Конспект урока по литературному чтению “Характер и поступок детей. А.Л.Барто «Вовка – добрая душа»” 2 класс

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Районное управление образования Нюрбинского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нюрбинская средняя общеобразовательная школа № 1имени Степана Васильева»

$

$

Урок литературного чтения

во 2 «а» классе

по системе Эльконина – Давыдова

$

Григорьева Дария Васильевна-

учитель начальных классов

МБОУ «Нюрбинская средняя

общеобразовательная школа №1

имени Степана Васильева»

г. Нюрба

$

$

2012г.

Я не знаю другого писателя, который так глубоко

изучил бы обычаи, нравы и вкусы этого непостижимого

племени…

семилетних-восьмилетних детей…

К. Чуковский

Урок литературного чтения

$Тема: Характер и поступок детей.

А.Л.Барто «Вовка – добрая душа».

Цель: Формировать навыков осознанного, беглого, выразительного чтения и умения анализировать,обобщать, сравнивать, работать в группе.

Создать условия для развития речи, воображения и творческого мышления, для расширения знаний детей о писателе А. Барто.

Воспитывать любовь к книге, потребность в чтении и такие черты характера, как доброта, нежность.

Оборудование к уроку$: портрет А.Л. Барто, презентация «Творчество А.Барто», проектор, выставка книг и рисунков учащихся, грамоты.

Х о д у р о к а

I. Актуализация опорных знаний

1.Создание ситуации успеха

Учитель. (У.) На прошлых уроках мы с вами говорили о детском поэте, который сочинил для вас много чудесных стихотворений. Вы эти стихотворения знаете, многие из них уже прочитали. Ее нет среди нас, но живы ее стихи. Их читали ваши бабушки, дедушки, $мамы и папы. Угадали, о ком идет речь?

Дети. (Д.) Агния Львовна Барто – одна из самых известных и любимых детских поэтов.

$ У. Наверное, нет человека, который в детстве не знал и не читал стихи А.Барто. Что вы можете рассказать о жизни и о произведениях А. Барто?

Д. Агния Барто родилась в 1906 году в Москве. Отец и мать, ветеринарные врачи. Мечтала стать балериной. В балетном училище начала писать стихи. А.Барто написала много стихотворений. В них рассказывается о школьной жизни, о мальчиках и девочках, о поступках детей, о животных. Э$ти стихотворения учат нас ко всему хорошему. Ее стихи очень веселые, простые, легко запоминаются.

У. Многие стихи очень нежны, они будят в нас чувство любви и сострадания и к игрушечным друзьям малышей, и ко всему живому. У Агнии Барто всегда так: что бы ни писала – читать весело. На первый взгляд может показаться, что у автора даже и цель такая – посмешить, позабавить читателя. Но стихов пустой забавы Агния Барто не пишет. Каждое ее произведение – пусть очень шутливое – обязательно содержит полезную мысль. Многие стихи Агнии Барто стали песнями: «Болтунья», « Любитель-рыболов», «Песня о дружбе».

Показ слайдов №1,2,3,4,5.

2.Сочинения учащихся

На прошлом уроке мы написали сочинение на тему: «Мое любимое стихотворение».

У. Когда мы пишем сочинение, кем мы становимся?

Д. Авторами.

$ У. Когда мы обсуждаем сочинения, кем мы становимся?

Д. Читателями. Слушателями. Критиками.

У. Сочинения очень интересные. Давайте посмотрим два сочинения. Начнем с сочинения Кюннэй.

Я$ знаю много стихов Агния Барто. Она написала стихи про игрушки, которыми ребята играют. Ребята любят свои игрушки даже, если они старые. Мне понравилось стихотворение про то, как дети в парке лепили снежную бабу. Они веселые дружные и добрые. Чтобы снежной бабе не было скучно, ребята вылепили ей подружку и только потом пошли домой. А.Барто хотела, чтобы все дети выросли дружными и добрыми и чтобы они берегли свои вещи. Если бы Агния Барто не знала детей и не любила их, таких стихов не было бы.

Д. Мне понравилось сочинение. Особенно вывод, который сделала Кюннэй.

У. Послушайте сочинение Будимира.

Мое любимое стихотворение «Жил на свете самосвал». Почему? Потому что мое любимое занятие – коллекционировать разные виды игрушечных автомобилей. А в стихотворении «Жил на свете самосвал» рассказывается о приключении одной игрушечной машины и о мальчике Алеше. Алеша – славный мальчик. Мне очень понравилось это стихотворение, читал его с большим удовольствием$. Я советую всем прочитать стихи А. Барто.

3. Выразительное чтение по памяти стихотворения А. Барто.

«Как Вовка бабушек выручил» читает Ильина Женя

$ У. Что вы можете сказать о Вовке?

Д. Вова помогает бабушкам, выполняет просьбу бабушек – распевает ладушки и

пляшет на дорожке вместо бабушек.

У. Как вы думаете, как можно определить че$рты характера Вовки?

II. Постановка учебной задачи.

У. На уроках мы постоянно говорили о то, что в сказках, стихотворениях и рассказах главное – раскрыть характер человека, его мысли и чувства, оценить их и поступки человека. Но понимаем ли мы, что такое характер? Что такое поступок?

Д. ?

У. На этом уроке мы научимся выяснить черты характера человека через его

поступки. И поможет нам в этом книга А.Барто «Вовка – добрая душа»

На доске учитель пишет учебную задачу: Что такое характер? Что такое поступок?

III. Решен$ие учебной задачи

У. Как будем решать учебную задачу ?

– Сначала попытаемся раскрыть понятие, что такое характер.

– Как вы понимаете лексическое значение слова характер?

Д. Пока не знаем.

У. Характер – это ряд душевых свойств человека, которые обнаруживаются в его поступках. Пост$упок – это действие.

Какие же душевные свойства человека вы знаете? Черты характера, какие бывают люди?

Д. Называют разные черты характера.

У. Записывает их на доске в 3 столбика так, чтобы потом над первы$м написать «Ум», над вторым «Воля», над третьим «Чувство».

ум воля чувство

умный волевой спокойный

глупый недовольный добрый

мудрый трудолюбивый жадный

У. Вот сколько разных черт характера вы назвали. А кто догадается, почему все черты характера, которые вы называли, я записывала в три столбика?

$ Д. В первом все про ум, во втором – про волю. А в третьем – не ясно.

У.Да. В первом столбике такие черты характера, которые отражают свойства ума человека. Назовем их все словом «Ум». Во втором – свойства воли человека. Назовем эти свойства Воля». А в третьем столбике такие свойства человека, которые показывают, как человек относится к себе самому, к другим людям, животным, растениям. Назовем- «Чувство».

У. А в одном человеке могут сочетаться разные черты?

Д. Могут.

У. $А теперь выясним, что такое поступок? Как вы понимаете значение этого слова?

Д. Добрый поступок. Хороший поступок. Плохой поступок.

У. Чтобы понимать человека, надо прежде всего научиться понимать его характер. И в жизни, как и в книге, мы понимаем характер человека через его поступки, п$отому что именно поступок, действие раскрывает черты характера. Характер человека раскрывается в любом его действии?

У.Чтобы научиться разгадывать характер человека, надо научиться не только видеть его действия, но и понимать, что лежит за каждым из них.

3. Чтение стихотворения учителем «Как Вовка стал старшим братом»

$ У. Что вы можете сказать об этом стихотворении?

С каким настроением надо ее читать?

4. Анализ стихотворения с точки зрения автора, читателя, героя

У. Какие чувства хотел вызвать автор у нас, читателей?

Каковы ваши настроения, вызванные стихотворением?

Что вы думаете о Вовке?

Каковы его чувства, поступки, черты характера?

5. Работа над выразительн$остью чтения

6. Чтение по ролям

7. Работа по группам

1группа – о брате Тани 3 группа – о Кате

2 группа – о брате Валечки 4 группа – о Вовке

У. Поговорим подробнее о каждом герое по группам

У. Можно ли что- нибудь сказать о старшем брате Тани по ее рассказам?

Д. Очень умный. Сорняки на огороде вырывает с корнем!

У. Это поступок?

Д. Да.

$У. А мы можем через этот поступок раскрывать какие-то черты его характера?

Д. Умный, трудолюбивый.

У. Что можете сказать о брате Валечки?

Д. Брат Валечки готов спасти от тигра лютого. Если кто обидит, проучит всякого.

Он сильный, волевой, храбрый.

У. Что можете сказать о Кате?$

Д. Я одна у мамы с папой

$Нету братьев у меня.

У. Что вы узнали о Вовке?

Д. Вовка подходит Кате не спеша, и объявляет он ребятам:

-Буду Кате старшим братом.

Вовка – добрый, отзывчивый, решительный, ответственный.

У. Какой поступок совершил Вовка?

Д. Добрый поступок.

У. А как бы вы поступили? По вашим поступкам мы определим ваш характер.

У. Все эти поступки позволяют читателю понять характер героя. Как вы поняли понятие поступок? (варианты ответов)

$ Вывод: Итак, поступок – это особое действие человека, раскрывающее его характер.

Через поступок можно раскрыть характер человека.

IV. Литературная викторина по стихотворениям А. Барто

1. Какие слова перепутал гном? Слайд №6

2. Доскажи словечко Слайд №7

3. Знакомые мелодии Слайд №8

$ 4. Угадай-ка Слайд № 9

5. По иллюстрациям учащихся Слайд №10

V. Этап рефлексии и самооценки

– Что вы узнали на уроке?

– Чему вы научились?

– Как вы работали на уроке?

Рефлексивная самооценка учащихся – прослушивание ответов отдельных учащихся.

VI. Подведение итогов

Совет:$

Как стать самым добрым? Это трудно. Нужно в понедельник три раза повторить стихотворение Агнии Барто «Уронили мишку на по$л …», во вторник прочитать книгу «Вовка – добрая душа», а в среду совершить добрый поступок. И никого не обижать.

Вручение грамот.

– Спасибо за урок.

Еще записи

Leave a Comment