Презентация по литературе на тему “Войди в мир Гоголя” скачать бесплатно

Слайд №1

Текст слайда: Войди в мир Гоголя Виртуальная выставка НБ БелГУ ( к 200–летию со дня рождения Н.В. Гоголя)


Слайд №2

Текст слайда: В каждой великой литературе есть писатель, составляющий $отдельную Великую литературу… В русской литературе высится вершина, никого не затмевающая, но сама по себе являющая отдельную Великую литературу. В.П. Астафьев Николай Васильевич Гоголь – про$заик, драматург, критик, публицист, родился 20 марта (1 апреля) 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика среднего достатка. Н.В. Гоголь – человек самого разностороннего и глубокого образования, вдумчивый и восприимчивый мыслитель, талантливы$й и оригинальный писатель. Искание правды, уважение человеческого достоинства и душевной свободы, проповедь снисхождения и деятельной любви к людям, стремление всесторонне вникнуть в организм духовной и физической природы отдельного человека и целого общества – характерные черты произведений и образа действий Гоголя.

$


Слайд №3

Текст слайда: В фонде Научной библиотеки собрана значительная кол-лекция произведений Н.В. Гоголя, литературоведческих материалов о его жизни и творчестве. Предла$гаем вашему вниманию редкие издания сочинений великого писателя из фонда НБ БелГУ.


Слайд №4

Текст слайда: Тринадцатое издание сочине-ний Н.В. Гоголя под редакцией Н.С. Тихонравова с биографией Н.В. Гого-ля, составленной В.И. Шенроком, двумя портретами Гоголя, гравиро-ванными на стали Ф.А. Брокгаузом в Лейпциге, двумя автографами и тре-мя собственноручными рисунками, вышедшее в 1896 году в Санкт-Пе-тербургском издательстве А.Ф. Марк-са в 5 томах, включает: Т. 1 «Юношеские опыты» Т. 2 «Вечера на хуторе близ Диканьки»$ Т. 3 «Повести» Т. 4 «Мертвые души» Т. 5 «Переписка» Издание подарено Фундамен-тальной библиотекой Санкт-Петер-бургского государственного политех-нического униве$рситета.


Слайд №5

Текст слайда: Пятнадцатое издание соб-рания сочинений Н. В. Гоголя, изданное в Санкт-Петербурге в издательстве А.Ф. Маркса в 1900 году, содержит известные повести из двух циклов “Вечера на $хуторе близ Диканьки” и “Миргород”, главное произ-ведение автора – поэму “Мерт-вые души”, а также повести, ко-медии, отдельные произве-дения и драматические сцены, духовную прозу, исторические наброски, заметки о русском быте, словари. Сочинения вышли в 12 томах, в 6 книгах.


Слайд №6

Текст слайда: Данное издание являет$ся приложением к массовому ил-люстрированному еженедельному журналу «для семейного чтения» – «Нива», основанному А.Ф. Марк-сом. Издание подарено Фундамен-тальной библиотекой Санкт-Пе-тербургского государственного по-литехнического университета.


Слайд №7

Текст слайда: Библиотека располагает антикварным изданием пособия для учителей средней школы – «Н.В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, докумен$тах», вышедшим в государственном учебно-педагогическом издательстве Мини-стерства просвещения РСФСР в 1953 году. Составитель А.М. Гордон, редак-тор А.М. Докусов.


Слайд №8

Текст слайда: Альбом содержит: репродукции записи в Метрической книг$е; портретов писателя, выполненных известными художниками; портретов его родителей; картин, фотографий, литографий, гравюр; рисунков Н.В. Гоголя, Т.Г. Шевченко, В. Маковского, И. Репина, Кукрыниксов и др.; иллюстраций Е. Кибрика, П.Соколова и $др.; журналов, газет, кадров из кинофильмов; фотографии памятников, медалей, сцен из спектаклей по произведениям Н.В. Гоголя, предметов декоративно-прикладного искусства.


Слайд №9

$Текст слайда: Библиотека распо-лагает также ан-тикварными изда-ниями отдельных произведений Н.В. Гоголя. Произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки», вышедшее в Москве в издательстве «Художественная литература» тиражом 30 тыс. экз. в 1960 году было приобретено в фонд библиотеки в 1961 году. Издание содержит цветные и черно-белые иллюстрации художника А. Лаптева. «Вечера$ на хуторе близ Диканьки»  возвестили о появлении в России нового выдающегося писателя, в высшей степени своеобразного таланта. Создавая «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь опирался на большой фольклорный, исторический и бытовой материал. Читателю открылся чудесный красочный мир, показавший народ в $его внутренней красоте, в богатейших творческих возможностях. Романтизму свойственны резкие контрасты добра и зла, необычность многих ситуаций и характеров. Такое изображение народных масс явилось одним из крупных достижений в процессе демократизации русской литературы.


Слайд №10

Текст слайда: Издание «Майская ночь», вышедшее в государственном издательстве худо-жественной литературы в Москве в 1953 году тиражом 20 тыс. экз.$, содержит красочные иллюстрации художника Б. Дехтерева на отдельных листах. «Майской ночи, или утопленнице» (из сб. «Вечера на хуторе близ Ди-каньки») также свойственна возвышен-но-эмоциональная манера повество-вания. Выдвигая на первый план изоб-ражение людей высокого строя души, Гоголь раскрывает их стремление$ к независимости и воле, выявляет то, что характеризует их как личности, привлекательные и своими челове-ческими чувствами, и своими дейст-виями. Показывает прозрачную чис-тоту, ясность души своих героев.


$Слайд №11

Текст слайда: В библиотеке имеется сборник Н.В. Гоголя «Миргород», вышедший в государственном издательстве художе-ственной литературы в 1952 году тиражом 200 тыс. экз. Представляет интерес издание «Н.В. Гоголь. Старосветские помещики. Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», вышедшее в госу-дарственном издательстве детской литературы Министерства просве-щения РСФСР в 1949 году тиражом 100 т$ыс. экз. Книга богато иллюстри-рована. Обретение прошлого достигается у Гого$ля не скрупулезным показом исторической хроники, не архе-ологической тщательностью деталей, а обобщением событий, романтической наполненностью образов, когда драма-тические судьбы героев приобретают эпический размах.


Слайд №12

Текст слайда: Сборник «Миргород» 1835 г., хотя и имел подзаголовок «Повести, слу-жащие продолжением «Вечеров…», но вместе  с романтическими («Вий», «Та-рас Бульба») включал и реалистические произведения («Старосветские по-мещики»). Повесть “Тарас Бульба” – это героическое освещение эпохи, характеров, нравов, необычайная экспрессия стиля, н$еистовая яркость словесных красок. “…Разве здесь не все казачество, с$ его удалью, разгульною жизнью, беспеч-ностью и ленью, его буйными оргиями и кровавыми набегами”.


Слайд №13

Текст слайда: У сборника «Арабески» самая странная судьба из всех гоголевских сборников. Кроме того, что он — наименее среди них изученный, долгое время он не рассматривался как сборник, можно сказать, почти с самого момента его выхода в свет в$ 1835 г. Сам Гоголь положил этому начало, когда «изъял» три повести из «Арабесок» и поместил их в третьем томе своего собрания сочинений, изданного в 1843 г., образовавшем в дальнейшем петербургский цикл. Поэтому и в литературоведении повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» тради-ционно рассматриваются внутри петербургского цикла, а статьи — как часть критико-публицистического наследия Гоголя. Библиотека располагает изданием сборника «Ара-бески», вышедши$м в московском издательстве «Молодая гвардия» в 1990 году тиражом 50 тыс. экз. и представ-ляющим интерес оформлением титульного листа – репродукцией титульного листа издания сборника «Арабески» 1855 года. Издание содержит предисловие Н.В. Гоголя к единственному прижизненному изданию «Арабесок», а также черно-белые$ и цветные иллюстрации художника Ю. Селиверстова.


Слайд №14

Текст слайда: В Курском книжном издательстве в 1954 году тиражом 75 тыс. экз. вышел сборник «Петербургские повести». Экземпляр этого издания имеется в библиотеке. Углублением критического отношения к окружающей действительности отличался трет$ий прозаический цикл Гоголя – «Петербургские повести», в которых нашла отражение «пошлая действительность», давящая маленького бесправного чел$овека. Гоголь, рисуя портреты и характеры своих героев, в каждом особо подчеркивает какую-то черту внешнего облика и поведения, хотя раскрывает внутреннее содержание. «Самым полным» из произведений Гоголя Пушкин назвал «Невский проспект». Изображая Невский проспект в разное время дня, Гоголь как бы характеризует социальный профиль Петербурга, его общественную структуру.

$


Слайд №15

Текст слайда: Издание «Н.В. Гоголь. Шинель», вышедшее в 1952 году в госу-дарственном издательстве худо-жест$венной литературы, содер-жит множество иллюстраций на отдельных листах народных художников РСФСР Кукрыник-сов. Суперобложка, переплет и титул художника Н. Ильина. «Шинель» по своей жизненной насыщенности, по силе художест-венного мастерства представляет собой одно из наиболее совер-шенных и замечательных произ-ведений великого реалиста. Примыкая по своей проблемати-ке к петербургским повестям, «Шинель» развивает тему уни$-женного человека в юмористичес-ком повествовании.


Слайд №16

Текст слайда: Произведение Н.В. Гоголя «Реви-зор», имеющееся в библиотеке, издано тиражом 200 тыс. экз. в 1966 году в издательстве «Художест-венная литература» (серия «На-родная библиотека»). Содержит черно-белые иллюстрации худож-ника Д. Кардовско$го, гравюры А. Калашникова. Оформление – суперобложка. «Ревизор» открывает новую стра-ницу в истории реалистической ли-тературы и театра.


Слайд №17

Текст слайда: Весной 1836 г. Гоголь закончил комедию «Ревизор» и выпустил ее отдельным изданием 19 апреля 1836 г. Первое представление комедии состоялось в Петербурге 25 мая, в Москв$е, с М. С. Щепкиным в роли городничего. «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».


$

Слайд №18

Текст слайда: Библиотека располагает подарочным изданием произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души» 1952 года, вышедшим в Государственном издате-льстве художественной литературы. Книга содержит замечательные иллюстрации художника $П. Боклевского на отдельных листах. Издание вышло тиражом 20 тыс. экз., в суперобложке.


Слайд №19

Текст слайда: В 1836 г. Гоголь уезжает за границу. Здесь он «начал писать и продолжил «Мертвые души», которые было оставил». Поэма о том, как Чичиков по Р$оссии мертвые души искал, еще при жизни Н.В. Гоголя была названа критиками ярчайшим портретом России XIX в. А для современных читателей – это в первую очередь исследование русского характера и русской души, попытка ответить на извечный вопрос: «О, Русь, птица-тройка, куда ж несешься ты?». При чтении поэмы убеждаешься в том, что название имеет не только переносный, но и самый что ни на есть прямой смысл — как много все-таки еще в России «мертвых» душ…

$


Слайд №20

Текст слайда: «…я принялся за «Мертвых душ»… Если $совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой ори-гинальный сюжет! Ка-кая разнообразная ку-ча! Вся Русь явится в нем!» – писал Гоголь.


Слайд №21

Текст слайда: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово», – говорил Н.В. Гоголь, принадлежащий к числу крупнейших деятелей русской литературы и вписавший своими произведениями блестящую страницу в историю отечест$венной и мировой культуры.


Еще записи

Leave a Comment