Правильный выбор педагогических технологий – необходимое условие формирования интереса к обучению литературы

Комм$унальное государственное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Восточно-Казахстанской области, г. Семей

Статья


«Правильный выбор педагогических технологий – необходимое условие формирования интереса к обучению литературы»

$

подготовила

учитель русского языка и литературы

Хусаинова Лариса Зинатуллаевна

$

$

Г. Семей
2014 г.

Правильный выбор педагогических технологий – необходимое условие формирования интереса к обучению литературы.

В связи с тем, что в настоящее время интенсивно развиваются школьные педагогические технологии и появилось много различных направлений, возникает необходимость их анализа и возможного п$рименения. При этом можно отметить, что в одних случаях технологии вырастают из теории, в других случаях технологии вытекают из практики.

При описании школьных педагогических технологий не всегда удается технологически выйти на психические процессы и функции, в частности, на такие процессы, как понимание, принятие. Проблема понимания в психолого-педагогической литературе носит нередко теоретический характер и мало способствует решению практических з$адач школы.

Мои наблюдения по проблеме понимания показали, что и в практике работы школы имеются пробелы. Учащиеся привыкают оперировать словами, не понимая их смысла, и это становится для них нормой, которая приводит к непониманию изучаемого материала и к ут$рате интереса к учению.

Однако, правильный выбор педагогических технологий поможет ликвидировать данные пробелы, добиться оптимального психического напряжения учащихся с различными способностями в зоне ближайшего развития, что положительно скажется на мотивации к учению.

$Многолетние наблюдения заставили меня задуматься о причинах потери многими учащимися интереса к чтению.

Отрадно наблюдать, с какой радостью первоклассники идут в школу. У всех глаза широко открыты, им хочется всё увидеть, всё узнать. Они с любовью берут свои первые учебники, бережно их оборачивают, перелистывают страницы, рассматривают иллюстрации. Так хочется узнать побольше, всё так интересно.

Хорошо, когда интерес к уч$ебе сохраняется на протяжении одиннадцати школьных лет. Идет ученик в первый класс, с радостью, отлично учится одиннадцать лет, мечтая получить специальность. Например, летчика, учителя, врача, и после школы с большим интересов продолжает обучение в институте, получает любимую профессию. Вот он – в идеале:

Х Х Цель

1 класс 11 класс

К сожалению, нередко наблюдения рисуют другую картину:

Х Х Цель

$

1 класс 11 класс

- Препятствия в обучении

$

И в результате ученик, в первом классе мечтавший стать летчиком, учителем…, к одиннадцатому очень далек от этой цели. Он уже готов пойти хоть в какое-нибудь учебное заведение, чтоб хоть какую-нибудь специальность получить.

И нет уже у него интереса ни к учебе, ни к будущей работе.

В чем же причина потери интереса к учебе?$

Начнем с того, что такое образование. Представим формулу образования (обучения) в таком виде:

О = М + С + 5 П

М – это мотивация (побуждение). Мотивация бывает:

С – это содержа$ние информации (информация – это новые данные, сообщения – знания).

Содержания ученик$и всегда получают много. Вопрос в том, как усвоить такое большое количество информации.

1 ППолучение информации – самый плодотворный процесс.

2 П – Перерабатывание информации: отделение ключевой информации от общей, второстепенной.

3 П – Понимание, оно должно пронизывать все шаги обучения.

4 П – помнить ключевую информацию (ненужная и бессмысленная не запомнятся)

5 $П - Применение – это именно то, ради чего организовано обучение.

Самое важное из пяти П, без которого остальные становятся бессмысленными, - это понимание.

Много дает наше образование: богатое содержание, море информации. А как переработать эту информацию, как отделить ключевую от общей? Как разобраться, понять, запомнить нужную. Иными словами, как научить школьника учиться: выбирать и усваивать нужную инфо$рмацию?

К счастью, в наши дни разработаны, осваиваются и внедряются в практику новые технологии обучения.

Что такое технология? Это последовательность шагов при совершении какого-то действия.

Главная помеха в обучении – это мысль: «Я это знаю». Возьмем двух учеников. Один мало знает, как правило, в процессе обучения у него возникает мало вопросов, а чаще их просто не бывает. Поэтому своим умом он соприкасаетс$я с меньшим объемом неизвестного. И это его устраивает. Он считает, что всё уже знает. У другого всегда много вопросов, значит, больше незнания, а стало быть и желания знать больше. Он больше увлечен обучением, ему легче учиться.

Кроме помех, мешают препятствия. Основных препятствий - три.

Первое препятствие. Отсутствие «массы» (наглядности).

Что такое «масса»? это всё, что состоит из материи, энергии. Занимает о$пределенное пространство и существует во времени. Это то, что можно потрогать, увидеть, услышать, попробовать на вкус. Отсутствие «массы» вызывает у ученика различные ощущения. Ученику становится скучно. Дайте е$му «массу», то, что мы называем наглядностью.

Второе препятствие. Нарушение принципа постепенности.

Что такое принцип?

Принцип – это основное научное утверждение.

Технология обучения утверждает, что обучаться надо, соблюдая постепенность. Каждый пропуск $урока – это нарушение принципа постепенности. Нарушение, которое даёт такие неприятные ощущения, как «запутался» и «голова идёт кругом» от обилия информации.

Есть еще одно, самое важное препятствие, - это непонятное слово.

Третье препятствие. Непонятное слово.

Непонятное слово –это слово, которое не понято или неверно понято. Проявления непонятного слова могут по-разному сказываться на физических ощущениях ученика и, как следствие, на желании учиться.

Первое проявление непонятного слова.

$ Встретив непонятное слово, ученик отчетливо ощущает пустоту в голове или чувство усталости. За этим может последовать чрезмерное беспокойство, весь текст становится непонятным. Непонятный текст не запомнится.$

Второе проявление непонятного слова.

Непонятное слово создает у ученика ощущение пустоты и непонимания материала. Непонятные слова накапливаются, пустота растет. Ученику хочется избавиться от ощущения пустоты. Для этого он успокаивает себя тем, что этот предмет – не самое главное в жизни, или – «мне это не понадобится».результатом второго проявления непонятного слова является «бегство от учебы». Непонятное слово – самое значительное препятствие в обуче$нии.

Непонятное слово определяет способности человека в той или иной сфере деятельности или недостаток этих способностей.

Интеллект отстающих понижается с каждым учебным годом, потому что каждый год они добавляют еще несколько десятков сокрушающих непонятных слов к уже запутанному словарному запасу, и никто никогда не заставлял их посмотреть значение этих слов.

Самое первое непонятное слово в $каком-либо предмете – ключ к последующим непонятным словом в этом предмете.

Об этом должен помнить учитель, особенно литературы, готовясь к каждому уроку, потому что с чтения, с понимания текста появляется или исчезает интерес к учебе.

Встает вопрос: «Как?» Как сделать словесный материал наглядным, как оживить урок, как активизировать мыслительную деятельность учащихся$, как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым?

Поиски ответов на эти вопросы заставили меня обратиться к техницизму, свойственному молодежи. Именно техницизм способен не снижать, а стимулировать эстетическое чувство, если к анализу художественного произведения подойти иначе, сов$ременнее.

Сегодня молодые любят конструировать, создавать, разбираться в радиосхемах, порой по-своему их модернизируя, заменяя одну деталь другой.$

А что такое художественное произведение? Это тоже механизм, состоящий из множества «деталей», таинственно взаимодействующих между собой. Чтобы словесный материал уложился в сознании, выбираю ориентацию на анализ ярких узловых деталей.

Такой анализ возможен при использовании опорных схем, в которых тот же материал представлен зримо, наглядно. Эта технология активизирует процесс обучения, помогает разнообразить урок, делает его более запоминающимся, потому что способствует глубокому и последовател$ьному усвоению материала, благодаря схемам, восприятие содержания осуществляется визуально. Схема постепенно раскрывает смысл зашифрованного. Помогает развивать ассоциативное мышление, способность проникать в подтекст. Вырабатывать исследовательские навыки и умения.

Список использованной литературы

  1. Вдовина Л. А. Авторский курс.

  2. $

  3. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Санкт-Петерб$ург, изд. «Каро», 2002 г.

  4. Масленникова А. В. «Традиционные и личностно ориентированные педагогические (образовательные) технологии». Москва, «Практика административной работы в школе», 2003 г.

  5. Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии». М, «Народное образование», 1998 г.

Post Comment