Презентация по литературе на тему “Темные аллеи” скачать бесплатно

Слайд №1


Слайд №2

Текст слайда: Запишите образы-символы любви из стихотворения Н. Огарева.


Слайд №3

$

Текст слайда: Была чудесная весна! Они на берегу сидели – Река была тиха, ясна, Вставало солнце, птички пели; Тянулся за рекою дол, Спокойно, пышно зеленея; Вблизи шиповник алый цвел, Стояла темных лип аллея. Была чудесная весна! Они на берегу сидели – Во цвете лет была она, Его усы едва чернели.


Слайд №4

$

Текст слайда: Стихотворение Николая Огарёва «Обыкновенная повесть» (1842 год) стало для И.А. Бунина толчком к созданию этого рассказа.


Слайд №5

Текст слайда: Известно, что Бунин тщательно подбирал заглавия к своим рассказам, следуя принципу: ничего не объяснять, не помогать читателю, чтобы тому было, над чем поломать голову.


Слайд №$6

$Текст слайда: О чем рассказ «Темные аллеи»?


Слайд №7

Текст слайда: Подготовим таблицу для анализа рассказа. Выпишите из рассказа детали пейзажа, портрета, интерьера, ремарки автора, слова героев, при помощи которых автор создает характеры героев.


$Слайд №8

Текст слайда: Кто из героев вам более симпатичен? Почему? В таблице разными цветами выделите слова и словосочетания, обозначающие в рассказе прошлое и настоящее.


Слайд №9

Текст слайда: Перечитайте диалог. Николай Алексеевич: — А! Все проходит. Все забывается.$ Надежда: — Все проходит, да не все забывается. Чего не забыла Надежда? А Николай Алексеевич?


Слайд №10

Текст слайда: Вспомните, когда появляется образ “тёмных аллей” в рассказе. Как о них вспоминает Надежда? Николай Алексеевич? Кому или чему адресована её “недобрая улыбка”? Для героя любовь — прекрасное мгновение, а для Надежды? А что есть любовь для Бунина?


Слайд №11

Текст слайда: Согласны ли вы с такой трактовкой образа Надежды?


Слайд №12

$Текст слайда: Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Прочитайте литературоведческий комментарий к рассказу.


Слайд №13

Текст слайда: Само содержание символа “тёмные аллеи” реализуется через мотив памяти. Аллеи памяти персонажей новеллы в этом смысле не имеют точек соприко$сновения в настоящем. А слова Николая Алексеевича: “Всё проходит…”; “Как о воде протекшей будешь вспоминать…” — героиня воспринимает как “формулу забвения”, оправдывающую реальную чёрствость и предательскую безответственность. Спеша уличить гостя в эгоистичной “забывчивости”, Надежда “выставляет”, $как ей кажется, неоспоримый женский “козырь” — пронесённое сквозь время на знаменах памяти постоянство: “Всё проходит, да не всё забывается”.


Слайд №14

Текст слайда: На самом деле в словах Николая Алексеевича (цитата из Книги Иова) заключена подлинная мудрость: нел$ьзя жить, нагнетая страсти и страдания, памятуя лишь о бедах и обидах, — эта дорога никогда не приведёт к Храму. Но, к сожалению, именно так прожила свою жизнь Надежда. Многозначительна в финале рассказа деталь, касающаяся главной героини: “Она… всё глядела в окно, как мы уезжали” (реплика возницы). На крыльцо проводить не вышла, горницу свою не покинула. Вот она — красота, запертая в тёмном тереме старых обид и ошибок.


Слайд №15

Текст$ слайда: Отгородившись от мира, лишив себя реальных радостей настоящего дня, героиня оказалась “выключенной” из жизненного потока. “Тёмные аллеи”, применительно к героине бунинской новеллы, становятся символом бесполезного, бессмысленного блуждания в лабиринтах недоброй памяти о прошлом и в конечном счёте — отрешения от того, что должно составлять подлинную основу человеческого существования. Путь опасный и разрушительный для личности.


Слайд №16

Текст слайда: Герой же, напротив, в финале спешит окунуться в водоворот жизни, в нём не заметно большого уныния, хотя его суд$ьба тоже довольно драматична. Символичен пейзаж в заключительной части новеллы: “Кучер гнал рысцой, всё меняя чёрные колеи, выбирая менее грязные… К закату проглянуло бледное солнце”. Впереди героя ждёт просветление, ведь с ним навсегда “лучшие м$инуты”, которые до конца дней будут давать ощущение полноты и одухотворённости бытия, — и это залог приобщения к Вечному.


Слайд №17

Текст слайда: Изменил ли этот комментарий ваше отношение к героям? Как именно?


Слайд №18

Текст слайда: Бунин берёт на себя задачу — чер$ез “мгновения” жизни просмотреть начала и концы, историю личности в целом, её судьбу, всю “чашу жизни”. Напишите текст на тему «Две встречи». Используйте ваш словарь и композиционную схему.


Слайд №19

Текст слайда: В чём сходство и различие между схемами?


Еще записи

Leave a Comment