Конспект урока по литературному чтению "С.А.Есенин «Лебедушка»" 4 класс

Класс: $4

Тема: С.А.Есенин «Лебедушка».

Цель урока: познакомить с произведения С. Есенина “Лебедушка”; раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебёдушка».

Задачи урока:

-формировать навык выразительного чтения;

-развивать речь, творческое воображение;

-воспитывать чуткое и бережное отношение ко всему живому.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: информационный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:

индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник «Литературное чтение 4 класс», словарь С.Ожегова

Дидактические материалы: тест

Средства ТСО: компьютер, проектор, экран.

Программное обеспечение: презентация С.Есенин «Лебедушка».

Этапы урока:

-Организационный.

-Артикуляционная разминка.

-Сообщение темы.

-Работа над новым материалом

-Физкультминутка

-Продолжение работы над новым материалом.

-Работа по группам$

-Итог урока

-Домашнее задание

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся$

I.Организационный момент

(играет музыка) (слайд 1)

Релаксация.

Я улыбаюсь вам, а вы улыбаетесь мне и друг другу. Подумайте как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы все спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра и тепло моей любви. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу, а также отношения к миру, в котором мы живем.

Учащиеся приветствуют учителя и друг друга

II$. Артикуляционная разминка.

-Мы подготовили свои души и сердца для восприятия, а сейчас подготовим наши язычки, для это проведем артикуляционная разминку.

Скороговорка – «Гром» (слайд 2)

Скажи погромче слово “гром”,
Грохочет слово, словно гром.
Скажи потише “шесть мышат”,
И сразу мыши зашуршат.

(1,2 строчки – громко; 3, 4 строчки – ти$хо)

-Молодцы!

- Предлагаю еще поупражняемся в определении логического ударения.

-Прежде чем начнем работать, вспомните,

что называется логическим ударение в русском языке

Логическое ударение - в предложении может выделяться голосом слово, на которое хотят обратить внимание.

(слайд 3)

-Посмотрите на экране. Прочтите каждое предложение, выделяя каждое последующее слово голосом, т.е. ставя ударение.

Черемуха душиста с весною расцвела

$Черемуха душиста с весною расцвела

Черемуха душиста с весною расцвела

Черемуха душиста с весною расцвела

-Молодцы!

$Учащиеся выполняют разминку

Учащиеся читают предложения, выделяя каждое последующее слово голосом

III.Сообщение темы.

-Предлагаю вспомнить, что вы увидели на экране вначале урока? (картины природы)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (ответы детей)

-Мы продолжим сегодня работу над поэтической тетрадью.

-Произведения о природе, каких поэтов вы знае$те? (Рубцова, Кедрина , Пастернака, Есенина)

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Есенина.

Учащиеся знакомятся с темой урока, целями и задачами$

IV.Актуализация знаний.

-Прежде чем мы приступим к работе, вспомним, что мы узнали на прошлом уроке о жизни Есенина.

-А проверим мы ваши знания при помощи теста.

-Дети, скажите, что такое тест? (тест – это задания с вариантами ответов, один из которых правильный)

(Раздаются листочки с тестовым заданием, и объясняется, как выполняется тест.)

Тест

1.Назовите село, где в детские годы жил Есенин?

а)Смирново

$б)Константиново

в)Михайлово

2.Кто были родители Есенина?

а)рабочие

$б)купцы

в)крестьяне

3.Как называется река, на которой находилось село?

а)Ока

б)Клязьма

в)Волга

4.Картины какого художника любил Есенин?

а)Левитан

б)Поленов

в)Васнецов

5.Какое стихотворение Есенина было напечатано в журнале «Мирок»?

а)Осина

$б)Береза

в)Клен

-Проверим тест.

Обменяйтесь листочками и проверьте их.

(слайд 4)

-Я называю правильный ответ, а вы проверяете.

-Кто правильно выполнил задание без ошибок? Молодцы!

-Продолжаем нашу работу дальше.

-Дома вы должны были подготовить понравившееся стихотворение С.Есенина.

-Кто подготовил? Какое стихотворение?

(слайд 5)

-Кому из вас понравилось стихотворен$ие «Береза»?

-Кто еще подготовил другое стихотворение?

(чтецам выставляются оценки)

-Молодцы!

-Я думаю, что остальные ребята тоже готовы.

-Сейчас мы проведем$ с вами игру. Ваша задача отгадать название стихотворения С.Есенина.

Тихо дремлет река

Темный бор не шумит

Соловей не поет,

И деркач не кричит

(«Ночь»)

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка

(«Воробышки»)

Задремали звезды золотые.

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

$ («С добрым утром!»)

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

(«Нивы сжаты, рощи голы»)

-Молодцы! Вы хорошо помните стихи Есенина.

$

Учащиеся выполняют задания теста

$

Учащиеся работают в паре, проверяя тест соседа по парте

Учащиеся читают наизусть, выбранное стихотворение.

Учащиеся отгадывают название стихотворения

V.Работа над новым материалом

-Продолжаем наш урок.

-Прослушайте отрывок из сказки. Подумайте, о ком идет речь в этом отрывке?

(Читается отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»)

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает-

$А во лбу звезда горит.

$

-О какой царевне говорится в этом отрывке? (Царевне-«Лебедь»).

-Как называется эта сказка и кто ее автор?

-Молодцы!

-Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением С.Есенина «Лебедушка».

Я буду читать, а вы подумайте, какое впечатление производит на вас это стихотворение. Какие мысли возникают?

Чтение стихотворения учителем ( слайд 6, фильм).

Учащиеся слушают. Делятся своими впечатлениями

VI. Физкультминутка

Глазки видят все вокруг

$Обведу глазами круг

Глазкам видеть все дано

Где окно и где крыльцо

$Обведу я снова круг

Посмотрю на мир вокруг

Учащиеся выполняют физкультминутку для глаз

VII.Продолжение работы над новым материалом.

1.Работа над произведением.

-Вы прослушали стихотворение. Как вы думаете, сколько частей в этом произведении?

$(слайд 7)

-Давайте с вами начнем чтение произведения и разделим его на части, выделите по ходу чтения слова, вызвавшие у вас затруднения.

-Как вы думаете, 1 часть закончена? Какими слова заканчивается 1 часть?

-Как ее можно озаглавить? (Лебедь и лебежатушки…..)

2.Словарная работа.

-Какие слова вам незнакомы? Как вы их понимаете?

-Предлагаю посмотреть толкование этих слов в словаре С.Ожегова. (слайд 8)

Заводь

Затон

Цветы лазоревы

Ватага

$-Теперь перед тем, как мы начнем работу над таким большим и серьезным произведение, повторим литературные термины, которые нам пригодятся в работе, а поможет нам в этом волшебная корзинка.

-Посмотрите на экран.

(слайд 9)

$Кто вспомнил это термин?

Метафора - оборот речи – употребление слов в переносном смысле, на основе аналогичного сходства, сравнения.

Олицетворение- воплощение каких-нибудь черт о живом существе. Выразить представить в образе живого существа.

Сравнение - слово или выражение содержащее уподобление одного предмета другим, одна ситуация другой.

Эпитет – образное художественное определение (в народной словесности, например синее море, златы кудри и т.д)

3.Работа с текстов

-Мы повторили термины. Сегодня на уроке мы будем работать с метафорой и олицетворением. А на следующем уроке будем находить в стихотворении эпитеты и сравнения.

-Продолжим работу с текстом.

$-Скажите ребята, какое время суток отражено в произведении?

-Докажите строчками из стихотворения, что это было раннее утро (1,2,3 четверостишье).

-Кто появился на озере в это раннее утро? Найдите в тексте?

-Прочитайте описание заводи.

-Как вела лебедушка себя на лугу.

-А теперь пораб$отаем над литературными терминами. Первый термин Метафора. Найдите его в тексте.

-Следующий олицетворение.

-Молодцы!

4.Работа по группам

-Мы с вами прочитали 1 часть, нашли метафору, олицетворение.

- А теперь выполним следующее задание, связанное с русским языком. В стихотворении много сложных и устарелых слов.

-Работу будем$ выполнять по группам.

1 группа – находят сложные слова, которые состоят из двух корней.

2 группа – устаревшие формы глагола, оканчивающиеся на –ся.

-Прежде чем вы начнете работать. Вспомните из русского языка, какие слова называются сложными ?

А устаревшие формы глагола?

-Проверяем ваши ответы. $(слайд 10)

1 группа – златотканые, тихозвонный, чужедальний, белоснежная;

2 группа – шепталися, осыпалися, скрывалися, развивалися, грелася, притаилася.

5.Работа с иллюстрациями.

-А сейчас ребятки посмотрите на рисунки в учебнике на странице 121-122. Опишите их.

-А какие бы вы нарисовали иллюстрации к 1 части произведения?

ответы учащихся

учащиеся читают и выделяют 1часть, обозначают слова

$

учащиеся читают и говорят, как они понимают смысл слов

учащиеся читают толкование слов

учащиеся дают определение литературным терминам

Ответы учащихся

$Учащиеся находят и читают четверостишья

Учащиеся находят в тексте метафору и олицетворение

Учащиеся выполняют задание

учащиеся даю словесное описание своих работ

VIII$.Итог урока

Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке.

-Мы хорошо поработали, подведем итог нашего урока.

Раскройте смысл пословицы:

При солнышке тепло – при матери добро. (слайд 11)

Подходит ли эта пословица к стихотворению Есенина

-Почему Есенин назвал свое стихотворение «Лебедушка$»

В завершении нашего урока, предлагаю послушать, как лирические стихи Есенина ложатся на музыку.

(слайд 12)

Всем спасибо за работу на уроке!

Выставление оценок.

$Учащиеся слушают отрывок песни «Отговорила роща золотая» в исполнении Н.Кадышевой

IX. Домашнее задание

-Поработать над выразительным чтением 1 части. Нарисовать иллюстрацию.

Post Comment