Литературная викторина “Путешествие в страну Литературию”

МБОУ «Макуловская СОШ»

Верхнеуслонского района Республики Татарстан

Литературная викторина

«Путешествие в страну Литературию»

$

$Учитель русского языка и литературы

Белкина Татьяна Алексеевна

Литературная викторина

«Путешествие в страну Литературию».

Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся 5-7 классов

через внеклассную работу по литературе.

Девиз: «Не зарывай свои таланты»

Оформление: красочно оформленная карта страны Литературии, выставка

книг, по содержанию которых составлены вопросы викторины,

плакат с девизом игры.

Ведущий

Не наяву и не во сне, без страха и без робости

Мы часто бродим по стране, которой нет на глобусе.

На карту$ не нанесена, но знаем ты и я,

Что есть страна, что есть страна – Литературия.

Дорогие ребята, сегодня, как вы уже догадались, мы отправимся в страну Литературию, где вас ждут встречи с героями замечательных книг русской и зарубежной литературы. Именно сегодня вам пригодятся все ваши знания, эрудиция и талант. Знаете притчу, в которой говорится о зарытых талантах? Хорошо, я вам её расскажу. Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своём состоянии. Одному он дал 5 талантов (5 серебряных монет, имевших хождение в античную эпоху$), другому –3, третьему – 1. Двое хорошо потрудились и преумножили состояние хозяина. Третий раб, ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю. Трудолюбие первых двух было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им все заработанные деньги. У нерадивого же он отобрал и последнее…

Сейчас я вручу каждой команде по 10 «талантов». Это ваш начальный капитал. Во время игры каждая команда при правильном ответе будет получать один «талант», при неправильном – отдавать. По количеству набранных талантов и определится победитель. Прежде чем мы отправимся в путешествие в страну Литературию, я предлагаю провести литературную разминку. Каждая команда должна ответить на мои вопросы.

Литературная разминка.

( Команды по очереди отвечают на вопросы. На размышление – 10 секунд).

  1. В каком рассказе А.П.Чехова одной из гла$вных героинь была собака – помесь таксы с дворняжкой? («Каштанка»)

  2. Сколько раз Гвидон летал в царство Салтана, в кого он при этом превращался?

(3 раза; превращался в комара, в муху, в шмеля)

  1. Что требовала старуха от золотой рыбки в сказке А.С.Пушкина? (Новое корыто, избу, хотела стать столбовою дворянкой, царицей, владычицей

морскою)

  1. Как звали главного героя повести Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда он летал на чёрте?

(Кузнец Вакула летал на чёрте в Петербург за царскими черевичками)

    $

  1. О ком идёт речь в следующем отрывке? Как называется произведение? Кто его автор?

А) Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идёт

Попарно, чинно, сколь возможно

Седую бороду несёт.

(Черномор, «Руслан и Людмила», А.С.Пушкин)

Б) Молодой туземец родом из Южной Африки был приговорён к смерти, но спасён человеком, который жил в одиночестве несколько лет.

(Пятница, «Робинзон Крузо», Д.Дефо)

В) Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки,

Надевать он стал пальто,

Говорят ему – не то…

(Рассеянный, «Вот такой рассеянный», С.Маршак)

$Г) Среднего роста,

Плечистый и крепкий,

Ходит он в белой

Футболке и кепке,

Знак ГТО на груди у него.

Больше не знают о нём ничего.

(Неизвестный герой, «Рассказ о неизвестном герое», С.Маршак)

I. Остановка «Долина сказок»

(Задание проводится под девизом: «Кто быстрее»).

  1. У него были налажены связи и с уголовным миром, и с миром богемы, а прославиться он собирался, играя роль самого себя. (Буратино)

  2. Именно его Балда назвал меньшим братом. (Заяц)

  3. Эту песенку напевала самая знаменитая белка. («Во саду ли в огороде»)

  4. Чтобы их победить, пришлось попить киселя и поесть яблок. (Гуси-лебеди)

  5. С этой просьбой обратился Лев к Гудвину Великому. (Попросил смелости)

  6. Пантера назвала его безногим, жёлтым земляным червём, а поплатились $за это Бандер-Логи. (Удав Каа)

  7. Об этой бесконечной сказке знают все, помнят её считанные единицы, а её герой – просто скотина! («Сказка про белого бычка»)

  8. Его выкормили волки, а воспитал медведь. (Маугли)

II. Остановка «Плоскогорье Загадки Маршака».

(Каждая команда получает кроссворд, составленный по загадкам С.Я.Маршака).

$

1

10

2

$

3

$

4

5

$

6

$

7

8

$

$

9

  1. Она меня впускает в дом

И выпускает вон.

В ночное время под замком

Она хранит мой сон.

Она ни в город, ни во двор

Не просится гулять.

На миг заглянет в коридор –

И в комнату опять. (Дверь)

  1. Под новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днём терял он вес

$И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

  1. Самый бойкий я рабочий

В мастерской

Колочу я что есть мочи

День-деньской. (Молоток)

  1. Как завижу лежебоку,

Что валяется без проку,

Я прижму его к доске

Да как стукну по башке!

В доску спрячется бедняжка –

Чуть видна его фуражка. (Гвоздь)

  1. $За стеклянной дверцей

Бьётся чьё-то сердце –

Тихо так.

Тихо так. (Часы)

  1. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седёлка на носу. (Очки)

  1. Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

$

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб. (Пила)

  1. Меня спроси,

Как я тружусь,

Вокруг оси своей кружусь. (Колесо)

  1. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

  1. Я конём рогатым правлю.

Если этого коня

Я к забору не приставлю,

Упадёт он без меня. (Велосипед)

III. Остановка «Низменность книголюбов».

( «Заморочки из бочки». Команды по очереди достают «бочки» с вопросами)

  1. За сколько лет должен был Балда собрать оброк с чертей? (За 3 года)

  2. Откуда пришла беда в царство Дадона? (С Востока)

  3. какое учёное звание имел Карабас Барабас? (Доктор кукольных наук)

  4. Сколько лет рыбачил старик? (33 года)

  5. Кто помог царевичу Елисею найти невесту? (Ветер)

  6. Машина каких героев заправлялась сахарным сиропом? (Шпунтика и Винтика)

  7. Основное занятие старухи – жены рыбака. (Пряжа)

    $

  8. Что делали из ореховых скорлупок? (Монеты)

  9. На чём сидел золотой петушок? (На спице)

  10. Что означает слово Буратино на итальянском языке? (Деревянная кукла)

  11. Кто мог при езде обходиться половиной лошади? ( Мюнхгаузен)

  12. В какой стране и на каком поле можно было собрать большой урожай денег? (Поле чудес. «Золотой ключик» Толстого)$

  13. В какой популярной сказке Волкова мы встречаемся с трусливым львом? («Волшебник изумрудного города»)

  14. В каком произведении говорится о лечении бородавок с помощью кошки? («Приключения Тома Сойера»)

  15. В каком художественном произведении улыбка гуляла сама по себе? («Алиса в стране чудес»)

  16. как звали трёх поросят из одноимённой сказки? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)

IV. Остановка «Поэтическая равнина».

Написать за 5 минут стихотворение по данным рифмам.

_________посланец __________красиво

_________рассказ __________рад

_________танец __________счастливый

_________глаз __________парад

V. Остановка «Город мудрецов»

Пословицы и поговорки. Эти маленькие мудрые изречения веками учили и воспитывали целые поколения. Пословица говорит о самом существенном в человеческой жизни. Русские люди уже триста лет назад составляли для себя рукописные сборники пословиц (печатных тогда ещё не было). Пословицы хотелось помнить. А ведь стихи запоминаются лучше, чем проза. Поэтому пословицы оттачивали так, чтобы они были похожи на стихотворные строки: «Дружба и братство дороже богатств$а», «Любишь браниться – люби и мириться».

Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно:

Пословица недаром молвится.

Глупая речь не пословица.

Пословица – всем делам помощница.

Пословица век не сломится.

Вам предстоит вспомнить пословицы по их началу.

(Каждая команда получает лист с началом пословиц, которые следует дописать).

  1. Остановка «Пушкиноград»

$Заполни клетки.

1. Персонаж поэмы «Руслан и Людмила».

Н

А

И

Н

А

2. Персонаж сказки «Золотой петушок».

Д

А

$

Д

О

Н

3. Персонаж повести «Станционный смотритель»

В

Ы

Р

И

Н

4. Стихотворение, начинающееся строкой «Подруга дней моих суровых».

Н

Я

Н

$

Е

5.Царь, персонаж одной из сказок Пушкина.

С

А

Л

Т

$А

Н

  1. Название повести из сборника «Повести покойного И.П.Белкина».

М

Е

Т

Е

Л

Ь

  1. Имя дядьки Пушкина.

Н

И

К

Т

А

  1. Имя няни поэта.

А

Р

И

Н

А

9.Персонаж одной из сказок А.С.Пушкина. Имя его вы найдёте в названии сказки.

Б

$

А

$

Л

Д

А

После окончания путешествия подводятся итоги, подсчитывается, сколько талантов набрала каждая команда. Награждение.

Использованная литература

  1. К.П.Алликметс, А.А.Метса. Поговорим, поспорим. Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1991. – 320с.

  2. Л.Л.Бельская. Литературные викторины. М.: Просвещение, 2003. – 301с.

  3. В.А.Ильина. Литературные викторины. Волгоград: Учитель-АСТ, 2001. – 120с.

  4. И.Г.Сухин. 800 загадок, 100 кроссвордов. М.: Новая школа, 1996. – 176с.

  5. Я.Л.Трембовольский, И.В.Чекалов. Ваше слово, эрудиты. М.: Просвещение, 1990. – 144с.

  6. И.В.Шустина. Кроссворды для школьников. Ярославль: Академия развития, 1997. – 128с.

$

Еще записи

Leave a Comment