Конспект урока по теме «А. Барков, «Пожарник Карл»

С пециальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида, г. Нягань

Учитель русского языка и чтения Шилина Алеся Борисовна.

Конспект урока по теме «А. Барков, «Пожарник Карл»

Цели: учить делить текст на части, передавать содержание по плану; коррекция связной устной речи; коррекция внимания, мышления посредством упражнений; воспитывать желание любить всё живое, помогать слабым и беззащитным жив$отным (птицам).

Наглядность: таблица слогосочетаний; иллюстрации с изображением птиц, домашних животных;

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Мы урок начнём с разминки,

Выпрямляем свои спинки.

На носочках потянул$ись,

Вправо-влево повернулись

И друг другу улыбнулись,

Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать.

— Плоховато рассказали, сделаем речевую гимнастику, тогда лучше, чётче будете произносить слова.

2. Речевая гимнастика:

  • дыхательные упражнения;

  • артикуляционная гимнастика;

  • чтение слогосочетаний;

  • чтение скороговорки.

— На иве галка.

На берегу — галька.

  1. Коррекционное упражнение «Четвёртый$ лишний».

— Какая картинка лишняя?

— Почему?

(Корова, лошадь, овца, сорока. Лишняя картинка — сорока.)

$

Ребята, вспомните, о какой птице мы говорили на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы говорили об одной из разновидностей птиц из семейства врановых – галке. Галка – персонаж произведения А. Баркова.)

  1. Работа с текстом.

— Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с произведением А. Баркова «Пожарник Карл», в котором одним $из героев был галчонок Карл. Вспомним содержание рассказа.

4. Работа по вопросам:

  • Расскажите, как у мальчика появился галчонок Карл?

  • Как вёл себя галчонок в доме?

  • Как галчонок ходил с хозяином за водой?

  • Где Карл устроил себе гнездо? Как оно выглядело?

5.Сообщение темы.

— Сегодня мы ещё раз обратимся к тексту рассказа, прочитаем, но читать будем, деля рассказ на части, затем передадим $содержание рассказа по плану.

— Озаглавливать части не будем, так как план готов – с. 135. (Знакомимся с планом.)

  1. Словарная работа.

— Перед чтением произведения, вспомним “хитрые слова”, объясним значение этих слов:

— взъерошенный – растрёпанный, взлохмаченный;

— бедолага – бедняга;

— медный умывальник – изготовлен из меди (медь – сплав железа и меди);

$- коромысло – предмет для ношения двух вёдер на плече — толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах;

— сруб – стены рубленого деревянного сооружения, собранные из обработанных брёвен;

— шальной ветер – сильный$, быстрый;

— бадья – большое ведро;

— нахохлился — съёжился, втянув голову, взъерошив перья.

(Слова читаем хором, обращая внимание на ударение. Дети объясняют смысловое значение слов.)

— А сейчас все закрыли глазки, открыли и наблюдаем за картинками, на которых изображены птицы…

7. Гимнастика для глаз «Что за птицы?»

(Иллюстрации с изображением птиц размещены в разных частях классной доски.)

  1. Чтение рассказа и деление его на части.

с. 133.

$

(Один из учащихся читает I часть рассказа, совместно с учащимися озаглавливаем часть по плану, передача части, затем читаем следующую часть .)

— Ребята, как называется первая часть? (Читаем, делим…)

План.

1. В доме поселился галчонок Карл.

  1. Забавы галчонка.

9. Физминутка «Если…». $(Птицы – хлопок, животные – приседаем.)

  1. Карл ходит за водой.

  2. Гнездо Карла.

  3. Карл – пожарник.

10. Итог урока:

— Какое произведение читали?

— Кто автор этого произведения?

$

11. Закрепление. Упражнение на внимание «Найди среди других птиц – галку».

Опишите внешний вид птиц — галочек.

— Видели ли вы этих птиц?

— За какими птицами наблюдали? Что заметили?

— Давайте учиться наблюдать за $животными, птицами, растениями и делиться впечатлениями. Помогать.

— Как называется раздел, из которого изучили произведение? («Люби всё живое».)

12. Оценивание учащихся.

13. Д./з. с. 136, самостоятельно прочитать рассказ Г. Скребицкого «Медвежонок» и подумать, о чём в нём говорится. (Запись домашнего задания в дневники.)

Источники материалов

1. Чтение . 4$ класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Воронкова В.В.- М: «Владос», 2007 — 128 с.

2. Русский язык и чтение, 5 – 7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения / авт.-сост. М.Е. Прокопенко. – Волгоград: Учитель, 2009 – 208 с.

3. Животный мир$ в картинках. – М.: «Русское энциклопедическое товарищество, 2003 г. – 64 с.

4. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 58 с.

Еще записи

Leave a Comment