Конспект урока в 4 классе «Анализ басни И.А.Крылова «Крестьянин и змея»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12

ЗАТО г. Североморска Мурманской области

184600 Мурманская область, г. Североморск,

ул. Душенова, д.19а,

тел. 8 ($81537) 4-54-74

Конспект урока в 4 классе

«Анализ басни И.А.Крылова

$ «Крестьянин и змея»

Подготовила

учитель начальных классов

Кравченко Елена Владимировна

Североморск 2011

Цели: 1. Продолжить изучение литературного жанра «басня» на примере басни И.А.Крылова.

2. Развивать умение беглого, сознательного, выразительного чтения. Развивать умение классифицировать по самостоятельно найденному основанию. Развивать и активизировать словарный запас учащихся.

3. Формировать культуру речевого общения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

II. Введение в тему урок$а.

  1. Прежде, чем начать урок и объявить тему, я загадаю вам слово, которое и будет являться ключевым к началу урока:

  • Первая буква является парной к букве, обозначающей звук [п]→Б

  • $

    Вторая- первая буква алфавита →А

  • Третья – находится в… ряду, слева… → С

  • Четвёртая – стоит между буквами М, С →Н

  • Пятая - последняя буква алфавита→Я

Прочтите получившееся слово - «Басня».

  1. Особенности жанра «басня».

-Что такое басня? (литературный жанр)

-Какие литературные жанры вам ещё известны? (стихи, рассказы, былины, сказки и т.д.)

-Чем отличается басня от всех литературных жанров? Каковы характерные особенности басни? (сатира, аллегория, мораль)

3. Раскрытие понятия «аллегория»

- Что такое аллегория? (иносказание - изображение отвлечённых понятий какими-либо образами, это чаще всего образы животных)

$- Что же изображают животные в баснях? (человеческие недостатки или достоинства)

Игра:

- Прочтите слова 1 столбика, назовите одним словом (животные)

- Прочтите слова 2 столбика, что они обозначают (черты характера)

- Попробуйте соединить образ животного с тем человеческим недостатком или достоинством, который олицетворяет этот персонаж:

Ворона

Лисица

Стрекоза

Осёл

Муравей

упрямство

лень

трудолюбие

глупость

хитрость

- Итак, каковы же характерные особенности басни? (ответы детей)

III. Знакомство с автором.

  1. Ещё раз прочтите названия животных. В произведениях какого автора они вам уже встречались? Назовите басни И.А.Крылова, котор$ые мы уже изучали.

2. Викторина (Детям раздают листки с записанными на них отрывками басен И.А.Крылова. Каждый, получивший записку, читает её, остальные ребята отгадываю басню, из которой прозвучал отрывок.)

Отрывки: 1. «Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право сказки!» («Ворона и лисица»)

2. «Не оставь меня, кум милой

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней»

$ Прокорми и обогрей!» («Стрекоза и муравей»)

3.«Вот то-то мне и духу придаёт,

что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.» («Слон и Моська»)

4.«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье,

И уши ваших понежней, -

Им отвечает соловей,-…» («Квартет»).

$ 5. «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука» («Лебедь, рак и щука»)

$ - Итак, викторина показала, что с баснями И.А.Крылова вы знакомы, но что вы знаете о самом авторе?

3. И.А.Крылов – основатель русской национальной басни, современник А.С.Пушкина, директор Петербургской публичной библиотеки. В 1855 году в Летнем саду Санкт-Петербурга был установлен памятник великому баснописцу, средства на который были собраны по всей России. Постамент его украшен рельефами персонажей басен И.А.Крылова (фотографии памятника).

IV. Знакомство с произведением.

  1. Чтение учителем;

  2. Сколько действующих лиц в басне? Назовите их. Кратко перескажите сюжет.

V. Подготовительная работа перед чтением.

1) Дыхательная гимнастика.

- вдох носом, выдох через рот (3 раза);

- вдох, задержка дыхания, выдох (3 раза);

- «летела оса около$ носа: с-с-с»;

- «летела муха около уха: ж-ж-ж»;

- «проползла змея: ш-ш-ш».

2) Артикулярная гимнастика.

- А О У Э И – найдите лишнюю букву. Почему она лишняя?

$ - А Я Е Ё О У Ю – на какие 2 группы можно разделить?

- Читаем на выдохе звуки [П Т К З Р М В Д Г Б Ф К З Р Ч] + [У]

- Читаем слоги по порядку, вразнобой.

3) Упражнения в скорочтении.

Ш

нур

таб

лем

ШУ

м

тка

бка

ША-ША-ША МАМА МОЕТ МАЛЫ…

$ ШУ-ШУ-ШУ Я ПИСЬМО ДОМОЙ ПИ…

ЖА-ЖА-ЖА ЭТА ЧАШКА ДЛЯ

ЖУ-ЖУ-ЖУ МОЛОКО ДАДИМ

  1. Чтение по таблице – треугольнику.

$ Т А

Т О

Т Ы

Т И

Т У

  1. Фотоглаз.

  2. $

Змея

Кузнечик

Жаворонок

Крестьянин

поёт

шипит

стрекочет

- Какие слова запомнили?

- На какие 2 группы можно разделить слова?

- Какое слово в 1 столбике лишнее? Почему?

- Соедини связанные по смыслу слова из 1 и 2 столбиков.

VI. Чтение басни учащимися.

  1. Жужжащее чтение.

- Обратите внимание на непонятные для вас слова.

2) Словарная работа.

«Крестьянин» – сельский житель, занимающийся возделыванием земли и разведением сельскохозяйственных$ животных. (Придумайте предложение с этим словом).

«Стеречься» (Подберите синоним – «бояться»).

«Обух» - тупая сторона острого орудия, обычно на топоре (показать).

«Личина» - то же, что и маска.

3) Чтение за лидером.

4) Анализ басни.

- Что олицетворяет образ Змеи?

- Почему крестьянин отказал змее в дружбе?

5) Выборочное чтение.

$- Прочтите отрывок, в котором говорится о том, с какой просьбой обратилась Змея?

- Как ответил крестьянин на просьбу Змеи?

Найдите в тексте.

  1. $Работа с моралью.

- Читаем 1-ю строчку (как понимаете, объясните), 2-ю, 3-ю.

- Читаем мораль басни целиком.

VII. Подготовка к выразительному чтению.

- Кто является главным персонажем басни? (Змея).

- Произнесем это слово с интонацией:

удивления;

восхищения;

вопроса;

осторожности;

грусти.

- Какая интонация более всего подходит для этой басни?

VIII. $Выразительное чтение басни.

  1. Чтение хорошо читающими учащимися;

  2. Чтение басни по ролям.

IX. Итог урока.

$

Список использованной литературы:

  1. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1-4 классы). – М.:ВАКО, 2005

  2. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. пособие для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов. Санкт-Петербург СПЕЦЛИТ, 1999

  3. Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 4 класс$.- М.: ВАКО, 2007

Post Comment