненый взгляд.

Лживый шепот малиновых уст.

И стыдясь, и ревнуя, и $плача,

Отказа прося и привета,

Добровольно сгораю

На медленной каторге чувств.

Так, наверно, в реке угасает

Лосось благородный.

Он порвет на камнях свое тело

И брачный наряд.

Но мальки его сил наберутся

Для жизни свободной

И в студеное море

Гурьбой поп$лывут наугад…

Мы с тобой не сумели

Детей народить ясноглазых,

Я бы тоже их так

До поры золотой охранял

От врагов и от хвори,

От черной беды и от сглаза,

От холодного ветра

И южного ветра-огня.

Но спасибо, любовь.

Хоть такая, ты все же нетленна.

И страдать от тебя –

Это знать, что тебе повезло.

И планеты рождаются

В темной утробе Вселенной

Тоже в муках любви,

Тоже в яростной схватке со злом…

Покрываются цветом

Отроги, леса и равнины.

Потому и живем $мы,

Что ярко бурлит на земле

Рунный ход красной рыбы,

Биение крыл лебединых,

Вечный ход человечества

В черной космической мгле.

$ - Как вы определили тему стихотворения?

- Можно ли сказать, что она исчерпывается названием стихотворения?

- С какими словами вы встретились впервые? Индивидуальное задание: словарь: Руно - стая, косяк. Планктоны – совокупность растительных и животных организмов. Гольцы – название безлесных горных вершин. Нерпа – ластоногое млекопита$ющее семейства тюленей.

– На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение?

В стихотворении «Рунный ход» ясно просматриваются 3 части, взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга – автор говорит о любви как извечном законе Вселенной, о бесконечности жизни, о вечном ее зове. Приобщение к этим законам делают человека добрее, чище, ответственнее.

- Может быть, вы скажете, почему стихотворение названо «Рунный ход»? Как день и ночь, как смена времени года, так все живое на земле подчиняютс$я этим законам.

Но I часть стихотворения говорит о том, что счастье каждого поколения достигается путем жертвования собой ради других. Подтвердите текстом.

$ Из холодных морей

Вышли стаи лососей,

Чтоб в кипении жизни и смерти

Потомство зачать.

Учитель. На первый взгляд кажется, что в стихотворении минимум традиционных художественно-изобразительных средс$тв, но это только на первый. Вслушайтесь:

И сами служили добычей

Черным нерпам -

Усатым пантерам студеных морей .

-Что вы заметили? Сравнения, «$кипение жизни» - метафора. И вновь автор прибегает к сравнению:

Косяки их акулы – пираты

Безбожно губили.

Выразительна метафора – «удавки японских сетей…» Как вы ее поняли? Умело подобранные художественные приемы помогают поэту выразить мысль о том, что все переживает рунный ход, чтобы продлить род, чтобы не дать оборваться жизни. В каких строках звучит эта мысль?

У рунных священных путей

Вертолеты летали.

Рыбацкие шхуны кружили,

Их хватали за жабры

$ Удавки японских сетей…

Читаем II часть стихотворения. Одно из проявлений «Рунного хода» - чувство любви, неподвластное разуму человека. Автор откровенно и искренне признается, называя имя $любимой

А потом я очнулся

В сыром незнакомом сарае.

Валентина смывала мне

Липкую кровь со щеки.

Кровь текла и текла.

$ И казалось мне – я умираю,

Не от боли и крови, -

От милой дрожащей руки.

Говорят, что любовь слепа, никто не может объяснить, как она появляе$тся и проявляется. Это болезнь, это стихия, это ураган и «цунами». Конечно, если любовь настоящая, которая прощает все, даже измену. Как пронзительны строки стихотворения:

И стыдясь, и ревнуя, и плача,

Отказа прося и привета,

Добровольно сгораю

На медленной катор$ге чувств

Вероятно, эта любовь безответна, тем более эти строки вызывают сочувствие и понимание, несмотря на безысходность.

- И вновь автор прибегает к необычным сравнениям, найдите их: «Добровольно сгораю на медленной каторге чувств». – «Так, наверное, в реке угасает лосось благородный». Этими словами автор утверждает мысль о неразрывной связи мира природы и мира человека. Эта неразрывность прослеживается и в других строках стихотворения. Например, «нежность хлынула, захлестнула, сдавила». – Какое художественное средство использует Е. Замятин? ( Метафора)

И в третьей части стихотворения звучит мысль о$ связи мира природы и человека:

И планеты рождаются

$ В темной утробе Вселенной

Тоже в муках любви,

Тоже в яростной схватке со злом…

- С помощью какой метафоры эта связь выражена? («в яростной схватке со злом», «биение$ крыл»).

- Меняется ли лексика от начала стихотворения к его к концу? Где она становится наиболее высокой? Именно в III части стихотворения появляются слова: благородный, любовь нетленная, планеты рождаются, вечный ход человечества.

Автор понимает, что «рунный ход» есть не только у рыб, это и великий «ход человечества».

Тема завершена, стихотворение прочитано. Как его завершенность обозначена композиционно?

Начало: «… Вышли$ светлые стаи лососей,

Чтоб в кипении жизни и смерти

Потомство зачать».

Конец: «…бурлит на земле

$ Рунный ход красной рыбы,

…Вечный ход человечества».

Работа с иллюстрациями.

  1. Из стихотворения подобрать цитаты к данным иллюстрациям.

  2. Удалось ли передать настроение стихотворения? Какая иллюстрация точнее выражает идею стихотворения?

  3. Насколько $передано движение? Слышите ли вы шум воды? (Такие вопросы создают необходимую настроенность активно участвовать в разборе иллюстраций, их сопоставлении, усиливают творческое воображение, способность эстетически оценивать произведение)

- Итак, к какому выводу приводит нас автор? Стихотворение обращено к людям как призыв не нарушать этот «вечный ход человечества в космической мгле» и $понять, что он невозможен без борьбы, без жертв, без боли, без любви…

Пусть это стихотворение покажется многим простым, может быт$ь, немного наивным, но оно искреннее и душевное, оно помогает читателям понять себя. Спасибо за урок!

Литература:

1. Е.Н.Замятин. Дикотравье. – Свердловск, 1977

2. Е.Н. Замятин. Перекаты. – М., 1977.

3. Е.Н. Замятин. Рунный ход. – Хабаровск, 1988.

4. Статьи газет «Амурская прав$да», «Советское Приамурье».

5. Павлова В.П. Обучение конспектированию. – М.: Русский язык, 1978

6. Технология исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие/С.А.Яновский. – Сыктывкар, 2006

Приложение 1 Е.Н.Замятин. Рунный год.

1

В октябре, когда в ласковых росах

Отнежилась$ осень,

На вершинах гольцов

Откипел и отцвел Иван-чай,

Из холодных морей

Вышли светлые стаи лососей,

Чтоб в к$ипении жизни и смерти

Потомство зачать.

2

Все забыли они

В тесных водах речушки обычной:

И тяжелую соль океанов,

И гром якорей.

Когда шли за планктоном

И сами служили добычей

Черным нерпам –

Усатым пантерам студеных морей.

3

Косяки их акулы-пираты

Безбожно губили,

Дожидаясь поживы,

У рунных священных путей

Вертолеты летали

Рыбацкие шхуны кружили,

Их хватали за жабры

Удавки японских сетей…

$ 4

Может, тех, кто любить не умеет,

Жестокая завить терзает?

Потому не прощают любовь

Ни друзьям, ни врагу.

Помню, как-то и я

За глаза васильковые в мае

Был парнями избит

На вечернем холодном лугу.

5

$

А потом я очнулся

В сыром незнакомом сарае.

Валентина смывала мне

Липкую кровь со щеки.

Кровь текла и текла.

И казалось мне – я умираю,

Не от боли и крови, -

От милой дрожащей руки.

6

Это было давно.

Но опять в душу хлынула нежность.

Захлестнула, сдавила

И грудь обожгла, как шуга

Я прощал Валентине

Ее непутевость и грешность

Даже то, что с Валеркой Хохловым

Казалось,

Была не строга.

7

Я прощал, хоть обида

Отравой под сердцем кипела

И хрустела в зубах

Кровяная горячая ржа.

Я прощал.

Но со злобой прощал, неумело:

Поминутно хватаясь

$

За ручку кривого ножа.

8

Эту ревность-любовь

Я с собою принес на край света.

Помню раненый взгляд.

Лживый шепот малиновых уст.

И стыдясь, и ревнуя, и плача,

Отказа прося$ и привета,

Добровольно сгораю

На медленной каторге чувств.

9

Так, наверно, в реке угасает

Лосось благородный.

Он порвет на камнях свое тело

И брачный наряд.

Но мальки его сил наберутся

Для жизни свободной

И в студеное море

Гурьбой поплывут наугад…

$ 10

Мы с тобой не сумели

Детей народить ясноглазых,

Я бы тоже их так

До поры золотой охранял

От врагов и от хвори,

От черной беды и от сглаза,

От холодного ветра

И южного ветра-огня.

11

Но спасибо, любовь.

Хоть такая, ты все же нетленна.

И страдать от тебя –

Это знать, что тебе повезло.

И планеты рождаются

В темной утробе Вселенной

Тоже в муках любви,

Тоже в яростной схватке со злом…

12

Покрываются цветом

Отроги, леса и равнины.

Потому и живем мы,

Что ярко бурлит на з$емле

Рунный ход красной рыбы,

Биение крыл лебединых,

Вечный ход человечества

В черной космической мгле.

Post Comment