Конспект урока по литературному чтению "Сельма Лагерлёф, «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями»" 3 класс

Учитель начальных классов первой категории МАОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением немецкого языка» г.Перми

Пашина Екатерина Валентиновна

Интегрированный урок литературного (внеклассного) чтения и изобразительного$ искусства 3 класс (Программа 2100).

Тема: Сельма Лагерлёф, «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями»

Учитель

Ученик

Организовать УД, способствующую развитию:

  1. умения анализировать повествовательный текст, выде$лять главное и существенное, делать обобщение;

  2. коммуникативных свойств личности;

  3. рефлексии.

Развивать:

  1. умения обобщать повествовательный т$екст, выделять главное и существенное, соотносить данные;

  2. договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное рациональное решение);

  3. адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников.

$

Цели урока.

Форма организации УД:

  1. Выполнение проектов

  2. Этапы рефлексии (индивидуальная, групповая, общеклассная)

Ход урока:

    1. Организация УД. Мотивация.

    2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, две недели мы $с вами читали удивительное произведение. Кто его автор? Как оно называется?

Ответы детей: Мы читали произведение Сельмы Лагерлёф « Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями».

Учитель: Мы не только читали ёще и активно работали над над текстом. Собирали дополнительный материал, делились впечатлениями по прочитанному .

Вы все работали в группах, по желанию, по интересам. Что вы узнали? Чем хотели бы поделиться?

Капитаны как вы отчитаетесь? С$ кого начнем?

Ответы детей: одна группа рассказывает о стране Швеции. Следующая группа ребят сообщает об авторе, о том, чем поразила их биография писательницы. Еще одна группа приготовила книгу отзывов по прочитанной повести( отзывы как детей, так и родителей). Некоторые ученики с удовольствием составляют головоломки, загадки по произведениям, которые читают. Эти ребята оформили стенгазету. Любители рисования организовали выставку рисунков, поделок по данной книге. С большим интересом дети проводят анкетирование среди учеников, учителей и родителей нашей школы по прочитанной книге. Ребята были уд$ивлены, что автора такой интересной сказки почти никто не знает, хотя идеи затронутые автором актуальны и сейчас.

3. Постановка учебной задачи

Учитель: Ребята, эта замечательная книга была задумана автором как учебник по географии, истории для первоклассников Швеции. Будет ли она интересна нашим? Смогут ли они прочитать её? Ваше мнение?

Ответы детей: Мы были в гостях у первоклассников и слышали, как они читают, к сожалению, очень плохо пока. Нам, кажется, что им будет трудно прочитать такую большую книгу, малыши не поймут её содержание.

Учитель: Как приблизить этот сказочный мир к малышам? Как заинтересовать их? Что лично вы сможете сделать? Что вы, а особенно малыши делают с уд$овольствием? Ответы детей: (Играют)

Учитель: Проблема: Как познакомить маленьких читателей с книгой, чтобы они захотели $прочитать её?

Ответы детей: Рассказать об этой книге.

Почитать им.

Создать мультфильм.

Придумать игру.

Учитель: Мы не можем очень много времени уделить первоклассникам, ведь нам необходимо самим учиться, а мультфильм мы уже создавали. Давайте попробуем создать игру. Какова цель нашей работы?

Ответы детей: Создать игру, которая познакомит первоклассников с героями так полюбившейся нам повести, возможно, они захотят почитать эту книгу.

4. Проектирование

Учитель: Чтобы что-то созда$ть, необходимо спланировать свою деятельность.

С чего начнем нашу работу?

Дети: Цель работы. (фиксирование на доске)

Учитель: Следующий этап работы?

Дети: Распределить роли. ( самостоятельное распределение ролей в группе )

Учитель: Что будем делать дальше?

Дети : Теперь надо продумать сюжет игры.

Учитель: Ответьте на вопрос: почему автор превратила Нильса в крохотного чело$века?

Дети: Автор хотела показать, что Нильс часто обращался с другими людьми, животными бесчеловечно, даже жестоко, так человек не должен поступать. Поэтому Сельма Лагерлеф поставила мальчика в ситуацию, когда именно он беспомощен.

Учитель: Как мальчик снова стал большим?

Дети: Мальчику пришлось преодолеть все испытания, многое понять, научиться ценить и уважать друзей.

Учитель: Цель нашей игры?

Дети: Познакомить малышей с героями книги, пок$азать, что герою необходимо преодолеть препятствия, для того чтобы снова стать Человеком.

Учитель: Что еще нужно нам сделать?

Дети: Разработать правила игры.

Нарисовать поле. Подумать, что должно быть?

Учитель: Что будем оценивать? Разработать критерии игры.(красочность, доступность, оригинальность)

Учитель: Защита. Презентация игры.

5. Практическая работа.

Время работы над проектом 25-30 минут.

Презентация игры 20 минут.

6. Подведение итогов работы групп. Этап оценки.

Оценивание работ одноклассников (индивидуально, групповое)

Учитель: Какая игра самая красочная? ( Дети оце$нивают группой)

Какая игра самая оригинальная? (групповое оценивание)

Какая игра самая доступная для малышей? (оценивание группой)

Учитель обобщает ответы детей, подводит итог урока: Что понравилось, удалось, запомнилось? Почему? В чем затруднялись? Как вы поступите с этими играми?

Дети: Мы поиграем в них сами и затем подарим первоклассникам в группу продленного дня.

7. Домашнее задание.

Следующий урок. Юрий Коваль. Шамайка. Как$ую работу возьмете на себя?

$Самоанализ урока внеклассного чтения 3 класс

тема. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

В настоящее время большинство детей проводит свободное время охотнее за компьютером, чем за книгами. Поэтому пытаясь решить проблему приобщения детей к миру литературы, я раз в две недели провожу внеклассное чтение.

Ранее часто сталкивалась с тем, что дети приходили на урок не прочитав книгу, объясняя это тем, что не нашли книгу или не успели прочитать, причин было много, результат один, дети не хотели читать, а родители не видели в этом никакой проблемы, либо беспомощно разводили руками. Оставалось одно, изменить подход к решению данной проблемы, т.е. не за$ставлять детей читать, попробовать их заинтересовать, сделать ребят сообщниками и решать эту задачу совместно. Для этого после объявления темы, детям даются задания, которые они могут выполнять по желанию, а также есть выбор либо работать индивидуально, либо объединиться с кем-то в пару или в группу и выполнять работу вместе. Для моих ребят это оказалось более привлекательным, ведь о$ни сами решали, что делать и как. Я, как учитель начальных классов, имею возможность на многих уроках в течении двух недель возвращать детей к произведению, которое они читают к уроку внеклассного чтения, это может быть задача на уроке математики, текст диктанта, либо затронуть данную тему в диалоге на уроках окружающего мира и т. д. Если задуматься, то в течении двух недель мы можем постоянно обсуждать данную проблему.

Работая над произведением Сельмы Лагерлёф, я предложила детям такие задания:

- составить вопросы, загадки, ребусы по сказке;

-нарисовать иллюстрации к сказке, изготовить поделки$;

-собрать информацию об авторе;

-написать отзывы о прочитанной книге;

-рассказать о стране, в которой жила автор;

-провести анкетирование детей и взросл$ых.

Из заинтересованных учеников были выбраны ответственные за каждое дело, к ним присоединялись желающие. Работали дети самостоятельно, я только помогала разрешать их проблемы. В конце недели группы обдумывали, как будут представлять отчет о проделанной работе классу.

Урок внеклассного чтения по данной теме, был задуман мной как урок-проект. Выполняя задания детям необходимо было решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. В ходе урока школьники учились самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов $детей, поэтому проект позволяет затратить более длительное время (2 урока по 35 минут)

Цели урока – создать условия, для организации деятельности детей по созданию настольной игры для первоклассников;

обобщить знания, полученные путем самостоятельного поиска;

создать условия, для целенаправленной деятельности учащихся $по нахождению способа решения проблемы;

формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;

развивать рефлексивные, самооценочные навыки.

Все этапы подготовки и планирования деятельности осуществляем совместно с детьми т.к. начальная школа это время обучения основам проектирования. Все остальное дети выполняют самостоятельно. В целом урок удался: все этапы урока прошли так, как я их запланировала, только на этапе оценки произошла заминка, которая была отрегулирована. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Мы с ребятами учимся работать интересно и весело. К$аждый урок несет какое-то открытие.

Следующий урок. Юрий Коваль. Шамайка. Какую работу возьмете на себя?

Предварительная работа аналогична.

Группа социологов выступает с результатами опроса населения школы. Все участники анкетирования единогласны в том, что бездомным животным надо помогать. Но как?

Обсуждение Различных способов помощи.

Вывод: необходимо внести личный вклад.

Предлагается разработать плакат-обращ$ение к ученикам, взрослым людям о помощи обездоленным животным.

1.Цель.

2.Распределение ролей.

3.Продумать, что будет изображено на плакате.

4.Определить время акции, содержание помощи.

5.Нарисовать плакат.

6.Критерии оценки.

7. Защита.

Время работы 20 минут.

Презентация 20 минут. Выбор лучших плакатов.

Рефлексия. Остановитесь ли вы на этом? Как вы думаете, достаточно ли плакатов? (Дети предложили обратиться ко всем классам еще и лично) Акция завершилась в первый день каникул, все что было собранно учениками школы мы отвезли в муниципальный приют на Соликамскую.

$Сетон-Томпсон. Маленькие дикари.

Предварительная работа аналогична предыдущим урокам.

Ребята, чем удивило вас это произведение? В какую игру так увлекательно играли мальчишки? Захотелось ли и вам поиграть? На предыдущих уроках мы придумали много интересного? Что теперь можно сделать? Вы же дети. Давайте поиграем!

Предлагаю разработать сценарий Зимней школьной спартакиады.

1.Цель.

2.Выбрать вид спорта.

3.Продумать маршрут трассы.

4. Разработать правила соревнований.

5.Разработать правила для судей.

6.Защита.

Время работы в$ группах 20 минут. Защита 20 минут. Обсуждение и выбор лучших видов состязаний. Определение времени для каждого класса

Проект стал долговременным.

На ур$оке труда – изготовить флажки для трассы.

На уроке физкультуры- проложить трассу.

Группа агитбригады -готовит линейку.

Группа «глашатаев»- оповестить классы о спартакиаде.

День Зимней школьной спартакиады.

школьная спартакиада (начальные классы)

8-30 линейка для 1-х, 4-х классов.

9-00 начало состязаний среди 1-х классов.

4 чел.– лыжные гонки( каждому участнику необходим номер)1 круг

2дев. 2мал.- биатлон$ (каждому участнику необходим номер)

6 человек - санки ( на класс 1 санки)

9-30 начало состязаний среди 4-х классов.

марафон- бегут желающие ( каждому участнику необходим номер)2круга

эстафета – 2дев. 2 мал. (каждый бежит 1круг)

биатлон -2дев. 2мал. (каждому участнику необходим номер)1круг+5бросков

санки- 3чел. (на класс 1 санки)

Ребенок участвует в 1 виде соревнований.

10-30 начало состязаний 2-х классов.

марафон- бегут желающие ( каждому участнику необходим номер)2круга

эстафета – 2дев. 2 ма$л.

биатлон -2дев. 2мал. (каждому участнику необходим номер)1круг+5бросков

санки- 3чел. (на класс 1 санки)

Ребенок участвует в 1 виде соревнований.

11-30 начало состязаний среди 3-х классов.

марафон- бегут желающие ( каждому участнику необходим номер)

эстафета – 2дев. 2 мал.

биатлон -2дев. 2мал. (каждому участнику необходим номер)1круг+ 5бросков

санки- 3чел. (на класс 1 с$анки)

Ребенок участвует в 1 виде соревнований.

$

$

Марафон

Эстафета

Биатлон

Санки

Место

4 кл

1 место –

4В Баталов

2 место –

4АКичанов

3 место –

4Б Фокин

1 место – 4А

1 место –

4В Баталов

2 место

4В Гостев

3 место –

4А Мухин

1 место – 4А

2 место – 4Б

1 место – 4А$ и 4В

3 кл

$

1 место –

3А Блинов

2 место –

3Б Ефремова

3В Салихов

1 место 3Б

1 место –

3Б Шумилов

2 место – 3 Б Каргапольцева

3 место –

3В Соловьев

1место $- 3Б

2 место 3А и 3В

1 место – 3Б

2 кл

1 место –2А Айнутдинова

2 место – 2Б № 25

3 место–2А

Каменских Алла

1 место 2А

1 место - 2А – Русских

2 место – 2В – Верхоланцева

3 место –

2В Путина

1 место 2А

2 место

3 место 2В

1 место 2А

1 кл

1 место 1А Д$ерюгин

2 место 1А Дементьева

3 место 1А -Суфиаров

1 место

1Б Титов

2 место 1Б Ракинцева

3 место 1Б Галкин

1 место 1Б

2 место

3 место 1В

1 место 1А и 1Б

$Список книг для внеклассного чтения 1класс

С.Маршак. Стихи.

Стихи и рассказы об осени.

Русские народные песенки, игры, считалки.

Е. Чарушин. Рассказы.

А.Барто. Стихи

Г. Снегирёв. Рассказы.

Е. Пермяк. Рассказы.

$Е.Благинина.Стихи.

В. Осеева. Рассказы.

Д.Мамин-Сибиряк. Аленушкины сказки.

А. Гайдар. Чук и Гек.

Стихи и рассказы о зиме.

Акимушкин. Природа –чудесница.

В. Кат$аев. Цветик- семицветик.

В. Бианки. Сказки.

С. Михалков. Дядя Стёпа.

Сказки о животных.

Н. Носов. Живая шляпа. Фантазёры.

$К. Чуковский. Доктор Айболит.

К. Ушинский. Рассказы

Л. Толстой. Рассказы.

Э. Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот.

Сутеев. Сказки.

Г. Остер. Котёнок по имени Гав.

Стихи и рассказы о весне.

М.Пришвин. Рассказы.

И.Токмакова. Стихи.

Э.Успенский. Крокодил$ Гена и его друзья.

С. Георгиев. Домик солнечного зайца.$

С.Козлов. Сказки.

Стихи и рассказы о лете.

Список книг для внеклассного чтения 2 класс

Русские народные сказки

Русские поэты об осени

Дуров. Мои звери.

В.Берестов. Стихи

В.Чаплина. Фомка - белый медвежонок.

А. Гайдар. Горячий камень.

$Б. Житков. Беспризорная кошка.

В. Бианки. Мышонок Пик.

Сказки в обработке В. Даля.

$Волков. Волшебник Изумрудного города.

Астафьев. Стрижонок Скрип.

Сказки и стихи о зиме.

О. Пройслер. Маленькая Баба – Яга.

В. Драгунский. Денискины рассказы.

Сказки Андерсена.

Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей.

Е. Пермяк. Чужая калитка.

Е. Левитан. Сказочные приключения маленького астронома.

К. Паустовский. Заячьи лапы.

$Н. Сладков. Рассказы.

Воронкова. Девочка из города.

Е.Велтистов. Миллион и один день каникул.

К. С. Льюис. Лев, колдунья и платяной шкаф.

$С.Прокофьева. Глазастик и ключ невидимка.

Ю. Дружков. Приключения Карандаша и Самоделкина.

А-К. Вестли. Мама, папа, 8 детей и грузовик.

$

Список книг для внеклассного чтения 3 класс

Г. Х. Андерсен. Снежная королева.

Аксаков. Аленький цветочек.

Д. Родари. Джельсомино в Стране Лжецов.

Гераскин В стране невыученных уроков.

Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома.

И. Пивоварова. О чём думала моя голова.

$Сентон- Томпсон. Королевская аналостанка.

Ю. Коваль. Шамайка.

Ю. Олеша. Три Толстяка.

С. Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

Ю. Алешковский. Кыш и два портфеля.

Г. Садовников. Продавец приключений.

Алексин. В стране вечных каникул.

М. Киселёва. Веселый третий.

$Ф. Зальтен. Бемби.

В. Постников. Новые приключения Карандаша и Самоделкина.

В. Губарев. Королевство кривых зеркал.

Якубенко. Волшебные перья Арахиса.

Кир Булычев. Заграничная принцесса.

$И. Христолюбова. Топало.

Воробьёв.Капризка.

Мошковский. Заблудившийся звездолет.

Ю. Ермолаев. Дом отважных трусишек.

Л. Чарская. Смела$я жизнь

Ю. Сотник. Машка Самбо и Заноза.

Список книг для внеклассного чтения 4класс

Н. Сладков. Планета Чудес, или Невероятные приключения путешественника Парамона.

$Астафьев. Дядя Кузя куриный начальник.

А. Зарецкий. А. Труханов. А я был в компьютерном городе.

И. Токмакова. Аля, Кляксич и буква А.

А. Семенов. Ябеда-Корябеда и её проделки.

М. Нортон. Добывайки.

Д. Крюс. Тим Талер и проданный смех.

Я.Ларри. Приключения Карика и Вали.

В. Крапивин. Оруженосец Кашка.

К.С.Льюис. Хроники Нарнии.$

Л. Чарская. Сибирочка.

Сентон Томпсон. Маленькие дикари.

Андерсен. Гадкий утенок. И. Дегтярева. Непохожий. (пьеса)

Л. Толстой. Детство.

А. Аверченко. Серёжкин рубль. Рассказы о старой школе.

$Л.Кэрролл. Приключения Алисы в Стране Чудес.

Кир Булычев. Гай-до.

Левшин. Магистр Рассеянных Наук.

Ю. Коваль. Недопесок.

В. Гауф. Карлик$ Нос.

Э. Рауд. Муфта, Полботинка и Моховая Борода.

Кервуд. Бродяги Севера.

Памела Трэвес. Мери Поппинс.

Post Comment