Конспект урока по Литературе «Умному дай голову» по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» 9 класс

$ План конспекта интегрированного урока «Умному дай голову»

ФИО учителя, образовательное учреждение, населенный пункт:

Воротникова О.Г., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7

Себельдина Н.Н., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель $биологии МОУ СОШ №7

Предмет: литература и биология

Класс: 9 класс

Тема: «Умному дай голову» по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, урок-проект и т.д.): комбинированный урок.$

Цели (образовательные, воспитательные, развивающие):

Обучающие цели: совершенствование умения учащихся работать с произведениями литературы, дополнительной литературой, средствами массовой информации, Интернетом, отработка умения выделять главное, обобщать и делать выводы, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять.

Воспитательные цели: воспитание нравственных принципов во взаимоотношениях человека и природы, формирование умения вести дискуссию, грамотно и доказательно формулировать свою позицию.

Развивающие цели: развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике, став$ить проблему, выдвигать гипотезы, оценивать результат, повышение информационной и коммуникативной компетентности учащихся.

Задачи (шаги, с помощью которых достигаются цели урока):

В качестве системы обучения используется технология групповой работы. В качестве учебного занятия используется урок – семинар, который предполагает самостоятельное изучение учащимися программного материала и обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности. Он привлекает своей глубиной, новизной восприятия материал$а, возможностью рассмотрения предмета или явления с разных позиций.

Оборудование и материалы (например, проектор, таблицы, раздаточные материалы):

текст произведения, проектор.

$ Ход урока

«Они хотят создать ей новую душу хирургическим путем»

$

М. Волошин о преображении России

За две недели до проведения урока класс делится на группы «историков», «литераторов», «биологов», «медиков». Для каждой группы определяются задачи.

1. Для «историков»

- В чем особенности эпохи, отраженной в повести?

- Как в повести даны приметы эпохи?

- Какие изменения внесла революция в Москву?

- Каким показан «дом на Причистинке»?

- Какова судьба$ повести?

- Кто такой Л. Б. Каменев?

2. Для «литераторов»

- Каков жанр повести?

$- В чем отличие сатиры от сатирической фантастики?

- Имел ли Л. Б. Каменев назвать «Собачье сердце» памфлетом?

- Какова композиция повести?

- От чьего лица ведется повествование? Почему повествователи меняются?

- Сравните Ф. Ф. Преображенского и Шарикова.

- Сравните Шарика и Шарикова. Что в Шарикове от Шарика, а что – от Чугункина?

- Кто и как формирует Шарикова?

- Определите связь между рассказом о со$здании Шарикова и повествованием о том, как изменилась жизнь после революции.

3. Для «биологов»

- Гуморальная регуляция – эндокринная система (железы) – гипофиз, половые железы. Какова их роль?

- Может ли п$ересадка гипофиза привести к созданию человека?

- Соберите материал о прототипах профессора Преображенского.

$ - Дайте оценку профессору Преображенскому как ученому.

4. Для «медиков»

- Найдите материал об истории научных опытов по омоложению организма, в том числе о пересадке гипофиза, в 20-е годы и в наше время.

- Могут ли операции по пересадке превратить животного в человека?

Предварительная работа в г$руппах проходит с консультациями учителей литературы и биологии (каждый из предметников курирует «свои» вопросы)

1. Основной вопрос урока:

Совпадает ли позиция М. А. Булгакова с выводами профессора Преображенского?

2. Какие проблемы волновали автора в процессе создания повести? Какой показана Москва 20-х годов 20 века? (отвечают «историки»)

$3. Чем сатира отличается от сатирической фантастики? (отвечают «литераторы»)

Сатира констатирует, сатирическая фантастика предупреждает.

4. О чем предупреждает сатирическая фантастика М. А. Булгакова? (отвечают «литераторы»)

Автор проводит аналогию:

Пролетарий – хозяин жизни – разруха в Москве

Шарик – Шариков – разруха в доме.

5. «Медики» рассказывают о роли в организме эндокринной системы, гуморальной регуляции, роли гормонов гипофиза, половых желез.

6. «Биологи» рассказывают о прототипах профессора Преображенского, о похожих операциях, когда-либо проводимых в$ нашей стране и за рубежом.

7. Учащимся предлагается сравнить Шарикова и профессора Преображенского по следующим пунктам:$

- Взгляды на жизнь.

- Интересы и развлечения.

- Отношение к животным.

- Отношение к людям.

8. Как проходит процесс очеловечивания собаки? Что у П. П. Шарикова от пса, а что – от Клима Чугункина?

Пес–дворняга Шарик милый, добродушный, наблюдательный, и в то же время хитрый. У Шарикова$ тело Шарика.

Клим Чугункин – пьяница, люмпен-пролетарий. У Шарикова гипофиз Чугункина и большая часть черт характера.

9. Чье влияние на формирование Шарикова сильнее?

Ф. Ф. Преображенский – создатель (врач, профес$сор, всемирно известный ученый). Он действует хирургическим путем, прибегает к физическому насилию. Является носителем культуры.

Швондер – идеолог (экспроприатор). Его девиз – «Грабь награбленное». Действует с помощью слова, прибегает к духовному насилию. Является носителем антикультуры.

10. Возвращаясь к основному вопросу урока, к каким выводам приводит нас автор повести?

Нарушение законов – как природных, так и нравственных (умышленное$ или нет – все равно!) – может привести человечество к катастрофе.

Домашнее задание: Учащимся предлагается написать письмо М. А. Булгакову, в котором они должны высказать свое отношение к повести.

Post Comment