Презентация по литературе на тему «Детский писатель Борис Заходер» скачать бесплатно

Слайд №1

Текст слайда: Жизненный и творческий путь Б. Заходера «Веселые стихи» в творчестве детского поэта «Сказ$ки для людей» Творчество писателя в программе начальной школы


Слайд №2

Текст слайда: Борис Заходер 9 сентября 1918 – 7 ноября 2000 русский советский поэт, детский писатель, переводчи$к, популяризатор мировой детской классики Дом в Комаровке


Слайд №3

Текст слайда: Ж$изненный и творческий путь Бориса Заходера Борис Заходер родился в городе Кагуле (Молдавия) Отец Бориса Заходера работал юристконсулом. Мать Заходера занималась техническими переводами В детстве Борис Заходер, по собственному признанию, был очень$ «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Драться он не любил, зато все время читал и еще… очень любил животных.


Слайд №4

Текст слайда: Жизненный и творческий путь Бориса Заходера В Москве прошло детство писателя. Его очевидная одаренность проявилась рано. В детстве освоил немецкий язык. Борис рано заинтересовался литературой, пр$идумывал сказки и загадки, рассказывал их товарищам, и те слушали его с интересом. Начал свое творчество Б.Заходер с переводов. Мальчишкой, решив «утереть нос Жуковскому», он перевел «Лесного царя» Гете. В 1935 году Заходер окончил школу. Сначала работал на заводе учеником токаря, учился в Московском авиационном институте, потом на биологическом факультете сперва Казанского, потом Московского университетов Он писал стихи, и поэзия постепенно занимала все большее место в его жизни. Борис Владимирови$ч поступает в Литературный институт имени М. Горького. Борис Заходер с группой студентов-добровольцев в 1939 году уходит на финскую войну.


Слайд №5

Текст с$лайда: Жизненный и творческий путь Бориса Заходера С марта по 22 июня 1941 года он продолжает учебу в Ленинституте, пишет стихи, очерки. На Великую Отечественную войну Заходер тоже ушел добровольцем – в первые же дни. В 1946 году вернулся в Москву. И уже через год с отличием окончил Литературный институт. Как детский поэт Заходер дебютировал в журнале «Затейник» в 1947 году с веселым стихотворением «Морской бой» под псевдонимом Б$орис Вест 1955 году вышел первый сборник поэта для ребят «На задней парте». В 1958 году принят в Союз писателей Скончался Борис Владимирович Заходер 7 ноября 2000 г. в Москве


Слайд №6

$

Текст слайда: «Веселые стихи» в творчестве детского поэта Сборники стихов «На задней парте» (1955), «Мартышкино завтра» (1956), «Никто и другие» (1958), «Кто на кого похож» (1960), «Товарищам детям (1966)», «Школа для птенцов» (1970), «Считалия» (1979), «Моя Вообразилия» (1980$), «Если мне подарят лодку» (1981) и др. Пьесы для детского театра: «Ростик в Дремучем Лесу», «Мэри Поппинс» (обе 1976), «Крылья Дюймовочки» (1978; две последние в соавторстве с В. Климовским), «Приключения Алисы в Стра$не Чудес» (1982); Заходер автор либретто к опере «Лопушок у Лукоморья» (1977), пьесы для кукольного театра «Очень умные игрушки» (1976). Произведения, написанные в прозе: книга сказок «Мартышкино завтра» (1956), «Добрый носорог» (1977), «Жил-был Фип» (1977), сказки «Серая звездочка» (1963), «Русачок» (1967), «Отшельник и Роза» (1969), «История Гусеницы» (1970), «Почему рыбы молчат» (1970), «Ма-Тари-Кари» (1970), «Сказка про всех на свете» (1976) и многие другие. Переводы известных зарубежных детских сказок: повести-сказки А.А.Милна «Винни-Пух$ и все-все-все» (другой вариант – «Винни-Пух и все остальные», 1960), П.Трэверс «Мэри Поппинс» (1968), Л.Кэррола «Приключения Алисы в Стране Чудес» (1971–1972), сказок Карела Чапека, братьев Гримм («Бременские музыканты», 1982, и др.), пьесы Дж.М.Барри «Питер Пэн» (1967), стихотворений Л.Керна, Ю.Тувима, У.Дж.Смита, Я.Бжехвы и др.


$Слайд №7

Текст слайда: «Веселые стихи» в творчестве детского поэта «Звери, птицы и рыбы, густо населившие поэтический мир Заходера, подразделяются на тех, что известны решительно всем, на тех, кого знают разве читатели Гржимека и Даррела (окапи, коати, суринамская пипа), и на тех, ког$о найдешь только у Заходера, в его вотчине, в Вообразилии»,- так определил главную тему поэта критик Ст. Рассадин Основная тема детской поэзии Заходера — мир животных, среди которых со своими убедительными и яркими, индивидуализированными характерами и повадками предстают как хорошо известные персонажи (кенгурята, антилопы, верблюды, хорьки, страусы$), вызывающие не только умиление, но и раздражение такими чертами, как дикость, невежество, самолюбование, глупость (это кабаны, носороги, павлины, попугаи), так и невиданные звери. То или иное качество присваивается животному в момент знакомства с ним, тогда как характер аллегорического персонажа закреплен за ним традицией. Спонтанность мышления отличает «поэта» Заходера.


Слайд №8

$

Текст слайда: «Веселые стихи» в творчестве детского поэта Ассоциации, каламбуры, перевертыши, логически$е игры рождаются будто на бегу и застывают в стихах: Под собой не чуя ног, Скачет резвый рапунок. Игра в слово – основа сказочного вымысла в творчестве Заходера – и не только в стихах, а и в прозе, и в переводах. Играя в слова-омонимы, поэт совершает чудеса: Ви$хрем мчится под водой Головастик молодой А за ним – еще пяток А за ним – сплошной поток… В его книжках: Умеют Львы косматые Скакать верхом на палочке, А мраморные статуи Сыграют с вами в салочки!


Слайд №9

$

Текст слайда: «Веселые стихи» в творчестве детского поэта Заходер выступает как поэт-анималист, рассказывая занимательные истории о животных, вступая в диалоги с ними(«Пипа Суринамская»). Присутствует в произведениях и мораль, но ее дидактизм растворен в шутке, игре. Герой Заходера рассматривается в первую очередь в отношении своих социальных функций. Сквозь зоологический эпос просвечивает эпос человеческого общества. Б. Заходер пользуется всей палитрой комического – от мягкого юмора до иронии и сатиры, — смешивая их во всевозмо$жных пропорциях. К тому же речь от лица ребенка сообщает стихотворному повествованию энергию детского оптимизма, а воображению – раскованность. Среди героев Заходера не только животные. Есть цикл стихов о школьниках – «На задней парте». Кроме «родных» есть у Бориса Владимировича и «иностранные» книжки. Заходер не перевел все эти книги, он их пересказал или, вернее, как выразился один поэт, «написал их по-русски». По его произведениям ставили спектакли и снимали мультфиль$мы, причем пьесы и сценарии он писал в основном сам.


Слайд №10

Текст слайда: Пере$вод Заходера: Алиса в стране чудес Математик и Козлик Делили пирог. Козлик скромно сказал: —Раздели его вдоль! —Тривиально!— сказал Математик.—  Позволь, Я уж лучше его разделю поперек!— Первым он ухватил Первый кус пирога. Но не плачьте, Был тут же нака$зан порок: «Пи» досталось ему (А какой в этом прок?!) А козленку… Козленку достались Рога! Перевод Заходера – яркий пример функционального перевода. Он воспроизвел эффект комичности с помощью аналогов, воспринимаемых на русском языке.


Слайд №11

Текст слайда: «Веселые стихи» в творчестве детского поэта В общем, получилось так, что в литературе оказалось как бы несколько Борисов Заходеров. Ну разве мог поэт не написать об этом! Смотрите сами: Вот есть, например, детский $писатель Борис Заходер; Есть переводчики — Взрослый и детский. Тот знает английский, этот — немецкий… У всех у них Разные интересы, Хотя они все как один Бо$рисы: Один Заходер Сочиняет пьесы — (Его, очевидно, Волнуют актрисы!). Тот пишет сказки про разных тварей, Тот норовит Смастерить сценарий; Есть среди них Даже автор либретто. Тут не хватало только поэта!


Слайд №12

$

Текст слайда: ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Б.В.ЗАХОДЕРА Винни-Пух. По мотивам сказки А.Милна. СССР, 1969. Винни-Пух идет в гости. По мотивам сказки А.Милна. СССР, 1971. Винни-Пух и день забот. По мотивам сказки А.Милна. СССР, 1972. Волчок. Реж. СССР, 1985. Как несли стол. По мотивам стихотворения Б.Заходера «Муравей». СССР, 1979. Кит и кот. СССР, 1969. «Кто ж такие птички…» $СССР, 1978. Морской бой. Россия, 2005. Отшельник и Роза. СССР, 1980. Про всех на свете. СССР, 1984. Птичка Тари. СССР, 1976. Сказка про доброго носорога. СССР, 1970. Страна Считалия. СССР, 1982. Топчумба. СССР, 1980. Фантик (Первобытна$я история). СССР, 1975. Топчумба Винни-Пух


Слайд №13

Текст слайда: «Сказки для людей» Прозаические сказки Б.Заходера 60-70-х годов («Русачок», «Серая Звездочка», «Отшельник и Роза», «Сказка про все на свете», «Жил-был Фип» и др.) вошли в цикл под названием «Сказки для людей». Беря за основу научный факт из зоологии, писатель подводил под нравственное , т.е. человеческое, обобщение. В предисловии к «Сказкам для людей» Заходер писал, что эти сказки ра$ссказывают сами звери: «Всем людям – и взрослым, и детям. Звери ведь очень уважают людей, считают, что они сильнее и умнее всех на свете. И хотят, чтобы люди относились к ним хорошо. Чтобы были к ним добрее. И они надеются, что, когда люди $их лучше узнают, они станут к ним добрее, именно затем звери и рассказывают о своей жизни, о своих радостях и печалях, о своих веселых приключениях…» Экология и нравственность объединяются в миропонимании Заходера.


Слайд №14

$

Текст слайда: Сказка «Серая Звездочка» Серая Звездочка — это история о Доброте, о Понимании, о Любви к окружающим тебя живым существам. Очень поучительная, но в прекрасной, ненавязчивой форме рассказанная история. Серая Звездочка – это именно сказка. Она уходит корнями в$ народный фольклор и вместе с тем полна авторских особенностей. Связана с фольклором сама форма сказки – это мотив рассказа. Историю Серой Звездочки рассказывает своему маленькому Ежонку папа Ёжик. Образ Необычной главной героини тоже родом из сказки: Так вот, жила-была жаба — неуклюжая, некрасивая, вдобавок от нее пахло чесноком, а вместо колючек у нее были — можешь себе представить! – бородавки. Брр! Одна из основных философских категорий, которыми живет сказка,- категория «видимости и сущности».


Слайд №15

$

Текст слайда: Сказка «Серая Звездочка» Поступки Серой звездочки: Серая Звездочка помогает жителям сада. Она очищает сад от вредителей. Именно добро и должен творить главный герой фольклорной сказки. Все цветы и бабочки, а с ними и маленький читатель знают, что жаба «добрая, хорошая и$ полезная». И это так важно и самоценно, что никто даже не замечает, что Серая Звездочка — «неуклюжая и некрасивая». «Она жила в саду, где росли Деревья, Кусты и Цветы, а ты должен знать, что Деревья, Кусты и $Цветы разговаривают только с теми, кого они очень-очень любят. А ведь не станешь ты называть того, кого ты очень-очень любишь, жабой?» Автор использует переклички с произведением Андерсена, где состоялся диалог естествоиспытателя и поэта: «А разве не прекрасно это народное поверье, что в голове жабы — безобразнейшего животного — часто скрыт драгоценный камень? Возьми людей, и к ним это можно отнести. Вспомни Эзопа, Сократа!». То, что в конце повествования Серая Звездочка и все ее собратья решают помогать друзьям только н$очью, так же указывает на ее фольклорную основу. «Логика и атмосфера» полезных дел в народной сказке, показывает, что чаще всего они осуществляются ночью Сказка раскрывает перед юным читателем мир, в котором обманчивость внешнего часто противоречит и той пользе, которую приносит в этот мир скрытое в этой об$олочке живое существо. А ведь в мире людей тоже так бывает. Именно эту идею пытается донести Заходер до ребенка.


Слайд №16

Текст слайда: Цикл стихотворений «В моей Вообразилии» Страна Б. Заходера «Вообразилия» -происходит от слова «воображение» В моей Вообразилии,$ В моей Вообразилии, Болтают с вами запросто Настурции и лилии… Там царствует фантазия Во всем своем всесилии В этой удивительной стране «львы косматые» скачут на палочках и мраморные статуи играют в салочки. В этой стране у всех «вырастают крылья» и каждый становится волшебником. Здесь сочувствуют людям, лишенным воображения, потому что они никогда не смогут побывать в этой стране, которая «удобно расположена» прямо у нас в голове.$


Слайд №17

$

Текст слайда: Цикл стихотворений «В моей Вообразилии» Стихотворение цикла очень ритмичное, легко сканируется, для передачи восторженного отношения автора к чудесной стране используются повторы «в моей Вообразилии». В этой чудесной стране живут удивительные животные, Чуженица. К. Чуковский «Муха-Цокотуха» : «А теперь, краса-девица, на тебе хочу жениться…». Так автор вплетает в стихи детское умение переставлять слоги в словах, образуя новые, нелепые слова. Игра с$о словами, буквами – основа творчества Б. Заходера. Он обладает языковым чутьем, виртуозностью смысловой и семантической игры.


$Слайд №18

Текст слайда: Цикл стихотворений «В моей Вообразилии» Используются слова из детской этимологии и в стихотворении «Кавот и Камут». Эти звери образованы от звучания слов «кого-то» и «кому-то». У меня под кроватью живет Симпа$тичнейший в мире Кавот… И трудно это чудо накормить, потому что Каждый кусок почему-то Попадает в желудок Камута… А еще живут в Вообразилии веселый синий Себеха, Бука и Бяка и даже «чудо природы» Мним (никем никогда не виданное животное, от слова «мнимый» – несуществующий).


Слайд №19

Текст слайда: Творчество писателя в программе начальной школы Название программы (Ав$торы) 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс «Школа 2100» (Бунеев Г.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.) «Два и три» «Мохнатая азбука» «Моя Вообразилия» «Сказочка» «Что красивей всего «Переменка» «Вредный кот» «Дождик» «Кискино горе» «Гармония» (Кубасова О.В.) — «Два и три» «Как волк песни пел$» «Петя мечтает» «Муравей» «Дырки в сыре» «Птичья школа» «Очень вежливый индюк» «Серая Звездочка» —


Слайд №20

Текст слайда: Творчество писателя в программе начальной школы Название программы (Авторы) 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Система Л. Занкова (Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.) «Пошел Сережа в первый класс» «О границах поэтичес$кого творчества» «Моя Вообразилия» «Приятная встреча» «Рапуны» «Что такое стихи» «Ну и мышонок» «Что красивей всего» «Воздушные замки» «Планета знаний» (Кац Э.Э.) — «Про пана Трулялинского» «Что красивей всего» — —


Слайд №21

$

Текст слайда: Авторы-составители презентации: Информация о жизни писателя – Новокшенова Ольга Анализ творчества – Деева Ксения Анализ «Серой Звездочки» – Палкина Ксения Анализ Цикла «Моя Вообразилия»– Мартюшева Мария Анализ программ, оформление презентации – Деева Ксения


Слайд №22

$

Текст слайда: Детский поэт на все времена


Еще записи

Leave a Comment