Презентация по литературе на тему “Романтизм в Европе” скачать бесплатно

Слайд №1

Текст слайда: Романтизм в Европе


Слайд №2

$

Текст слайда: 19 век был богат на революции и перевороты. Помимо французской революции, в 1848-1849 гг. происходят революции в Европе, на рубеже 1850-1860 гг. возникает революционная ситуация в России, США потрясает Гражданская война 1861-1865 гг$. Казалось, что французская революция людей, «лишенных хлеба, превратила в людей, лишенных еще и нравственности». Франсиско Гойя Третьего мая 1808 г  


Слайд №3

$

Текст слайда: В передовых государствах Европы и США продолжается промышленный переворот (появляются железные дороги, пароходы, телеграф). Однако множество технических изобретений, предназначенных улучшить жизнь, только подч$еркивает несовершенство мира. Капитализм устранил социальную несправедливость, но породил множество других несправедливостей. К власти приходит поколение, не знающее, что такое нравственность. Противоречия жизни естественным образом переносится в литературу. Центральным для художественных направлений эпохи становится вопрос не только о том, как человеку выстоять в этом мире, но и в том, как активно участвовать в историческом процессе, как влиять на него, то есть быть человеку «молотом или наковальней» $(Гете). Джозеф Райт. Кузнец


Слайд №4

Текст слайда: Характерной чертой эпохи становится сосуществование полярн$о противоположных направлений в искусстве:  – романтизма (стремление уйти в иной, идеальный мир); – реализма (попытка проанализировать, а затем изменить этот мир). Новые художественные направления возникают и формируются в целостные системы очень быстро (требуются не столетия, а десятилетия).


Слайд №5

Текст слайда: В 18 веке этот термин имел другое значение:$ романтическим называлось все фантастическое, необычное, странное, встречающееся чаще в книгах, чем в действительности. На рубеже 18-19 вв. это слово использовалось для обозначения нового художественного направления, противоположного классицизму. Романтизм – это художественное направление$, зародившееся в Германии, которое возделывает личность, ее субъективные переживания, ее богатый внутренний мир.


Слайд №6

Текст слайда: Социальной основой романтизма становится разочарование в своей эпохе, в новом обществе, с которым были связаны большие надежды, так как это общество предсказывали великие умы Европы. Романтики считали, что им выпало жить под бесславной звездой, когда $Европа страдает от революций, когда опошлены все лучшие человеческие порывы. Такое разочарование непременно сопровождалось настроением безнадежности, отчаяния, «мировой скорби – это «болезнь века». Новалис (нас$тоящее имя – Фридрих фон Гардэнберг)


Слайд №7

Текст слайда: Альфред де Мюссе в своем романе «Исповедь сына века» писал: «Безнадежность шагала по земле, и сыны века, полные сил, отныне никому не нужных, опускали праздные руки и пили из скудной чаши этот отравленный напиток. Болезнь нашего века происходит от двух причин, народ носит в сердце две раны. Все, что было, уже прошло. Все, что будет, еще не наступило». Пуш$кин говорил, что бедой всего романтического стала преждевременная страсть души: «Нет: рано чувства в нем остыли» (Евгений Онегин). Альфред де Мюссе

$


Слайд №8

Текст слайда: Неудовлетворенность современной действительностью приводит к появлению двоемирия (мир реальный и мир идеальный, мир мечты). Большое внимание романтики уделяют детству. Детство осмысливалось как идеальный мир, мир гармонии, чья глубина и прелесть притягивает к себе взрослых. «Взрослость» – это время, утратившее непосредственность и чистоту детства. Романтизм отверг$ал один из основных принципов просветительской литературы – «подражание природе». Романтики считали, что автор должен быть абсолютно свободен, он должен творить только по своим с$обственным законам. Оскар Уайльд писал: «Не приписывайте художнику нездоровых тенденций, ему дозволено изображать все».


Слайд №9

Текст слайда: Эпоха романтизма характеризуется обновлением художественных форм и всей системы литературных жанров, происходит реформа сцены (сращение лирики и драмы). Создаются новые, переходные жанры (лиро-эпические и лиро-эпико-драматические), заново создается романтическая поэма (символическая, нравоописательная, фольклорная), романтическая драма обращается к традициям Шекспира и Кальдерона, п$оявляются «драматические поэмы» (Байрон, Шелли). Необычайного расцвета достигает лирика (слова ассоциативны, многоз$начны, метафоричны). Странник над морем тумана” – это работа маслом,созданная Каспаром Давидом Фридрихом Странник над морем тумана” – это работа маслом,созданная Каспаром Давидом Фридрихом Странник над морем тумана” – это работа маслом,созданная Каспаром Давидом Фридрихом Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана.


Слайд №10

$Текст слайда: Теоретики романтизма проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров, синтез искусства, религии и философии, подчеркивали музыкальное и живописное начала в поэзии. Из лироэпических жанров наиболее популярна баллада, в прозе преобладают поэтические формы – сказка, лирическая новелла. 


Слайд №11

$

Текст слайда: Проза романтизма развивалась по многим жанровым направлениям. Романтизм использовал и классическую новеллу, и рыц$арский роман («Граф Монте-Кристо» Дюма-отца), и элементы плутовского романа, и восточную сказку рококо. В 30-40 гг. складывается романтический социальный роман (Ж. Санд, Э.Сю, В. Гюго), появляется фантастическая повесть. Исторический роман, существовавший в предыдущий период, был коренным образом переработан и стал одним из центральных жанров. Александр Дюма


Слайд №12

Текст слайда: О, как я хотел бы окунуться В те глубины, что огонь таят, Ангелам зовущим улыбнуться, Вно$вь увидеть счастья дивный град! В. Мюллер РОМАНТИЗМ В ГЕРМАНИИ В Германии романтизм начал формироваться в последние годы 18 века и очень скоро стал одним и$з важнейших направлений в литературе и искусстве. Основные принципы теории романтизма сформулировал Фридрих Шлегель в работе «Фрагменты». Также важную роль в формировании романтической эстетики сыграли философы Фихте и Шеллинг. Эта группа писателей и поэтов работала в университетском городе Йена, в результате чего и получила название йенская школа. Это был первый этап немецкого романтизма.


Слайд №13

$

Текст слайда: Вторым этапом немецкого романтизма стало творчество гейдельберских романт$иков. Освободительная война против Наполеона сформировала новые идеи, резко отличающиеся от суждений и взглядов йенских романтиков. Теперь на первый план выдвигаются понятия нации, народности и исторического сознания. Это и приводит к возникновению нового романтического движения, своеобразным центром которого стал город Гейдельберг. Там сформировался кружок поэтов и прозаиков, которых привлекало все истинно немец$кое (искусство, культура и история).


Слайд №14

Текст слайда: Романтики второго этапа разбудили интерес к национальной старине. Именно в эти годы публикуются и комментируются памятники средневековой н$емецкой литературы, романтики обращаются к народной песне (сборник песен А. фон Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика»). Высокого совершенства достигает лирическая поэзия. Ведущими прозаическими жанрами становятся фантастическая новелла и сказка («Детские и семейные сказки» братьев Гримм). Братья Гримм


Слайд №15

$

Текст слайда: Во времена Гримов интерес не только к сказке, но и к народному творчеству в целом проявился особенно ярко. Это объяснялось тем, что устное народное творчество не было затронуто цивилизацией, поэтому романтики и признали его красоту. Кроме того, в 1806-1812 гг. у немцев п$оявилась еще одна веская причина обратиться к национальному творчеству – это захватнические войны Наполеона. Вильгельм Гримм писал: «Сейчас самое время собирать и спасать старые предания, чтобы они не испарились, как роса под жарким солнцем, не погасли, как огонь в колодце, не умолкли навеки в тревогах наших дней». 


Слайд №16

$

Текст слайда: Вершина романтизма – творчество Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776–1822). Самый крупный писатель немецкого романтизма Гофман был необычайно одарен – он и талантливый музыкант, и блестящий карикатурист. Его произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск(«Эликсир дьявола», «Золотой горшок», «Повелитель блох»). Сталкивая действительность и мир фантастики, Гофман нередко трактует фантастику иронически, благодаря чему обнажается внутренняя слабость фантастического и намечается переход к реальности. $Элементы сатиры у него особенно заметны в превосходной сказке «Маленький Цахес» (1819), где автор иронически рисует роль золота в классовом обществе. Эрнст Теодор Амадей Гофман


Слайд №17

Текст слайда: В первой половине$ XIX в. творил Генрих Гейне (1797–1856) – великий поэт Германии, сочетавший в своем творчеств$е романтику и иронию. Гейне был поэтом революционной демократии. Во многих своих стихах он опирает ся на народную песню, благодаря развитию мотивов которой достигает нео быкновенной естественности, ясности и простоты.


Слайд №18

Текст слайда: Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы. В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1766–1824). Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» опоэтизировала романтического бунтаря-индивидуалиста, образ которого был типич$ен для посленаполеоновской поры.  РОМАНТИЗМ В АНГЛИИ


Слайд №19

$Текст слайда: Английский романтизм представляют также Дж. Китс (1795–1821) и П. Б. Шелли (1792—1822). Джон Ките – автор патриархально-утопической идиллии «Эндимион», где выражен протест против пуританского ханжества. Перси Биши Шелли – автор аллегорической поэмы «Королева Маб», разоблачающей порочность современного ему общества. В поэме «Восстание ислама» Шелли оправдывает насильственное свержение десп$отии. В трагедии «Ченчи» и в лирической поэме «Освобожденный Прометей» он дал философс кое осмысление проблем свободы и тирании. Перси Биши Шелли Джон Китс


Слайд №20

$

Текст слайда: Во Франции первой трети XIX в. романтизм был основным направлением литературы. На раннем этапе его развития центральная фигура – Франсуа Рене де Шатобриан (1768–1848). Он представлял консервативное крыло этого направления. Все написанное им — это полемика с идеями Просвещения и революции. РОМАНТИЗМ ВО ФРАНЦИИ


Слайд №21

$Текст слайда: Сторонницей либеральных идей была Жермена де Сталь (1766–1817), много сделавшая для обоснования принципов романтизма. В романах«Дельфина», «Коринна» писательница защищает право женщины на свободу чувства, а также показывает столкновение че$ловеческой личности с устоями буржуазно-дворянского общества. В 1803 г. Наполеон выслал ее из Парижа за выступление в защиту политической свободы: Особое место во французском роман$тизме занимает творчество Альфреда де Мюссе (1810–1857). В «Испанских и итальянских сказках» автор иронически трактует романтические мотивы. 


Слайд №22

Текст слайда: Среди выдающихся романов Гюго – «Собор Парижской Богоматери», «$Труженики моря», «Человек, который смеется».  Особое место занимает роман «Отверженные», затрагивающий самые острые социальные проблемы XIX в.  Виктор Гюго (1802–1885) прошел сложный путь развития. В 1827 г. им были сформулированы принципы новой, романтической драматургии. Он критикует правила «трех единств», выступает против строгого разграничения жанров, утвердившихся в классицизме. Гюго требовал свободы и естественности, не отрицая значения «местного колорита», признавал возможным смешение трагического и комического.


$

Слайд №23

Текст слайда: Решетняк Л.А., МБОУ СОШ № 3 г. Костомукша Республика Карелия


Еще записи

Leave a Comment