Конспект урока по литературному чтению “Творчество К.И.Чуковского” 2 класс

$

Внеклассное чтение 2 класс

Конспект подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №33 г.Владимира»

Королёва Любовь Петровна

Тема: Творчество К.И.Чуковского

Цель: способствование устойчивому интересу к детской художественной литературе

Задачи:

  • Знакомство учащихся с биографией К.И.Чуковского, расширение представления школьников о произведениях, написанных данным писателем;$

  • Развитие мышления, памяти, воображения, речи, положительной мотивации к учебной деятельности;

  • Развитие интереса к книге;

  • Воспитание уважительного отношения к товарищам.

Оборудование и материалы: ПК, мультимедийный проектор, презе$нтация, выставка книг К.И.Чуковского, фонограмма сказок в исполнении автора, конверты с заданиями для работы в группах.

Ход урока:

Оргмомент.

Слайд 2 Эпиграф «Способность видеть чудеса в обыкновенном – неизменный признак мудрости» Ральф Эмерсон

Какие замечательные слова! А что для каждого из вас означает слово чудо, чудесный, чудеса? А мудрость?

А для меня эти слова характер$изуют мудрого человека, который в своих произведениях рассказывает о чудесах. Кто же этот мудрец?

Посмотрите на выставку. Рассмотрите обложки книг. Что объединяет все эти книги?

Слайд 3. Верно. Это всё книги, автором которых является К.И.Чуковский. Ему и его книгам будет посвящён этот урок.

Что вы можете$ рассказать об этом человеке? Что-то может быть уже знаете?

Тогда давайте расширим свой кругозор и найдём нужную информацию на листочках, которые лежат у вас на столах (работа в группах). Но сделать это не так-то просто. Среди нескольких предложений, которые вы сейчас прочитаете, лишь 1 содержит нужную информацию. Прочитайте и выберите, чтобы всем рассказать.

$

6 групп – 6 листов с заданием, все листы пронумерованы. Группа выбирает 1 человека. 6 человек выходят к доске и встают в том порядке как указано на листке с заданием. (кто читал лист №1 встает первым, лист №2 встаёт вторым и т.д.) Каждый информирует класс, о чём узнал, получается законченный рассказ.

Предлагаю следующие задания для работы в группе:

  1. Как быстро пролетело лето. Корней Иванович Чуковский родился 31 марта 1882 года. На столе лежат книги, пенал, много тетрадей$, краски.

  2. Ярко светит солнышко. Сергей Михалков написал много стихов для детей. Настоящее имя Корнейчуков Николай Васильевич, а К.И.Чуковский – псевдоним.

  3. Жёлтый листочек упал с берёзки. Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения. Писател$ь родился в Санкт-Петербурге.

  4. Детство писатель провёл в городе Одесса. Художник рисует осенние листья. Иван Шишкин – великий русский художник.

  5. Где цветок, там и медок. Не одежда красит человека, а добрые дела. Корней Иванович хорошо знал английский язык.

  6. Долгие годы Чуковский жил и работал в местечке под названием Переделкино. Москва – столица нашей Родины. Предложение состоит из слов.

    $

Все ли слова в рассказе ребят вам знакомы? Что означает слово ПСЕВДОНИМ?

Со многими произведениями для детей К.И.Чуковского вы знакомы уже давно. Попробуйте, переставив буквы, прочитать название некоторых сказок . Слайды 4-9: «Бармалей», «Бибигон», «Крокодил».

Молодцы! А знаете ли вы, что именно со сказки «Крокодил» всё и началось. Однажды К.И. с семьёй возвращался с дачи, и в дороге заболел его сын Коля. $Чтобы его как-то отвлечь К.И. по стук колёс произнёс «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…»

Так и родилось его первое стихотворение.

Попробуйте найти его в кн$игах, представленных на выставке.

Есть и другие сказки, которые Чуковский писал сначала для своих детей, а уж потом их печатали, и с новыми героями знакомились все дети бывшего Советского Союза. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал: «Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

$ А нечистым трубоч$истам

Стыд и срам (2 раза).

Кто узнал сказку? Вот после такого случая появился на свет «Мойдодыр». Попробуйте эту сказку найти на выставке.

А вы хорошо её знаете?

Работа в группах. Выдаются конверты с разрезанными на строки отрывками этой сказки. Необходимо восстановить текст.

Проверка. По$дкрепление картинками на слайде 10.

Слайд 11. А вот ещё 1 отрывок из «Мойдодыра». («ловушка» – представлен отрывок из другой сказки)

Дети читают текст на слайде. Говорят, что это из другой сказки. Из какой? Попробуйте выразительно прочитать.

Слайд 12. На экране фото писателя в окружении детей. А вот как читал свои сказки сам писатель (включается фонограмма, где сам автор читает сказку «Путаница»)

Начало какой сказки $слышали? (щелчок) О чём эта сказка? Почему случилась беда? «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Какой урок юные читатели должны вынести после прочтения этой сказки?

Слайд 13. Иллюстрации к какой сказке на экране? Расставьте их в нужной последовательности (фронтальная работа). По щелчку картинки меняются местами.

Молодцы! Хорошо зн$аете сказки К.И.Ч. Но немногие из ребят знают, что К.И. был не только талантливым писателем, но и умелым переводчиком. Он очень хорошо $знал английский язык и эти 2 умения: сочинять сказки и знание английского языка, помогли ему познакомить советских. А теперь и российских ребят с произведениями английской и американской литературы. Ведь не всегда достаточно перевести слово в слово какое-то произведение, нужно его адаптировать для читателя, родной язык которого русский.

Чтение подготовленными учениками английских песенок «Барабек», «Котауси и мауси»(слайд 14)

$Очень хорошо! Как вы уже догадались. К.И.Ч. отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: В трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, он не любил попусту терять время; он сочинял для детей загадки. Попробуйте их разгадать:

Два коня у меня, два коня,

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная. (коньки) Слайд 15

$

$

Хожу, брожу не по лесам,

А по усам и волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (расчёска) слайд 16

Ах. Не трогайте меня:

Обожгу и без огня! –

Что это? (крапива) слайд 17

Лежу у вас я под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на $мне. (ковёр) слайд 18

В каких из книг с выставки можно найти это загадки? Как догадались? Верно.

Сейчас каждый из вас получит такую книгу и попробует отыскать в ней теперь уже знакомые вам загадки, а может быть и другие.

Са$мостоятельная работа учащихся с книгами –раздатками.

Кто отыскал загадку о коньках? О расчёске? А другие загадки есть? Прочитайте.

К.И. очень любил детей. 2 раза за лето: в начале и в конце, он устраивал для ребят костёр (слайд 19) и приглашал на него известных писателей, конечно же и сам читал свои произведения. В$озможно это было так… (звучит сказка «Айболит» в исполнении автора)

Какую сказку слушали? Кого лечил этот доктор? В какое опасное путешествие он однажды направился? Чем закончилась сказка? Чему она учит?

Попробуйте найти на выставке книгу с этой сказкой.

Какие ещё произведения К.И.Ч. знаем, но о них сегодня не было речи?

$Итог.

Вот и подходит к концу урок. В качестве итога попробуйте продолжить предложения (слайд 20)

Надеюсь, что творчество К.И.Ч. не оставило вас равнодушными и вы обязательно будете читать и перечитывать произведения этого автора. (слайд 21)

Еще записи

Leave a Comment