Конспект урока по литературному чтению «Рифма и смысл» 1 класс

Коровина Л.А.,

учитель начальных классов

$МБОУ «Большеусинская СОШ»

 Урок литературного чтения, 1 класс

Тема: «Рифма и смысл» (на основе произведения Н.Н.Носова «Приключения Незнайки» (отрывок)

Цель: Выяснить «секрет» построения стихотворения.

Тип урока: открытия нового знания

Образовательная технология: технология продуктивного чтения

Задачи:

$ - выявить особенности стихотворных произведений: рифма и смысл;

- развивать умение находить рифму в стихотворных строчках;

Планируемые результаты:

Личностные:

-развитие читательской самостоятельности

Предметные :

-научатся находить рифму в стихотворных строчках;

-самостоятельно определять стихотворный жанр произведения;

Метапредметные:

- дети научатся читать стихи , понимать их содержание, пользоваться словарём учебника , понимать вопросы к стихам; анализировать доступные по содержанию стихотворные тексты (познавательные);

-научатся общаться в совместной деятельности (коммуникативные);

- научатся ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность (регулятивные).

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 1 класс» (2 часть) Н. А. Чураковой, тетрадь на печатной основе О. В. Малаховской,

карточки – помощники, иллюстрации из произведений Н.Н.Носова, портрет писателя, песня «Если с другом вышел в путь…»

$ Ход урока:

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Работа с текстом до чтения

$

1

Мотивация, самоопределение к деятельности.

- Добрый день, я рада всех видеть. А какое слово-приветствие мы чаще других употребляем в речи?

- Что значит это слово?

- Здравствуйте, дети! Здравствуй$, урок!

- Ребята, а каким бы вы хотели, чтобы у нас получился урок?

 - Как вы поможете мне, чтобы у нас получился такой урок?

 

 - Здравствуйте!

 

- Пожелание здоровья.

 

 - Интересным, добрым, весёлым.

 

 - Будем внимательными, старательными.

Личностные:

самоопределение;

2

$

Актуализация знаний.

 

Звучит песня: «Если с другом вышел в путь…»

- Хорошо ли, когда у тебя много друзей?

$

 - Примете меня к себе в друзья?

- А в какие игры вы любите играть с друзьями?

- Давайте вспомним, в какие игры любили играть эти персонажи:

- иллюстрация из рассказа «Затейники»;

- иллюстрация из рассказа «На горке»;

- иллюстрация из рассказа «Живая шляпа»;

- иллюстрация из сказки «Приключения Незнайки».

  - Да, в дороге с другом веселее, и ни какие трудности не страшны.

 - Да

 

отвечают

 

  - Валя и Петя – в «Три поросёнка»

- Котька любил кататься с горки.

- Володя и Вадик кидали картошкой по шляпе.

$- Незнайка любил придумывать разные игры.

Регулятивные: умение сохранять поставленную задачу;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью

$

3

Введение в тему

- Что объединяет все иллюстрации? Показываю портрет Н.Н.Носова.

- К каким произведениям?

- Николай Николаевич Носов написал много интересных, смешных и поучительных рассказов и сказок, которые любят и взрослые, и дети.

- Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

- Это всё иллюстрации к произведе$ниям Н.Н.Носова.

 

 

 

 

                

 «Знакомство с произведениями Н.Носова».

4

Постановка цели, задач урока

- Каждый человек перед началом своей работы$ ставит цель.

Знаю, что первоклассники открывают секрет пещеры «Эхо» и уже знают, что всегда должно быть в стихах?  

 - Значит, какую цель мы поставим?

- Наша цель - обращаю внимание на запись (на доске: Стих: рифма + ?), продолжите мысль...

 

 

 

 - Рифма. Это созвучные концы стихотворных строк.

 

- узнать, что ещё есть в стихе кроме рифмы.

Работа с текстом во время чтения$

5

Открытие детьми нового знания.

1)Отработка навыка чтения.

2) Работа над иллюстрацией

3)Чтение учителем 1 части. Работа над содержанием.

4) Чтение учителем 2 части. Работа над содержанием.

5) Чтение учителем 3 части. Работа над содержанием.

$6) Чтение учителем 4 части. Работа над содержанием.

$

- Послушайте стихотворение, о ком оно?

Целый день гуляю я в городе Цветочном.

А друзей имею я миллион – уж точно!

В огромной шляпе голубой

Хожу, любуюсь я собой.

Каждый новый день со мной

Что-то происходит.

Каждый-каждый новый день чудеса приводит.$

- Хотите узнать, что приключилось с Незнайкой на этот раз?

- Как можем узнать?

стр. 19 – 20 рабочей тетради.

- Прочитаем хором.

- Рассмотрите иллюстрации и скажите, кого из героев этой сказки вы узнали?

-Кем решил стать Незнайка?

-Кому он посвятил первые стихи?

-Почему Знайке не понравились его стихи?

-Почему Торопыжке не понравились стихи Незнайки?

$

-Какие стихи не одобрил Авоська? Почему?

-Понравилась ли вам сказка?

 - Как Незнайка объяснил, почему он многое в стихах выдумал?

 

- Она грустная или весёлая?

- Что показалось смешным?

 

- Вы запомнили, про кого сочинял Незнайка стихи?

 

- Какое настроение у вас осталось после прочтения отрывка из сказки?

- Что такое юмор? Найдите объяснение этого слова в толковом словаре.

- Чем юмор отличается от сатиры?

-А у Незнайки юмористические или сатирические стихи?

 

 

 

 

 

 

  - Это Незнайка.

$

 - Да

 - Прочитать.

 

 

- Эти герои из сказки Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

- В очках – это Знайка.

- Человечек в халате доктора – это Доктор Пилюлькин.

-- Самый главный герой сказки Незнайка – в большой шляпе.

-Он сказал, что не глотал никакого утюга.

Делятся впечатлениями$

 - Для рифмы.

- Весёлая

- Незнайкины стихи

 

- Про Знайку, Торопыжку и Авоську.

 

 

-Шутливое, задорное, веселое, юмористическое.

- «Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо».

-«Сатира - художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности».

-Юмористические

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, доказательство.

Личностные: нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои$ мысли, владение монологической и диалогической речью

Работа с текстом после чтения

7)Знакомство с писателем Н. Носовым

Все книги Носова. наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. И $вместе с тем он очень просто, доступно сообщает что-то интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Писателем он стал не сразу. Носов говорил: “Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было много о чём порассказать людям”. Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы,

$

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания. Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью

6

Физминутка

Игра «Добавлялки»

Ра-ра-ра – начинается … (игра).

$Ры-ры-ры – у мальчика …(шары).

Ро-ро-ро – у Маши новое…(ведро).

Ру-ру-ру – продолжаем мы…(игру).

Ре-ре-ре – стоит домик на…(горе).

Ар-ар-ар – кипит наш…(самовар).

Ор-ор-ор – созрел красный…( помидор).

Лу-лу-лу – сидит кот в …(углу).

Ша-ша-ша – мама моет …(малыша).

Жа-жажа – есть иголки у …(ежа).

Жу-жу-жу – молока дадим…(ежу).

Са-са-са в лесу бегает…(лиса).

Су-су-су – было холодно в …(лесу).

От-от-от – спит в болоте … (бегемот).

7

$

Работа по теме урока

Работа в парах

- Прочитайте в тексте слова, которые Незнайка срифмовал.

- На карточках подчеркните цветным карандашом рифмующиеся слова.

- Проверим, получилась ли рифма у начинающего поэта?

- Почему Незнайка решил больше не сочинять стихов?

 

- Можно ли сказать, что главное в стихах – это рифма – спрашивает Кот?

  - Ответили мы на вопрос урока?

$

читают

 

 подчёркивают

 - Да.

 

- Они не понравились коротышкам.

 

- Нет, стихи не должны быть обидными, в них должен быть смысл.

- Да.

 

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в $устной форме, умение структурировать знания. Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью

8

Закрепление

- Сейчас прочитайте самостоятельно рассказ. Приготовьтесь выполнить проверочный тест.

1.Укажи, о ком Незнайка сочинил эти стихи:

шел гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

  • О Торопыжке

  • О Знайке

  • Об Авоське

  • О Цветике.$

2.Укажи, кому принадлежат слова:

Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.

  • Знайке

  • Авоське

  • Цветик

  • Торопыжка.

3. Кто такой Цветик?

  • Поэт

  • Музыкант

  • Художник

  • Механик

4. Что такое рифма?

        • Два слова, связанные между собой по смыслу.

        • Звуковой повтор в конце строчек стихотворения

        • Слово или несколько слов, с$вязанных по смыслу.

        • Два или несколько предложений, связанных по смыслу.

5. Найдите рифму к слову Коротышки.

  • Улыбка

  • Маленькие

  • Сказки

  • Малышки.

$

9

Итог урока

- В чём потренировались на уроке?

 

  - Напомните цель урока.

 

- как вы на него ответите?

 

- Оцените свою работу на уроке. Отдайте свой голос одному из героев сказки

Кто много узнал, и ему было интересно на уроке – голос Знайке.

Кто что-то не понял – голос Ворчуну.

Кому всё равно, как прошёл урок – голос Молчуну.

- Были ли мы настоящи$ми друзьями? Спасибо вам за работу.

- В подборе рифмы

 

 

- узнать, что есть в стихе, кроме рифмы.

 

- Смысл.

Регул$ятивные: самооценка

Список используемой литературы:

  1. Литературное чтение 1кл.: Методическое пособие Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская - .: Академкнига/ Учебник, 2011. – 104 с.

  2. Ресурсы интернета.

 

 

Post Comment